От «Москвы» и «Ленинграда» до «Кузнецова»

Что требуется для полноценного развития авианосных систем

Тактико-технические характеристики будущего российского авианосца и состав базирующегося на нем авиакрыла, корабли сопровождения нового отечественного «плавающего аэродрома», сроки и особенности кораблестроительных программ, в результате выполнения которых наш флот получит полноценные авианосные ударные группы. Авторы еженедельника «ВПК» затронули эти и многие другие аспекты давней проблемы отечественного ВМФ (№№ 49–51 за 2011 год, №№ 3–5, 10, 11, 13, 27–30, 38–41 за 2012 год). Публикуем еще одно мнение.

Примерно через три-четыре года в состав Военно-морского флота России войдут первые два десантно-вертолетных корабля-дока (из четырех заказанных ДВКД) типа «Мистраль» французской разработки. Иногда их классифицируют более широко – как универсальные десантные корабли (УДК).

Строятся корветы типа «Стерегущий», фрегаты типа «Адмирал Горшков». Проектируется эсминец с современной системой противовоздушной (ПВО) и противоракетной (ПРО) обороны. Таким образом, задел для создания боевого охранения авианосцев создан. Предполагается модернизировать тяжелые атомные ракетные крейсера (ТАРКР) типа «Киров» проекта 1144. Продолжаются государственные испытания головной многоцелевой атомной торпедной лодки с крылатыми ракетами (МПЛАТРК) «Северодвинск» типа «Ясень».

Сначала вертолеты

Осталось дело за малым – сконструировать и построить новый российский авианосец (АВ) и, кажется, сбалансированный и готовый решать любые задачи в Мировом океане флот России будет полностью сформирован. Не касаясь всех аспектов термина «боеспособен», предлагаю все же попытаться ответить на вопросы: а имелся ли в ВМФ СССР или России полностью боеспособный АВ и есть ли сегодня основные компоненты перспективной боевой авианосной системы?

От «Москвы» и «Ленинграда» до «Кузнецова»
Фото: Леонид Якутин

С великим сожалением придется констатировать: таковой в Советском Союзе и Российской Федерации не было и нет. Наш флот располагает своего рода «учебной партой» для летчиков корабельной авиации, выполняющей заодно функции «большого и устрашающего» флагоносца.

Современная история отечественных авианесущих кораблей началась с противолодочных крейсеров (ПКР) «Москва» и «Ленинград» проекта 1123. На них возлагались задачи противолодочной обороны (ПЛО). Требовалось построить полтора десятка таких боевых единиц. Однако высокая стоимость и возможности промышленности не позволили полностью выполнить задуманное.

При всей сложности проектирования и постройки кораблей данного типа первый ПКР «Москва» был передан флоту в конце 1967 года, как раз тогда, когда ВМФ СССР начал выходить в Мировой океан. Основное вооружение: 14 противолодочных вертолетов Ка-25ПЛО с поисковыми гидроакустическими станциями и средствами поражения субмарин. Винтокрылые машины размещались в двух ангарах: 12 – в нижнем, две – в верхнем. Подъем геликоптеров из нижнего ангара на полетную палубу площадью 2400 квадратных метров осуществлялся двумя лифтами.

Оба крейсера находились в полной оперативной готовности и успешно эксплуатировались в течение многих лет. Фактически на них рождалась отечественная палубная авиация, отрабатывались приемы и навыки взаимодействия корабля-носителя и авиагруппы, способы действия корабельных самолетов. Помимо противолодочной дополнительно решалась задача коллективной ПВО.

За годы службы «Москва» совершила 11 походов в Средиземное море на боевые службы, дважды выходила в Атлантический океан. Однако эксплуатация корабля требовала серьезной подготовки экипажа. За первые два года нахождения в строю произошли две аварии с палубными вертолетами Ка-25, в 1972-м было повреждено подъемно-опускное устройство ПОУ-20 для самой мощной отечественной корабельной гидроакустической станции «Орион» и корабль фактически лишился гидроакустики.

Тем не менее за время испытаний и эксплуатации ПКР «Москва» были достигнуты весомые положительные результаты: началась отработка взлета и посадки реактивного самолета Як-36М с вертикальным взлетом и посадкой. Первая в истории ВМФ СССР посадка этого аппарата на палубу состоялась 18 ноября 1972 года, а взлет был выполнен спустя четыре дня – 22 ноября.

Одна из самых ярких страниц в биографии «Ленинграда» – участие в операции по разминированию Суэцкого залива в 1974 году. Основной вклад в нее внесли вертолеты Ка-25, укладывавшие шнуровые заряды, подрывы которых вызывали детонацию донных мин. Для буксировки неконтактных тралов различных типов использовались более мощные винтокрылы Ми-8, включенные в состав авиагруппы наряду с Ка-25.

Приведенные факты показывают, насколько авианесущие корабли могут быть универсальны по задачам. Применение ПКР с вертолетами в значительной мере позволило подготовиться к базированию реактивных самолетов на отечественных кораблях.

Почти авианосец

Не буду рассказывать, как военные моряки и кораблестроители пробивали у руководства государства постройку новых авианесущих кораблей, об этом много написано. Но так или иначе советский ВМФ в 1976 году пополнился первым «авианосцем» типа «Киев» проекта 1143. В открытой печати эти корабли также назывались противолодочными крейсерами. Действительно, их основной задачей являлась ПЛО. В закрытых документах они именовались тяжелыми авианесущими крейсерами (ТАКР или ТАВКР).

Фактически конструкторам из Нев ского ПКБ с привлечением многих предприятий и организаций удалось в одном корпусе совместить два корабля разных классов – АВ и крейсер с ударным, противолодочным и зенитным оружием. От предшественников – ПКР типа «Москва» проекта 1123 – ТАКР «Киев» проекта 1143 отличался в основном наличием угловой палубы, свойственной «настоящим» авианосцам, и ударным ракетным комплексом «Базальт». Вследствие предназначения для выполнения разнородных задач значительно выросли массогабаритные характеристики. В частности, одно только водоизмещение увеличилось в три раза.

Противолодочная оборона этими кораблями обеспечивалась на уровне ПКР типа «Москва». Незначительный прирост эффективности был обусловлен большим количеством вертолетов Ка-25.

За счет противокорабельных ракет П-500 комплекса «Базальт» у ТАКР появилось новое свойство – он стал ударной боевой единицей и фактически соответствовал уровню ракетных крейсеров (РКР) того времени. Действительно, «Киев» вооружался восемью ракетами П-500. На РКР типа «Варяг» проекта 58 «Грозный» было восемь ракет П-35, на РКР типа «Адмирал Зозуля» проекта 1134 «Беркут» – четыре П-35.

Но более новым ракетным крейсерам ТАКР в этом отношении уже уступал. На РКР типа «Слава» проекта 1164 насчитывалось 16 ракет комплекса «Базальт», на ТАРКР типа «Киров» проекта 1144 «Орлан» – 20 ракет П-700 «Гранит». Считалось, что совместный залп крылатыми ракетами группы ТАКР, РКР и подводных лодок нанесет непоправимый ущерб авианосной группе противника.

Отсутствие в арсенале отечественного ВМФ ударных самолетов и, как считают некоторые эксперты, в определенной мере косность мышления руководителей Министерства обороны СССР и Советского государства привели к установке на ТАКР «традиционных» для отечественного флота ударных ракет. Фактически оправдывалось понятие «крейсер». Авианосцы в классическом понимании не строились. В эпоху позднего СССР озвучивалось мнение, что они оружие агрессии. Их имеют только империалистические державы, стремящиеся к мировому господству. А Советский Союз – мирная страна, которой авианосцы не нужны.

Наши противокорабельные крылатые ракеты (как говорят, для того, чтобы убедить высшее военно-политическое руководство в необходимости иметь гибрид АВ и РКР) некоторые специалисты «оборонки» назвали беспилотными штурмовиками. Другие эксперты полагают, что это происходило от безысходности или преувеличенной надежды на высокие характеристики ракетного оружия.

Так или иначе, считается, что к концу существования СССР паритет между военными потенциалами США и Советского Союза в Мировом океане был достигнут. У американцев на ударных (многоцелевых) АВ имелись специализированные палубные штурмовики А-6 «Интрудер» и А-7 «Корсар». Потом они были заменены на многоцелевые самолеты F/A-18 с радиусом действия более 1000 километров. Наши надводные корабли (НК) и подводные лодки несли противокорабельные ракеты с дальностью стрельбы до 500 километров (при авиационном или космическом целеуказании). Других корабельных средств поражения на больших расстояниях не имелось. Огромное значение также придавалось ядерному оружию. Поэтому одной из основных задач дальней авиации ВВС и морской ракетоносной авиации ВМФ была борьба с авианосными ударными группами (АУГ) США. Факторами, значительно снижающими наши возможности, являлись ограниченный радиус действия самолетов и необходимость прорыва мощной ПВО стран НАТО и Японии.

В авиагруппу крейсера типа «Киев» входили 16 легких штурмовиков Як-38, которые являлись развитием испытанных на ПКР «Москва» самолетов Як-36М. Боевые возможности данных машин были сильно ограниченны как по боевой нагрузке – до 1000 килограммов, так и по радиусу действия – до 200 километров. Применяемое авиационное управляемое оружие – только ракеты Х-23М и Х-25Р, наводимые по лучу РЛС, с дальностью стрельбы до десяти километров, а также ракеты «воздух-воздух» ближней дальности Р-60М.

Як-38 мог нести спецбоеприпасы типа бомбы РН-28. Однако это тактическое свойство пригодилось бы только в большой ядерной войне. На самолете не было даже обычного радиолокатора и других важных подсистем. Штурмовик оказался бы полезен в локальных конфликтах. В частности, при поддержке сухопутных войск (что было показано в Афганистане), морской пехоты при десантных операциях. Реально же его возможности на море угрозы для потенциального противника не представляли.

Министерство авиационной промышленности (МАП) обещало, что вскоре появятся машины различного назначения с повышенными характеристиками. Большие надежды возлагались на истребитель Як-41 (после 1988 года – Як-141), который должен был стать полноценным многоцелевым самолетом с вертикальным (укороченным) взлетом и посадкой. Радиолокационный дозор предполагалось осуществлять вертолетами Ка-252РЛД (сейчас Ка-31), завершались испытания нового противолодочного вертолета Ка-27 и поисково-спасательного Ка-27ПС, создавались вертолеты разведки и целеуказания, противокатерный и другие.

Самолеты Як-41 намечалось испытать на третьем ТАКР «Новороссийск» (продан в 1996-м на слом), построенном в 1982 году по измененному проекту 11433, а четвертому советскому «авианосцу» – «Баку» (с 1990-го «Адмирал Горшков») проекта 11434 предстояло принять новый самолет в штатном режиме. Реально четвертый ТАКР данного типа сдали в 1987 году без самолетов Як-41. В то же время на корабле заметно изменилось радиоэлектронное вооружение (фактически соответствует РЭВ последних вариантов проекта 1143), было увеличено число «беспилотных штурмовиков» – ПКР П-500 – до 12 единиц.

Проблемы с авиагруппой

Наконец Советский Союз «дозрел» до строительства почти полноценного АВ. Им стал пятый корабль типа 1143 – «Тбилиси» (сейчас «Адмирал Кузнецов») проекта 11435. Долгожданное постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР о постройке вышло 7 мая 1982 года. Этим же постановлением опытно-конструкторским бюро МАП – Машиностроительному заводу (МЗ) имени П. О. Сухого, Московскому машиностроительному заводу (ММЗ) имени А. И. Микояна и ММЗ «Скорость» (КБ Яковлева) – поручалась разработка технических предложений по самолетам укороченного взлета и посадки для авиагруппы.

Но все же, несмотря на «авианосность», наш корабль сильно отличался от американских и английских АВ: не было катапульт и традиционно для наших ТАКР в носовой части палубы имеются противокорабельные ракеты. Разместили 12 ракет «Гранит» большой дальности в подпалубных пусковых установках (ПУ). В дальнейшем ПУ вышли из строя, теперь их на «Кузнецове» не используют. Возможно, это облегчило современное применение данного корабля в качестве легкого авианосца (АВЛ).

Для старта самолетов на ТАКР проекта 11435 использовался специальный трамплин, способы взлета с которого были отработаны на наземном полигоне НИТКА. Посадка производилась с помощью классических аэрофинишеров, аварийного барьера, специальных систем ее обеспечения – уже чисто авианосных комплексов.

При этом предусматривались варианты комплектования авиагруппы самолетами Як-41, Су-27К и МиГ-29К. Вместо истребителей МиГ-29К могли применяться легкие корабельные штурмовики Су-25К. Для управления боевыми действиями корабельной истребительной авиации в состав авиагруппы решили включить турбовинтовой самолет радиолокационного дозора и наведения (РЛДН) Як-44РЛДН. Его разработка была в 1979 году задана ММЗ «Скорость». В дальнейшем на базе машины РЛДН планировалось сконструировать и другие модификации, в частности самолет ПЛО Як-44ПЛ. Таким образом, мы постепенно двигались к созданию классической разнородной авиагруппы.

В марте 1983-го было решено прекратить проектирование Як-44РЛДН и поручить Киевскому механическому заводу под руководством генерального конструктора О. К. Антонова разработку альтернативного проекта корабельного самолета РЛДН на базе армейского Ан-71. Аванпроект Ан-71К завершили к осени 1984 года.

На самом деле Ан-71К не помещался в ангаре, его можно было базировать только на полетной палубе, но это полбеды. У машины так складывались крылья, что при нахождении перед «островом» – надстройкой АВ – она закрывала обзор с ходового мостика. В результате кораблестроители и заказчик пришли к выводу, что геометрические размеры и взлетная масса Ан-71К делают крайне проблематичным его размещение на корабле. Фактически он оказался непригодным для ТАКР.

В связи с этим в октябре 1984 года ОКБ Яковлева предложило возобновить работы по Як-44РЛДН на основе новой конструктивно-компоновочной схемы без подъемных турбореактивных двигателей (ТРД). Этот самолет так и не «родился».

Аванпроект корабельного истребителя Су-27К (Су-27КИ) МЗ имени П. О. Сухого подготовил в 1978 году. Помимо основного варианта – корабельного истребителя Су-27КИ разрабатывались модификации корабельного штурмовика Су-27КШ, а также разведчика-целеуказателя и РЛДН с обзорной РЛС в «тарелке» над фюзеляжем.

В середине 80-х годов ОКБ Сухого предлагало целое семейство самолетов корабельного базирования – истребитель Су-27К, многоцелевой Су-27МК, машина радиоэлектронной борьбы Су-27КПП, УБС и топливозаправщик Су-27КУ, вариант самолета РЛДН. Но сейчас фактически существует только корабельный истребитель Су-33 (Су-27К) с весьма ограниченными ударными (по берегу) возможностями.

Имеется и корабельный МиГ-29К (МиГ-29КУБ), созданный по заданию индийской стороны для модернизированного по проекту 11430 АВЛ «Викрамадитья». Сейчас эту машину решено закупать для отечественного ТАКР «Адмирал Кузнецов». Однако классической авиагруппы до сих пор нет. Именно это мешает назвать наш ТАКР полноценной авианосной корабельной системой.

Имели бы шесть кораблей…

Опираясь на мировой опыт, можно сказать, что АВ как боевая система состоит собственно из НК-носителя и его авиагруппы. По отдельности обе части бессмысленны. Основа авиационной компоненты АВ США – авиакрыло (Акр) палубной авиации с определенным количественным соотношением летательных аппаратов различного назначения (всего до 75–85 машин). Состав Акр, призванный обеспечить выполнение основных задач, поставленных перед кораблем, включает истребители-бомбардировщики F/A-18 «Хорнет» (F/A-18E/F «Супер Хорнет»), самолеты радиоэлектронной борьбы EA-6B «Проулер» (EA-18G «Гроулер») и дальнего радиолокационного обнаружения E-2C «Хокай» (E-2D «Супер Хокай»), транспортные самолеты C-2A «Грейхаунд», противолодочные вертолеты SH-60/MH-60 «Си Хоук». Эта номенклатура и определяет функциональные возможности авианосца. Всего в США десять Акр – CVW-1, 2, 3, 5, 7, 8, 9, 11, 14, 17.

Во время первого похода ТАКР «Киев» в Средиземное море командование 6-го флота США захотело ознакомиться с нашим новым НК. Американцы были приглашены на борт и посмотрели, как выполняют полеты наши вертолеты и самолеты с вертикальным взлетом. Да, гостям было очень интересно. Командующий 6-м флотом позже пригласил советскую делегацию с ответным визитом на свой авианосец. Там наши увидели, как работает настоящий АВ: за считаные минуты в небо поднялось практически все Акр, затем после выполнения летной программы так же быстро летательные аппараты сели на полетную палубу. Как говорят, наши моряки были в шоке от увиденного. Пока мы такими возможностями не обладаем, а хотелось бы.

Еще в советское время Невское ПКБ выполнило эскизный проект 11439 – перспективный АВ водоизмещением 90 тысяч тонн. Строительство предполагалось вести частями на двух заводах, а сборку – на судостроительном заводе «Океан». Нужны ли нам такие корабли сегодня, должно решать руководство страны.

На момент прекращения строительства отечественных АВ техническая готовность ТАКР «Варяг» проекта 11436 составляла 67 процентов (достроен в Китае и получил название «Ляонин»), ТАКР «Ульяновск» проекта 11437 – 17 процентов (по корпусу – 95). Если бы не рухнул Советский Союз и постройка продолжалась намеченными темпами, то к 2003 году мы имели бы в боевом составе помимо четвертого и пятого кораблей данного типа («Адмирал Горшков» и «Адмирал Кузнецов») также шестой («Варяг») и три новых авианосца проекта 11437. Один из первых трех кораблей («Киев», «Минск», «Новороссийск») мог быть переоборудован для учебных целей.

Сейчас ТАКР «Адмирал Горшков» модернизирован и переоборудован для ВМС Индии в АВЛ «Викрамадитья» по проекту 11430. Сегодня он принимает на палубу корабельные истребители МиГ-29К (МиГ-29КУБ), вертолеты РЛД Ка-31, противолодочные винтокрылы Ка-28.

В свое время главный конструктор Невского ПКБ А. В. Маринич выполнял проектные исследования по модернизации первых ТАКР типа «Киев» – у них появился трамплин, под ним в носовой части размещали ПКР «Вулкан», на кораблях могли базироваться все отечественные летательные аппараты с трамплинным взлетом и посадкой на аэрофинишер. По боевым возможностям модернизированный «Киев» был близок к АВЛ «Викрамадитья». Но данные результаты удалось бы достигнуть «в железе» на 20 лет раньше. В реальности модернизировать указанные ТАКР можно было только за счет вновь создаваемых «авианосцев» – не хватало возможностей промышленности.

Шестой ТАКР «Варяг» проекта 11436 – ныне «Ляонин» – китайцы сравнивают с «Викрамадитьей». Они утверждают, что их АВЛ имеет лучшее оснащение и вооружение. Это спорное заявление. Фактически «Викрамадитья» – это полноценный боевой корабль. Устранение неполадок, обнаруженных в ходе последних испытаний, потребует некоторого времени. АВЛ Поднебесной пока не более чем тренировочный стенд для отработки взлета-посадки самолетов. У него еще не сформирована авиагруппа, практически все китайские корабельные летательные аппараты находятся в разработке и на стадии испытаний, а эти процессы небыстрые. Таким образом, пока ситуация с «Ляонином» напоминает нашу затянувшуюся на многие годы эпопею с завершением создания полноценной боевой авианосной системы.

Однако у нас есть надежды. Именно работы на АВЛ «Викрамадитья» показали, что Россия располагает необходимыми мощностями и возможностями, чтобы обрести настоящие «плавающие аэродромы».

Опубликовано в выпуске № 43 (460) за 31 октября 2012 года

Нравится

Loading...
Комментарии
В предыдущей серии статей на данную тему " два брата-акрабата " подробно разжевали все вопросы и проблемы. Бурное обсуждение только добавило " масла в огонь ".Резюме однозначное - хотеть, не есть мочь.И работы с Викрамадитьей, увы,только подтвердили это.Начали с того, что не смогли грамотно определить объемы работ, их предполагаемую стоимость. Повторять все на эту тему не имеет смысла.Все все уже знают. Уже на этом этапе обделались.Сроки окончания работ постоянно переносились, и постоянно срывались.Главная причина в том, что отсутствует грамотный кадровый состав. Начиная с руководства. Появились " эффективные менеджеры ", а по существу случайные люди, ничего не понимающие в специфике работ, которые при том постоянно меняются. Хапнул, и в сторону.Нет грамотного инженерного состава, как у разработчиков, так и на производстве.Главная причина - потеря приемственности, передачи опыта, тех нюансов специфики, без которых нельзя создать ничего приличного.Разбежавшихся в период полного бардака уже не соберешь. Часть выбыла по возрасту, остальных уже не вернуть из бизнеса, с ихними легкими деньгами. А как обошлись с нашим Гуру - Юхниным.Просто выпихнули за дверь. Ни спасибо, ни досвиданья. Ни слова благодарности за самоотверженный труд.А работяги. Эти просто вымерли, как класс. Собирали не работы по всему бвышему СССР. Да и толку мало от таких кустарей. Жаль, что этого мало кто понимает. А если еще затронуть вопрос оборудования и комплектующих, которые собирали " с миру по нитке ". А полное отсутствие кранов, вспомогательного оборудования и оснастки.Мало кто знает что это такое. А кто будет практически заново создавать производство " всего и вся ". Где найти таких подвижников, как бывший директор ЧСЗ Макаров, или Главный строитель Бабич. Таких уже не будет. И Страны той уже нет, и возможностей таких тоже. Хотя и тгда мало что получилось толкового. Есть хорошая русская поговорка - не умеешь, не берись. Конечно обидно, но увы...Мв и так выбрасываем деньги на всякие дурацкие мегапроекты, да еще при тотальном воровстве. Просто не осилить.
Добавить комментарий
Фото неделиФотоархив HD
Танковый биатлон 2017

Владимир Литвиненко
Вниманию читателей «ВПК»
  • Обсуждаемое
  • Читаемое
  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц