Все – в Жуковский

Выставка успешна, если вызывает гордость за страну

В 1992-м на базе ЛИИ им. М. М. Громова прошла первая российская авиационная выставка – «МосАэроШоу-92». Год спустя она обрела нынешнее имя: МАКС – Международный авиационно-космический салон. В этом году постоянный устроитель МАКСа – ОАО «Авиасалон» отмечает 25-летие. О том, что ожидает гостей и участников МАКС-2017, организаторами которого являются Минпромторг России и ГК «Ростех», «Военно-промышленному курьеру» рассказал Александр Левин, генеральный директор ОАО «Авиасалон».

Все – в Жуковский
Фото: google.com

– В какой последовательности вы бы выделили главные функции авиационных выставок?

– На первом месте, конечно, продвижение новинок. В этом смысле авиасалон – наилучший инструмент. А поскольку самолет – продукт высокотехнологичный, на выставках ведутся переговоры и заключаются контракты на межкорпоративном уровне среди поставщиков отдельных узлов, агрегатов, комплектующих. Это своего рода клуб, где производители и заказчики имеют возможность тесного и, что важно, весьма продуктивного общения. Второй плюс – возможность показать все новинки широкой публике. Это и летная программа, которую нигде больше не увидишь, и гордость за свою страну, за ее достижения – считайте, патриотическое воспитание. В последние годы меньше полумиллиона посетителей на выставках не было, а в день доходило до 180 тысяч.

– А считали, какое максимальное количество публики может единовременно принять авиасалон в Жуковском?

– При нынешних условиях – до двухсот тысяч. Можно и больше, но мы не размерами поля ограничены. Это же население целого города, причем немаленького – в том же Жуковском немногим более ста тысяч человек проживают. И всю публику нужно привезти, запустить, обеспечить безопасность и комфортное пребывание на поле, организовать доступ ко всем экспозициям... Надо отдать должное сотрудникам силовых ведомств, которые делают все возможное, чтобы обеспечить безопасность посетителям авиасалона «МАКС».

– Не удобнее было бы проводить не одну большую, а ряд выставок по отдельным направлениям?

– Мировая практика, сложившаяся на данный момент, как раз и подразумевает проведение специализированных выставок, у нас это «Хели-Раша», «Джет-Экспо» и так далее, на которых затрагиваются достаточно узкие сегменты рынка, и одна большая, не просто авиационная, а аэрокосмическая. По традиции мы проводим ее раз в два года, так же, как проходит и большинство крупнейших авиасалонов в мире – «Ле Бурже», «Фарнборо»...

– В этом году случился переполох – вроде как МАКС собрались переводить в Кубинку. Потом все встало на прежние места, народ успокоился, но вопросы остались. Может быть, имеет смысл показывать на МАКСе только гражданскую технику, а военную – на форуме «Армия»?

Александр Левин

– Мы очень благодарны ВКС России и Министерству обороны за то, что они самым серьезным образом подходят к участию в нашей выставке. Без военной авиации салон не имел бы такой зрелищности, а значит, и популярности. Потому лучший вариант не «или-или», а «и-и». Министерство обороны представляет на МАКС-2017 три пилотажные группы – «Стрижи», «Русские витязи» и «Соколы России», а также восемнадцать воздушных судов на статической экспозиции. Для удобства участников и организаторов в этом году выставки развели, сдвинув сроки проведения МАКСа с августа на июль. Оказалось, с точки зрения международного участия это пошло на пользу. Дело в том, что в западных компаниях август – традиционное время отпусков, потому июль оказался для участников и бизнес-посетителей гораздо удобнее. Да и по погодным условиям этот месяц более надежный.

– Какие изменения будут на нынешнем авиасалоне по сравнению с МАКС-2015?

– В первую очередь те, что направлены на удобство посетителей. Асфальтируем новые площадки под автостоянки, совершенствуем систему прохода. Спасибо правительству Московской области и руководству города и за удобную подъездную дорогу, и за недавно отремонтированную станцию Отдых, на которую прибывает большинство посетителей. Собственно, в связи с открытием аэропорта «Жуковский» подача поездов на станцию и без выставки стала достаточно удобной.

– В связи с международной ситуацией зарубежных участников сильно поубавилось?

– После 2014 года – заметно. Если сравнивать МАКС-2013 и -2015, то число гостей из-за рубежа сократилось. Но если взять нынешний салон и прошлый, то оно примерно такое же. В этом году мы ожидаем 150 иностранных участников, а всего – более восьмисот. Десять национальных павильонов: Германия, Франция, Италия, Швейцария, Чехия, Китай, Индия, Канада, Белоруссия, Иран. Из восьми пилотажных групп, принимающих участие, две зарубежные: «Балтик Биз» из Латвии и «Аль Фурсан» из ОАЭ.

– С нетерпением ждем МС-21. Каковы перспективы его участия в авиасалоне?

– Скажу так: место под него в статичной экспозиции мы забронировали, если программа испытаний позволит до начала выставки перегнать его в ЛИИ из Иркутска, то он будет показан. Но это зависит не от нас. Покажем Ка-62, МиГ-35. Будет летать Т-50.

О своем участии в авиасалоне уже заявили крупнейшие российские и иностранные компании: предприятия холдинга «Вертолеты России», ПАО «Корпорация «Иркут», ЗАО «Гражданские самолеты Сухого», АО «РСК «МиГ», ПАО «Компания «Сухой», Авиационный комплекс имени С. В. Ильюшина, Boeing Company, Airbus Group, Aircraft Industries, Pilatus Aircrafts Ltd, Cessna Aircraft Company, Piaggio Aero, Diamond Aircraft Industries, AVIC International Holding Corporation, Tomark s.r.o. и другие. Планируется, что концерн «Эйрбас» покажет пассажирский самолет A350-900.

– Как смотрится МАКС в сравнении с крупнейшими западными авиасалонами вроде «Фарнборо» и «Ле Бурже»? Вы, посещая эти выставки, чему в первую очередь завидуете?

– Наверное, куда более значимому участию государства в проведении авиасалонов. У них обычно шире военная экспозиция и больше представлено новой гражданской техники. Зато у нас гораздо выигрышнее летная программа – на тех салонах так не летают. И публика наша лучше.

– На прошлом салоне большой интерес вызвала историческая экспозиция. На этом будут «новинки» из прошлого?

– Всего в исторической экспозиции планируется показать 21 самолет, в их числе истребители И-15 бис и МиГ-3, которые заявлены в летной программе. Наверняка интересным для многих станет модернизированный Як-40, который показывает СибНИА им. С. А. Чаплыгина. Может быть, и современная модификация потрясающего самолета Ан-2, его ремоторизированная версия.

– Что касается сувениров, буфетов и прочих удобств для публики, каким образом это все управляется?

– Конечно, мы этим дирижируем. У нас есть две сувенирные площадки: одна – это официальные сувениры МАКСа, выпускаемые совместно с ОАК, и вторая – частные фирмы, которые мы также контролируем. Есть и третья площадка, в зоне питания. Цены на салоне мы тоже контролируем, и замечу: стоимость питания у нас такая же, как на московских площадках, и заметно ниже чем, скажем, на фестивале «Нашествие».

– Наверняка среди посетителей будет много детей. Чем вы их порадуете?

– Дети будут не только среди посетителей, но и среди участников. Программа авиасалона включает фестиваль детского и молодежного творчества «От винта!». В течение года проходил всероссийский конкурс работ на авиационную и космическую тематику, его победители приглашаются на салон. Среди лауреатов ректоры профильных вузов с удовольствием отбирают будущих студентов. Представлена будет и вузовская наука, которая сейчас очень быстро развивается. Что же касается юных посетителей, то для них создается специальная детская зона. Там будут и просто развлечения вроде батутов, и мастер-классы по моделированию, и много других интересных занятий. Работать эта площадка будет в течение трех дней массовых посещений.

– Выставку нельзя представить без ветеранов авиации...

– Намечено множество мероприятий, где ветераны станут главными участниками. Во-первых, День летчика-испытателя, который пройдет 20 июля. А на 22-е назначен сбор выпускников авиационных училищ разных поколений, съедутся ветераны не только со всей России, но и из республик бывшего Союза.

– Насколько летная программа МАКСа влияет на работу московских аэропортов?

– У нас своя полетная зона, она не затрагивает трассы регулярных перевозок. Проблем с совмещением наших полетов с расписанием аэропорта «Жуковский» тоже не будет. В Шенефельде, Ле Бурже, Дубае авиашоу проходят на территории действующих аэропортов, и полеты при этом не отменяются – система достаточно отработана. Даже с ростом трафика «Жуковского» какие-то проблемы для будущих авиасалонов вряд ли возникнут.

– Давайте вернемся к тому, с чего начали: авиасалон для развития отрасли. Расскажите о бизнес-программах.

– Мы поставили перед собой задачу позиционировать в этом году МАКС в качестве бизнес-площадки, для чего расширяются деловые программы, организуются специализированные пространства. Запланировано проведение конференций, в частности посвященных авиационным материалам нового поколения, развитию транспортной авиации. Пройдет Евразийский аэрокосмический конгресс. Создаем специальный стенд, на котором будет представлена программа «Сделано в Москве», он должен помочь в налаживании кооперации авиационных предприятий столичного региона. Уже сейчас на официальном сайте МАКС-2017 открыт прием заявок на участие в деловых брифингах, которые будут проведены 19 и 20 июля.

Отмечу, что без деятельной поддержки и серьезной помощи со стороны Минпромторга РФ и ГК «Ростех» мы вряд ли смогли бы подготовить такую насыщенную и интересную программу. Так что заинтересованность России как государства в проведении авиасалона растет и это не может не радовать.

Справка «ВПК»

Александр Левин – выпускник Московского авиационного института им. Серго Орджоникидзе. С 2011 года работал заместителем генерального директора ОАО «Авиасалон», в апреле 2016-го назначен генеральным директором компании.

Беседовал Алексей Песков

Опубликовано в выпуске № 23 (687) за 21 июня 2017 года

Нравится

Loading...
Комментарии
При таком временном интервале с Ле-Бурже превратится в выставку достижений российского авиапрома.
Добавить комментарий
Фото неделиФотоархив HD
Танковый биатлон 2017

Владимир Литвиненко
Вниманию читателей «ВПК»
  • Обсуждаемое
  • Читаемое
  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц