Версия для печати

Прерванный полет «Бэкфайра»

Ту-22М3 стремительно стареет, но КБ Туполева не смогло адаптировать его под новые задачи
Рамм Алексей

Дальняя авиация Военно-воздушных сил России ждет разрабатываемую с начала 90-х годов Конструкторским бюро имени Туполева модернизированную модель сверхзвукового бомбардировщика Ту-22М3, которая способна применять новейшие ракеты Х-32. Но вряд ли получит ее в нынешнем году. В арбитражных судах различных инстанций продолжаются разбирательства с исками в сотни миллионов рублей между заказчиком (Минобороны), разработчиком (КБ Туполева) и изготовителем (машиностроительное конструкторское бюро «Радуга»). Пока суд да дело, имеющиеся бомбардировщики Ту-22М3 (по классификации НАТО – Backfire) устаревают на глазах.

Дальняя авиация Военно-воздушных сил России ждет разрабатываемую с начала 90-х годов Конструкторским бюро имени Туполева модернизированную модель сверхзвукового бомбардировщика Ту-22М3, которая способна применять новейшие ракеты Х-32. Но вряд ли получит ее в нынешнем году. В арбитражных судах различных инстанций продолжаются разбирательства с исками в сотни миллионов рублей между заказчиком (Минобороны), разработчиком (КБ Туполева) и изготовителем (машиностроительное конструкторское бюро «Радуга»). Пока суд да дело, имеющиеся бомбардировщики Ту-22М3 (по классификации НАТО – Backfire) устаревают на глазах.

Дальние сверхзвуковые бомбардировщики с изменяемой геометрией крыла Ту-22М были созданы в конце 70-х годов и вооружались крылатыми ракетами Х-22. Самолеты стояли на вооружении не только ВВС, но и морской ракетоносной авиации (МРА) ВМФ. Главной задачей МРА ставилась борьба с авианосными ударными группами (АУГ), десантными соединениями, группами надводных кораблей. Модификация М3 – это дальнейшее развитие Ту-22М.

«Убийца авианосцев» в Афганистане

Как рассказал газете «Военно-промышленный курьер» военный историк, автор книг по истории ВМФ Максим Токарев, морская ракетоносная авиация и самолеты Ту-22М3 были важным компонентом противоавианосной доктрины СССР.

Прерванный полет «Бэкфайра»
Фото: Вадим Савицкий

«Согласно доктрине по одной обнаруженной АУГ предусматривался боевой вылет одной дивизии (МРАД), то есть до 80 ударных самолетов типа Ту-16 и Ту-22М. На Тихоокеанском и Северном флотах имелось по две дивизии, а в случае войны их усиливали по одной дивизии из дальней авиации», – рассказал Токарев.

По его словам, Ту-22М3 часто называют «убийцей авианосцев», но это некорректный эпитет. Правильнее так называть всю дивизию, а одиночный «Бэкфайр» против авианосной группы бесполезен.

«У Х-22 были два преимущества. Первое – ракеты во время полета обменивались друг с другом информацией, их достаточно было запустить, указав минимальный набор параметров цели. Второе – высокая живучесть перед средствами ПВО. По расчетам, одна Х-22 с конструктивной защитой выдерживала очередь 20-мм зенитно-артиллерийского комплекса «Вулкан-Фаланкс», попадание одной ракеты типа AIM-7 «Спэрроу» или двух-трех типа AIM-9 «Сайдвиндер», – пояснил собеседник издания.

Так и не поучаствовав в уничтожении авианосцев, «Бэкфайры» приняли активное участие в войне в Афганистане. Высокотехнологичный прицельный комплекс Ту-22М3 на основе радара, заточенный на обнаружение больших целей типа корабль, не мог обнаруживать малоразмерные цели типа машины и даже целые кишлаки. Поэтому ракетоносец бил по площадям, заваливал тоннами свободнопадающих бомб.

По итогам войны в Афганистане в Минобороны СССР осознали, что Ту-22М3 – узкоспециализированный самолет, способный относительно эффективно уничтожать авианосцы противника, но неприменим для решения других задач. К тому же в конце 80-х годов многократно возросли возможности ПВО американских ВМС, получивших крейсеры УРО типа «Тикондерога» с интегрированной системой ПВО «Иджис». Поэтому требовался современный ракетный комплекс для прорыва противовоздушной обороны ордера и гарантированного поражения крупного надводного корабля.

Согласно новым требованиям военных в 1989 году модернизированный Ту-22М3 должен поражать даже небольшие наземные цели с помощью свободнопадающих бомб с высоты не менее восьми тысяч метров. Ему необходимо нести модернизированные крылатые ракеты воздушного базирования, которые в отличие от предшественниц Х-22 способны прорывать ПВО на дальности до тысячи километров. Замене подлежали бортовой прицельный и навигационный комплекс, система вооружения, также планировалась установка нового, более мощного двигателя НК-32.

Начавшимся в 1990 году работам по модернизации, названным «Адаптация», помешал распад СССР. До производства довели только модификацию Ту-22М4 с новым навигационным оборудованием и двигателями НК-32. Вооружить бомбардировщик планировалось сверхзвуковой крылатой ракетой Х-32. Она создана на базе Х-22 и опробована в конце 80-х годов в 929-м Государственном летно-испытательном центре (ГЛИЦ). До сих пор нет достоверных сведений о серийном выпуске новой модели и количестве переданных ВВС машин. Сам проект «Адаптация» затянулся на 20 с лишним лет и до сих пор не завершен.

Иск в сто миллионов рублей

К вопросу модернизации и перевооружения Ту-22М3 ВВС и морской авиации ВМФ вернулись в начале 2000-х годов, когда у большинства ракет Х-22 истекал срок хранения и эксплуатации. Для перевооружения парка «Бэкфайров» на новую Х-32 нужно было провести модернизацию прицельного комплекса и системы вооружения. Но работы затянулись. В 2008-м на войне в Закавказье Ту-22М3 наносили удары по грузинским аэродромам обычными свободнопадающими бомбами, а не крылатыми ракетами. В результате ВВС потеряли один бомбардировщик из состава 52-го гвардейского тяжелого бомбардировочного полка. «Бэкфайру» пришлось снизиться с 12 до четырех тысяч метров и он попал в зону поражения ПВО противника. Командир самолета подполковник Александр Ковенцов пропал без вести, второй пилот майор Вячеслав Малков катапультировался и попал в плен.

Прерванный полет «Бэкфайра»
Фото: Леонид Якутин

Антон Лавров, один из авторов книги «Танки августа», посвященной российско-грузинскому конфликту, рассказал газете «ВПК», что тогда Ту-22М3 использовались для нанесения массированных бомбовых ударов по стационарным объектам: «Бэкфайр» несет бомб в несколько раз больше, чем фронтовой бомбардировщик Су-24 или штурмовик Су-25. Бомбардировщики вынуждены снижаться с безопасной высоты 10–12 тысяч метров до четырех тысяч, иначе из-за рассеивания свободнопадающих бомб они не могут попасть в район цели. Но и снижаясь на опасные высоты, самолеты не смогли выполнить возложенные на них задачи. Например, на аэродроме Копитнари ВПП повредили в трех местах, что не помешало бы грузинским Су-25 в случае необходимости взлетать и садиться».

По итогам августовской войны 2008 года работы по модернизации парка Ту-22М3 возобновились. Получившее хорошее финансирование КБ Туполева спланировало поэтапную модернизацию. На первом этапе (к концу 2011-го) доработать «Бэкфайр» для применения модернизированной ракеты Х-32, вывести его на государственные испытания. Используя полученные результаты, на втором этапе создать глубоко модернизированный бомбардировщик под индексом Ту-22М3М и поставить в Военно-воздушные силы до 2020 года 30 новых машин этого типа.

В ходе первого этапа МКБ «Радуга», разработавшее ракеты Х-32, должно было провести летные, летно-конструкторские и государственные испытания своего изделия. Но только в июне 2010-го «Туполев» смог подготовить документацию по модернизированному бомбардировщику для согласования с Минобороны, хотя уже осенью того года модернизированный самолет должен был летать и пускать ракеты. Задержка с согласованием сорвала и сроки готовности ракеты Х-32, их сдвинули на конец 2012-го. Не имея необходимой документации от КБ Туполева, «Радуга» с 1 января 2011 года приостановила работы над своим изделием.

Проект возобновился только в 2012-м, и Х-32 успешно прошла летные и государственные испытания, была рекомендована для принятия в качестве вооружения модернизированного бомбардировщика Ту-22М3. Вот только сам носитель еще не поднимался в воздух. Сложилась парадоксальная ситуация: ракета на вооружение принята, а самолета под нее нет. Хотя согласно контракту 2008 года испытания должен был проходить весь боевой комплекс в составе модернизированного Ту-22М3 и Х-32.

Возмущенное такой ситуацией, Минобороны направило претензии в КБ Туполева. Руководство бюро в свою очередь потребовало штрафные санкции в отношении МКБ «Радуга». Теперь все три стороны стараются взыскать друг с друга многомиллионные штрафы за срыв сроков контракта. 13 июня 2013 года 9-й арбитражный суд города Москвы отказал военному ведомству в иске против «Радуги» на 103 миллиона рублей.

Тем самым судьба нового «Бэкфайра» теряется в тумане. Как сообщил газете «ВПК» информированный источник в ВВС, до конца нынешнего года КБ Туполева должно защитить предэскизный проект, разработанный в ходе второго этапа программы Ту-22М3М. «Нас пока не устраивает стоимость предложенных работ и сроки, особенно в связи с проблемами на первом этапе. Так что Ту-22М3М пока остается на бумаге», – сказал он.

Нет ответа и на вопрос, какое бортовое радиоэлектронное оборудование получит модернизированный бомбардировщик и чем помимо Х-32 будет вооружен. В самом начале «Адаптации» в 90-х годах Минобороны требовало ракетоносец под Х-32, который может применять свободнопадающие бомбы с высокой точностью. В 2008-м эти требования были скорректированы, но что изменилось, остается пока закрытой информацией.

Не все так плохо

После передачи в свой состав флотских морских ракетоносных полков Военно-воздушные силы остались единственными хозяевами парка Ту-22М. Столкнувшись с трудностями по модернизации, главкомат ВВС обратился к фирме «Гефест и Т», известной по успешному рестайлингу парка Су-24М.

Компания расположена в подмосковном Жуковском. Еще в 2008 году в инициативном порядке за свои деньги она разработала специализированную вычислительную подсистему СВП-24-22, обеспечивающую одиночное автономное наведение самолета на цель с перенацеливанием в полете, а также групповую атаку цели самолетами с разных произвольных направлений. СВП-24-22 совместима с автоматизированной системой управления авиацией «Метроном», успешно испытанной на учениях «Кавказ-2012».

В 2012 году Минобороны заключило договор с компанией «Гефест и Т» на дооборудование строевых Ту-22М3 системой СВП-24-22. У летного персонала такие машины получили прозвище «Огефещенные». В настоящее время модернизацию прошло около десятка машин. «СВП-24-22 позволяет поражать наземные цели обычными свободнопадающими бомбами на расстоянии 30–40 километров с высокой точностью. Получив точные координаты цели, комплекс с учетом параметров и координат самолета рассчитывает оптимальную траекторию для сброса, выводит борт на курс и сбрасывает бомбу», – рассказал «ВПК» офицер главкомата ВВС, знакомый с ситуацией. По его словам, в средствах массовой информации очень часто путают Ту-22М3, оснащенный СВП-24-22, и Ту-22М3М.

«Последняя модель пока есть только на бумаге, а М3 с комплексом компании «Гефест» не имеет отношения к работам КБ Туполева», – уточнил собеседник издания.

Уже оснащенные СВП-24-22 «Бэкфайры» также будут доработаны под использование Х-32, но из-за продолжающихся судебных разбирательств передача документации задерживается.

Нужен ли модернизированный Ту-22М

По словам независимого военного эксперта, главного редактора информационного проекта MilitaryRussia Дмитрия Корнева, сейчас решаются две задачи – модернизации борта и систем вооружения. «При правильном подходе это позволит весьма бюджетно в разы усилить потенциал группировки из нескольких десятков Ту-22М3. Если же будет решена и третья задача – постановка на обновленный самолет новых ракетных комплексов и возвращение системы дозаправки топливом в полете, то мы получаем многократное увеличение парка стратегической авиации», – считает Корнев.

Максим Токарев со своей стороны утверждает, что модернизированный Ту-22М3 не решит задачи по уничтожению авианосных групп: «Одиночный самолет или эскадрилья не прорвут ПВО ордера АУГ. Вопрос в количестве. Чтобы выполнить задачу, стоит нанести одновременный удар 60–70 сверхзвуковыми крылатыми ракетами, то есть возродить полки и дивизии МРА».

Антон Лавров отметил, что Ту-22М3 с корректируемыми авиационными средствами поражения типа американских бомб JDAM в одиночку смог бы уничтожить цель типа грузинского аэродрома Копитнари. «Американский сверхзвуковой бомбардировщик В-1В, оснащенный прицельным контейнером «Снайпер», стал «оружием выбора» ВВС США для поддержки наземных войск. Способный поражать даже малоразмерные цели бомбами с телевизионной и лазерной системами наведения с высоты 10 тысяч метров, В-1В активно использовался в Афганистане, Ираке и Ливии», – добавил Лавров.

Комплексы «Снайпер» и возможность дооснастить стратегическими средствами делают В-1В высокоэффективным и многофункциональным ударным оружием в высокой степени боеготовности, хотя по формальным признакам он тоже устаревает, как наш «Бэкфайр». Не случайно финансирование парка В-1В остается на прежнем высоком уровне, несмотря на многочисленные предложения конгресса США секвестрировать расходы.

Так что провал КБ Туполева оставляет альтернативу – оснащение Ту-22М комплексами СВП-24-22. Если удастся еще дооснастить бомбардировщики ракетами Х-32 и системой выдачи целеуказаний для прицельного комплекса, капитально модернизировать двигатели и ресурс планера, то «Бэкфайр» по боевым возможностям вплотную приблизится к американскому В-1В.

Опубликовано в выпуске № 44 (512) за 13 ноября 2013 года

Аватар пользователя Сергей Петропавловский
Сергей Петропавловский
12 ноября 2013
Нужен! Жалко что подписали без дозаправки его в договорах. Хотя, договора закончились. А вот документация на Ту-22М3 тоже наверно пропала... Да нет. Никто не похитил. Сгнила! Зато какие планы. Мы сейчас "супер-пупер" бомбардировщик! Оно нам нужно. Нам бы жилье молодежи и землицы на каждого гражданина России. Ждёмс!
Аватар пользователя Радик Мухарямов
Радик Мухарямов
12 ноября 2013
Я невежда в вопросах современных бомб, но думаю, что бомб, оснащённых дорогостоящими прицельными приспособлениями должно быть в самолёте максимум пара штук, а остальные бомбы должны лететь ориентируясь на них (или по командам от них) строго на определённом расстоянии. Вот это будет ковровая бомбёжка.
Аватар пользователя Вячеслав
Вячеслав
12 ноября 2013
Всё бы ничего, но только последний абзац с потрохами выдаёт тех, кто заинтересован в появлении этой статьи. Дескать, разработчик (КБ Ту) модернизирует самолёт долго и дорого, но ведь есть контора «Гефест и Т» - попроще и подешевле. Словом, это просто бизнес, ничего личного :))
Аватар пользователя Пилот
Пилот
12 ноября 2013
У нас что не система оружия, то "убийца авианосцев": крейсера пр.1164 - убийцы авианосцев, Ту-22М3 - тоже убийцы авианосцев... А ведь ещё никто толком не доказал их "высокие" возможности решить эту задачу, напротив - есть оценки, что это практически невозможно (требуется большой наряд сил). Возможно, китайцы на правильном пути, создавая баллистические ракеты для уничтожения авианосцев... А ведь мы это уже пытались реализовать в 70-х годах
Аватар пользователя Михаил П.
Михаил П.
12 ноября 2013
По ранее опубликованной в ВПК информации, модернизация от Туполей предполагает установку оборудования на новой элементной базе, новые системы управления оружием, навигации, вывод всей информации на дисплеи ("стеклянная кабина"). С чего это вдруг суррогатная модификация от Гефеста стала считаться альтернативой давно назревшей глубокой модернизации? Гефест не решает основную проблему - устаревание всего комплекса оборудования. Очевидно также, что серьезная модернизация всего самолета на несколько порядков сложнее и дороже, чем временные меры по установке Гефеста. Соответственно и проблем с ней больше.
Аватар пользователя Владимир
Владимир
13 ноября 2013
нетленка очередная... "«Согласно доктрине по одной обнаруженной АУГ предусматривался боевой вылет одной дивизии (МРАД), то есть до 80 ударных самолетов типа Ту-16 и Ту-22М. На Тихоокеанском и Северном флотах имелось по две дивизии, а в случае войны их усиливали по одной дивизии из дальней авиации», – рассказал Токарев. По его словам, Ту-22М3 часто называют «убийцей авианосцев», но это некорректный эпитет. Правильнее так называть всю дивизию, а одиночный «Бэкфайр» против авианосной группы бесполезен. «У Х-22 были два преимущества. Первое – ракеты во время полета обменивались друг с другом информацией, их достаточно было запустить, указав минимальный набор параметров цели. Второе – высокая живучесть перед средствами ПВО. По расчетам, одна Х-22 с конструктивной защитой выдерживала очередь 20-мм зенитно-артиллерийского комплекса «Вулкан-Фаланкс», попадание одной ракеты типа AIM-7 «Спэрроу» или двух-трех типа AIM-9 «Сайдвиндер», – пояснил собеседник издания"/// если не изменяет память - приведенный эксперт 1971 года рождения и служил в Морчпастях ПВ связистом. Он где с "противоавианосной доктриной" ознакомился?:)) Вот как знающих реально людей не спрашиваешь - не знают такой:)... Еще один эксперт - Антон Владимирович ЛАВРОВ - независимый военный аналитик, окончил Тверской государственный университет, один из авторитетных исследователей российско-грузинской войны - не знал, что военных экспертов в Тверском госунивере готовят... да и всегда думал что войну 08.08.08 особо и исследовать нечего - это даже не Югославия... А хоть кого-то из нормальных экспертов по авиации нельзя было привести? Ну так - вот реальных хотя б подполковников, имевших дело с Ту-22М3 или еще лучше полковника или генерала - можно отставных, недавно уволенных. А то все "независимые исследователи", редакторы сайтов... Гефест опять же... Что - так надо было наехать на "туполевцев"?:)
Аватар пользователя Владимир
Владимир
13 ноября 2013
Или Максим Токарев - это "историк спецслужб"?:) Таки интересно стало...
Аватар пользователя Сергей Петропавловский
Сергей Петропавловский
13 ноября 2013
Что сказать про фирму Туполева.... Наверно то же что про всю оборонку с 1972 по 1979 год. Совершенно непомерные расходы, много разных, но однотипных тем и главные траты в авиации (вернее в производстве) - это на фирму Туполева. И как все тогда радовались - вот сдали самолет и нам пр-во разрешило два дома построить. Ексиль - была возможность, надо было десятки домов требовать. И что сейчас? Мы, оборонщики в "жопе", зато фонограммный шоу бизнес имеет все. Позвольте - а тогда где наша доля за авторство в авиации (они же так пекутся о своих "авторских" правах за "два притопа, три прихлопа". Мы вам, "поганцам" проектировали, испытывали, запускали в серию эту технику, но в результате мы живем в хрущевских двущках-трешках, причем доставшимся от родителей. А "энти" уже не знают сколько им этажей прикупить!? И вот сейчас, что бы защитить эту "шоблу" от первого, второго и 4-го каналов пожалуйте еще потратить деньги и включится в разработку нового бомбардировщика. Я понимаю, от темы отклонился. Но, эту публику, "фонограммную" во всем, я защищать не хочу!
Аватар пользователя Сергей
Сергей
13 ноября 2013
Специально для Владимира. Специалистов по истории готовят в абсолютно любом Университете. Да и в не университете тоже. Потому что специалист в абсолютно любой области "не готовится в Университете", а специалистом в 1-ю очередь рождается. Это ВАМ надо в 1-ю очередь усвоить. Если надумаете и дальше повторять здесь свои такие глупости - то я вам сразу контрпримеры приведу - вот вам "выдающийся специалист по истории" - академик РАН по математике Фоменко, зав.каф. (в прошлом) Мехмата МГУ. Что - хороший историк ? Вот вам "спец" по проблемам ВПК - маршал Устинов - среди "профессионального творчества" этого маршала, среди прочего - 5 типов одинаковых, но несовместимых основных танков СССР в количестве 60 000 штук. Или вот вам ещё "выдающийся специалист любого профиля" - кандидат экономических наук Чубайс А.Б. - ныне зав. кафедрой эконом. предпринимательства МФТИ, президент госкорпорации РОСНАНО . Продолжить перечисление "университетских специалистов"? Которых ныне готовит Чубайс А.Б. - кандидат эконом наук ?
Аватар пользователя HZ66
HZ66
13 ноября 2013
«Бэкфайр» по боевым возможностям вплотную приблизится к американскому В-1В. Зачем тогда нужен будет Ту-160, который по боевым возможностям уступает B-1B. Ту-22М3 с ними рядом не стоял
Аватар пользователя Мюллер
Мюллер
13 ноября 2013
Творения г-на Рамма часто обсуждаются в соответствующих сообществах, обычно в негативном ключе. При подготовке данной статьи автор проконсультировался с экспертами - тут я не согласен с Сергеем - не уважать г-на Лаврова оснований нет, это признанный в данной среде эксперт, г-н Корнев тоже заслуживает уважения, поскольку поднял и ведет проект всероссийского масштаба. А генералы в интервью как раз часто несут откровенную пургу. Несмотря на то, что общий посыл статьи верный, несколько ляпов сильно портят о ней впечатление. Конкретно по ляпам: 1. «Первое – ракеты во время полета обменивались друг с другом информацией, их достаточно было запустить, указав минимальный набор параметров цели» - автор явно перепутал Х-22 с ракетами 3М45 ПКРК «Гранит». Я 20 лет изучаю вопрос и первый раз слышу такие «сказки Венского леса». Относительно описываемой устойчивости к 20-мм снарядам и УР AIM-7/9 – конструкция авиационной ракеты родом из 60-х на такое не рассчитана. Конструктивная защита в виде бронирования появилась позднее на тяжелых корабельных ПКР, которые к Ту-22М никак не относятся. 2. Ту-22М4 – автор явно не в курсе истории программы Ту-22М4, повторяя старые байки про «До сих пор нет достоверных сведений о серийном выпуске новой модели и количестве переданных ВВС машин». Сведений нет у дилетантов. У тех, кто хотя-бы читал что-то по истории самолета, есть четкое представление, что единственный построенный прототип – 45-04 сейчас находится в музее в Дягилево. И все. Не было ни серии, ни передачи ВВС. 3. Далее. Из текста статьи явно следует, что автор плохо слушал г-на Корнева. У него недавно на сайте появилась отличная статья про ПКР Х-32, из которой следует, что Х-32 - это ракета на базе Х-22. И по внешнему виду от нее ничем не отличается. Неплохо было бы это указать, слово "новая" тут не совсем уместно. 4. В сбитом в 080808 Ту-22М3 оказывается было два пилота: «Командир самолета подполковник Александр Ковенцов пропал без вести, второй пилот майор Вячеслав Малков катапультировался и попал в плен». О том, что еще двое членов экипажа погибли – слова нет. 5. Отдельный пассаж – двигатели НК-25, которые автор предлагает «капитально модернизировать». С двигателями вообще отдельная проблема. Не знаю как насчет модернизации, но их производство давно прекращено и возобновлять его никто не собирается. Тут производство НК-32, так необходимых Ту-160, не могут возродить, о каких НК-25 речь… ремонт бы шел, уже хорошо. Вывод следующий: количество статей не всегда совпадает с качеством. Хотя проблемы, затронутые в статье, актуальны и некоторые любопытные моменты присутствуют.
Аватар пользователя Олег
Олег
13 ноября 2013
Вячеслав, Михаил, вы правы совершенно((( Главная задача сейчас - дотянуть эти машины до 25-30 годов, а возможно и далее, при этом увеличив боевой потенциал путем обеспечения возможности применения более совершенных ракет. Модернизация от Гефеста мало что разбойничья и никем не испытанная толком, она не решает и других принципиальных проблем: обеспечения заданного уровня спецстойкости, отечественной элементной базы, открытой архитектуры борта для дальнейшего совершенствования и модернизации - в туполевском проекте это все есть. Плюс вообще то нужна интеграция машин в системы управления различных уровней, ряд других важных моментов, да и ор-е с последней буковкой алфавита доверять частной компании - нонсенс в мировом масштабе.
Аватар пользователя Мюллер
Мюллер
14 ноября 2013
Олег, Вы правы во всем кроме одного - модернизация от Гефеста испытана в деле, а именно ВВС РФ на Су-24М в войне 2008 года. Именно по итогам тех "испытаний" ВВС и приняли решение об отказе от дальнейшей модернизации Су-24М по суховскому варианту М2 в пользу Гефеста.
Аватар пользователя Мюллер - шрам
Мюллер - шрам
14 ноября 2013
Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку.
Аватар пользователя Владимир
Владимир
14 ноября 2013
Сергею. Вы, как всегда, услышали звон, но таки не удосужились хотя бы приблизительно разобраться - откуда он, этот звон. Но вставить свлои "5 копеек" обязательно тут надо:)) Поэтому вам надо в первую очередь усвоить - разберитесь сначала со смыслом того, что пытаетесь критиковать, а потом уже сотрясайте воздух... То есть пардон - заполняйте буковками форму комментария на данном сайте. А то смешно выглядите. А если "Сергей" - это "Сергей - контр-адмирал", то и вдвойне смешно. Всех тут учите, а сами в такую лужу садитесь.
Аватар пользователя Сергей
Сергей
14 ноября 2013
У Владимира, похоже, тяжёлые жизненные проблемы, неустроенность быта, трудности в общении, обижают Владимира на работе, никто его не слушает ни дома, ни на работе. Это понятно, только зачем сюда писать свои поносные излияния и ругательства, лишенные любого полезного содержания.
Аватар пользователя ken
ken
14 ноября 2013
А может и незачем вообще поднимать какие-либо вопросы по Ту-22М3. Сколько их осталось в строю? Имеется ли для них достаточное истребительное прикрытие во время войны? Какие ракетные средства будут по ним применяться и вероятность поражения? Может оказаться, что ничего уже и нет.
Аватар пользователя Сергей
Сергей
14 ноября 2013
Тем более я всегда прав.
Аватар пользователя Олег
Олег
14 ноября 2013
Мюллер, бомбит Гефест неплохо, однако результаты его вторжения в АБСУ например запросто могут привести к серьезным проблемам в ряде случаев. Надо это проверять как следует, существует порядок создания авиационной техники и он писан кровью и должен быть одинаков для всех. Плюс эта точность бомбометания определяется фактической "калибровкой" самолета и постоянным нахождением спецов Гефеста возле него. В модернизации от разработчика заложены аналогичные точности и навигационного, и прицельного по РЛС бомбометания, и кто сказал, что эти точности модернизация не реализует? Однако кроме прочего модернизация решает и кучу прочих проблем, без решения которых самолеты с системами Гефеста встанут по другим вопросам лет через несколько.
Аватар пользователя Петров
Петров
14 ноября 2013
Ваш рамм травку видимо нюхает!ржал как конь!сам был старшим техником по атм на х22.падаю от таких знатоков.ракеты типа общаются с друг другом!?там по моей линии деревянная программа в бсу,а радистов простой захват цели.ракета в броне- ненормальные чтоли ?на счет "новейшей" х32,так нам в 1994 году мозги парили что переучиваемся на нее или на х45,в итоге учили х22,ну бы ее вместе с гидрашкой после кср-5н.а некий спец широкорад вообще написал что на х22 бесфорсажный твердотопливный турбореактивный двухконтурный двигатель,а про гаргрот указал что это воздухозаборник!спецы да и только!
Аватар пользователя Петров
Петров
14 ноября 2013
Прошу прощения,а то в катотаническом возбуждении от прочитанного перепутал год когда нам рассказывали про х32.это не 1994, а 1984.вот какая она новейшая !
Аватар пользователя Шамиль
Шамиль
20 ноября 2013
Ваш Ту-22М3 правильнее называть Ту-26, это первое. Второе история его создания = некорректная подножка изделию Т-100 П.О.Сухого, когда уважаемый АНТ, пообещав создать за ДВА года "более дешевый и более нужный ЛА, представил сырую машину аж через 10 лет и доводили до ума еще 3 года. А "Сотка гниет в Монинском музее уже 43 года, хотя превосходила и до сих пор превосходит "тушку". Скорость - 3М. высота полета до 35000
Аватар пользователя Сергей Петропавловский
Сергей Петропавловский
12 ноября 2013
Нужен! Жалко что подписали без дозаправки его в договорах. Хотя, договора закончились. А вот документация на Ту-22М3 тоже наверно пропала... Да нет. Никто не похитил. Сгнила! Зато какие планы. Мы сейчас "супер-пупер" бомбардировщик! Оно нам нужно. Нам бы жилье молодежи и землицы на каждого гражданина России. Ждёмс!
Аватар пользователя Радик Мухарямов
Радик Мухарямов
12 ноября 2013
Я невежда в вопросах современных бомб, но думаю, что бомб, оснащённых дорогостоящими прицельными приспособлениями должно быть в самолёте максимум пара штук, а остальные бомбы должны лететь ориентируясь на них (или по командам от них) строго на определённом расстоянии. Вот это будет ковровая бомбёжка.
Аватар пользователя Вячеслав
Вячеслав
12 ноября 2013
Всё бы ничего, но только последний абзац с потрохами выдаёт тех, кто заинтересован в появлении этой статьи. Дескать, разработчик (КБ Ту) модернизирует самолёт долго и дорого, но ведь есть контора «Гефест и Т» - попроще и подешевле. Словом, это просто бизнес, ничего личного :))
Аватар пользователя Пилот
Пилот
12 ноября 2013
У нас что не система оружия, то "убийца авианосцев": крейсера пр.1164 - убийцы авианосцев, Ту-22М3 - тоже убийцы авианосцев... А ведь ещё никто толком не доказал их "высокие" возможности решить эту задачу, напротив - есть оценки, что это практически невозможно (требуется большой наряд сил). Возможно, китайцы на правильном пути, создавая баллистические ракеты для уничтожения авианосцев... А ведь мы это уже пытались реализовать в 70-х годах
Аватар пользователя Михаил П.
Михаил П.
12 ноября 2013
По ранее опубликованной в ВПК информации, модернизация от Туполей предполагает установку оборудования на новой элементной базе, новые системы управления оружием, навигации, вывод всей информации на дисплеи ("стеклянная кабина"). С чего это вдруг суррогатная модификация от Гефеста стала считаться альтернативой давно назревшей глубокой модернизации? Гефест не решает основную проблему - устаревание всего комплекса оборудования. Очевидно также, что серьезная модернизация всего самолета на несколько порядков сложнее и дороже, чем временные меры по установке Гефеста. Соответственно и проблем с ней больше.
Аватар пользователя Владимир
Владимир
13 ноября 2013
нетленка очередная... "«Согласно доктрине по одной обнаруженной АУГ предусматривался боевой вылет одной дивизии (МРАД), то есть до 80 ударных самолетов типа Ту-16 и Ту-22М. На Тихоокеанском и Северном флотах имелось по две дивизии, а в случае войны их усиливали по одной дивизии из дальней авиации», – рассказал Токарев. По его словам, Ту-22М3 часто называют «убийцей авианосцев», но это некорректный эпитет. Правильнее так называть всю дивизию, а одиночный «Бэкфайр» против авианосной группы бесполезен. «У Х-22 были два преимущества. Первое – ракеты во время полета обменивались друг с другом информацией, их достаточно было запустить, указав минимальный набор параметров цели. Второе – высокая живучесть перед средствами ПВО. По расчетам, одна Х-22 с конструктивной защитой выдерживала очередь 20-мм зенитно-артиллерийского комплекса «Вулкан-Фаланкс», попадание одной ракеты типа AIM-7 «Спэрроу» или двух-трех типа AIM-9 «Сайдвиндер», – пояснил собеседник издания"/// если не изменяет память - приведенный эксперт 1971 года рождения и служил в Морчпастях ПВ связистом. Он где с "противоавианосной доктриной" ознакомился?:)) Вот как знающих реально людей не спрашиваешь - не знают такой:)... Еще один эксперт - Антон Владимирович ЛАВРОВ - независимый военный аналитик, окончил Тверской государственный университет, один из авторитетных исследователей российско-грузинской войны - не знал, что военных экспертов в Тверском госунивере готовят... да и всегда думал что войну 08.08.08 особо и исследовать нечего - это даже не Югославия... А хоть кого-то из нормальных экспертов по авиации нельзя было привести? Ну так - вот реальных хотя б подполковников, имевших дело с Ту-22М3 или еще лучше полковника или генерала - можно отставных, недавно уволенных. А то все "независимые исследователи", редакторы сайтов... Гефест опять же... Что - так надо было наехать на "туполевцев"?:)
Аватар пользователя Владимир
Владимир
13 ноября 2013
Или Максим Токарев - это "историк спецслужб"?:) Таки интересно стало...
Аватар пользователя Сергей Петропавловский
Сергей Петропавловский
13 ноября 2013
Что сказать про фирму Туполева.... Наверно то же что про всю оборонку с 1972 по 1979 год. Совершенно непомерные расходы, много разных, но однотипных тем и главные траты в авиации (вернее в производстве) - это на фирму Туполева. И как все тогда радовались - вот сдали самолет и нам пр-во разрешило два дома построить. Ексиль - была возможность, надо было десятки домов требовать. И что сейчас? Мы, оборонщики в "жопе", зато фонограммный шоу бизнес имеет все. Позвольте - а тогда где наша доля за авторство в авиации (они же так пекутся о своих "авторских" правах за "два притопа, три прихлопа". Мы вам, "поганцам" проектировали, испытывали, запускали в серию эту технику, но в результате мы живем в хрущевских двущках-трешках, причем доставшимся от родителей. А "энти" уже не знают сколько им этажей прикупить!? И вот сейчас, что бы защитить эту "шоблу" от первого, второго и 4-го каналов пожалуйте еще потратить деньги и включится в разработку нового бомбардировщика. Я понимаю, от темы отклонился. Но, эту публику, "фонограммную" во всем, я защищать не хочу!
Аватар пользователя Сергей
Сергей
13 ноября 2013
Специально для Владимира. Специалистов по истории готовят в абсолютно любом Университете. Да и в не университете тоже. Потому что специалист в абсолютно любой области "не готовится в Университете", а специалистом в 1-ю очередь рождается. Это ВАМ надо в 1-ю очередь усвоить. Если надумаете и дальше повторять здесь свои такие глупости - то я вам сразу контрпримеры приведу - вот вам "выдающийся специалист по истории" - академик РАН по математике Фоменко, зав.каф. (в прошлом) Мехмата МГУ. Что - хороший историк ? Вот вам "спец" по проблемам ВПК - маршал Устинов - среди "профессионального творчества" этого маршала, среди прочего - 5 типов одинаковых, но несовместимых основных танков СССР в количестве 60 000 штук. Или вот вам ещё "выдающийся специалист любого профиля" - кандидат экономических наук Чубайс А.Б. - ныне зав. кафедрой эконом. предпринимательства МФТИ, президент госкорпорации РОСНАНО . Продолжить перечисление "университетских специалистов"? Которых ныне готовит Чубайс А.Б. - кандидат эконом наук ?
Аватар пользователя HZ66
HZ66
13 ноября 2013
«Бэкфайр» по боевым возможностям вплотную приблизится к американскому В-1В. Зачем тогда нужен будет Ту-160, который по боевым возможностям уступает B-1B. Ту-22М3 с ними рядом не стоял
Аватар пользователя Мюллер
Мюллер
13 ноября 2013
Творения г-на Рамма часто обсуждаются в соответствующих сообществах, обычно в негативном ключе. При подготовке данной статьи автор проконсультировался с экспертами - тут я не согласен с Сергеем - не уважать г-на Лаврова оснований нет, это признанный в данной среде эксперт, г-н Корнев тоже заслуживает уважения, поскольку поднял и ведет проект всероссийского масштаба. А генералы в интервью как раз часто несут откровенную пургу. Несмотря на то, что общий посыл статьи верный, несколько ляпов сильно портят о ней впечатление. Конкретно по ляпам: 1. «Первое – ракеты во время полета обменивались друг с другом информацией, их достаточно было запустить, указав минимальный набор параметров цели» - автор явно перепутал Х-22 с ракетами 3М45 ПКРК «Гранит». Я 20 лет изучаю вопрос и первый раз слышу такие «сказки Венского леса». Относительно описываемой устойчивости к 20-мм снарядам и УР AIM-7/9 – конструкция авиационной ракеты родом из 60-х на такое не рассчитана. Конструктивная защита в виде бронирования появилась позднее на тяжелых корабельных ПКР, которые к Ту-22М никак не относятся. 2. Ту-22М4 – автор явно не в курсе истории программы Ту-22М4, повторяя старые байки про «До сих пор нет достоверных сведений о серийном выпуске новой модели и количестве переданных ВВС машин». Сведений нет у дилетантов. У тех, кто хотя-бы читал что-то по истории самолета, есть четкое представление, что единственный построенный прототип – 45-04 сейчас находится в музее в Дягилево. И все. Не было ни серии, ни передачи ВВС. 3. Далее. Из текста статьи явно следует, что автор плохо слушал г-на Корнева. У него недавно на сайте появилась отличная статья про ПКР Х-32, из которой следует, что Х-32 - это ракета на базе Х-22. И по внешнему виду от нее ничем не отличается. Неплохо было бы это указать, слово "новая" тут не совсем уместно. 4. В сбитом в 080808 Ту-22М3 оказывается было два пилота: «Командир самолета подполковник Александр Ковенцов пропал без вести, второй пилот майор Вячеслав Малков катапультировался и попал в плен». О том, что еще двое членов экипажа погибли – слова нет. 5. Отдельный пассаж – двигатели НК-25, которые автор предлагает «капитально модернизировать». С двигателями вообще отдельная проблема. Не знаю как насчет модернизации, но их производство давно прекращено и возобновлять его никто не собирается. Тут производство НК-32, так необходимых Ту-160, не могут возродить, о каких НК-25 речь… ремонт бы шел, уже хорошо. Вывод следующий: количество статей не всегда совпадает с качеством. Хотя проблемы, затронутые в статье, актуальны и некоторые любопытные моменты присутствуют.
Аватар пользователя Олег
Олег
13 ноября 2013
Вячеслав, Михаил, вы правы совершенно((( Главная задача сейчас - дотянуть эти машины до 25-30 годов, а возможно и далее, при этом увеличив боевой потенциал путем обеспечения возможности применения более совершенных ракет. Модернизация от Гефеста мало что разбойничья и никем не испытанная толком, она не решает и других принципиальных проблем: обеспечения заданного уровня спецстойкости, отечественной элементной базы, открытой архитектуры борта для дальнейшего совершенствования и модернизации - в туполевском проекте это все есть. Плюс вообще то нужна интеграция машин в системы управления различных уровней, ряд других важных моментов, да и ор-е с последней буковкой алфавита доверять частной компании - нонсенс в мировом масштабе.
Аватар пользователя Мюллер
Мюллер
14 ноября 2013
Олег, Вы правы во всем кроме одного - модернизация от Гефеста испытана в деле, а именно ВВС РФ на Су-24М в войне 2008 года. Именно по итогам тех "испытаний" ВВС и приняли решение об отказе от дальнейшей модернизации Су-24М по суховскому варианту М2 в пользу Гефеста.
Аватар пользователя Мюллер - шрам
Мюллер - шрам
14 ноября 2013
Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку.
Аватар пользователя Владимир
Владимир
14 ноября 2013
Сергею. Вы, как всегда, услышали звон, но таки не удосужились хотя бы приблизительно разобраться - откуда он, этот звон. Но вставить свлои "5 копеек" обязательно тут надо:)) Поэтому вам надо в первую очередь усвоить - разберитесь сначала со смыслом того, что пытаетесь критиковать, а потом уже сотрясайте воздух... То есть пардон - заполняйте буковками форму комментария на данном сайте. А то смешно выглядите. А если "Сергей" - это "Сергей - контр-адмирал", то и вдвойне смешно. Всех тут учите, а сами в такую лужу садитесь.
Аватар пользователя Сергей
Сергей
14 ноября 2013
У Владимира, похоже, тяжёлые жизненные проблемы, неустроенность быта, трудности в общении, обижают Владимира на работе, никто его не слушает ни дома, ни на работе. Это понятно, только зачем сюда писать свои поносные излияния и ругательства, лишенные любого полезного содержания.
Аватар пользователя ken
ken
14 ноября 2013
А может и незачем вообще поднимать какие-либо вопросы по Ту-22М3. Сколько их осталось в строю? Имеется ли для них достаточное истребительное прикрытие во время войны? Какие ракетные средства будут по ним применяться и вероятность поражения? Может оказаться, что ничего уже и нет.
Аватар пользователя Сергей
Сергей
14 ноября 2013
Тем более я всегда прав.
Аватар пользователя Олег
Олег
14 ноября 2013
Мюллер, бомбит Гефест неплохо, однако результаты его вторжения в АБСУ например запросто могут привести к серьезным проблемам в ряде случаев. Надо это проверять как следует, существует порядок создания авиационной техники и он писан кровью и должен быть одинаков для всех. Плюс эта точность бомбометания определяется фактической "калибровкой" самолета и постоянным нахождением спецов Гефеста возле него. В модернизации от разработчика заложены аналогичные точности и навигационного, и прицельного по РЛС бомбометания, и кто сказал, что эти точности модернизация не реализует? Однако кроме прочего модернизация решает и кучу прочих проблем, без решения которых самолеты с системами Гефеста встанут по другим вопросам лет через несколько.
Аватар пользователя Петров
Петров
14 ноября 2013
Ваш рамм травку видимо нюхает!ржал как конь!сам был старшим техником по атм на х22.падаю от таких знатоков.ракеты типа общаются с друг другом!?там по моей линии деревянная программа в бсу,а радистов простой захват цели.ракета в броне- ненормальные чтоли ?на счет "новейшей" х32,так нам в 1994 году мозги парили что переучиваемся на нее или на х45,в итоге учили х22,ну бы ее вместе с гидрашкой после кср-5н.а некий спец широкорад вообще написал что на х22 бесфорсажный твердотопливный турбореактивный двухконтурный двигатель,а про гаргрот указал что это воздухозаборник!спецы да и только!
Аватар пользователя Петров
Петров
14 ноября 2013
Прошу прощения,а то в катотаническом возбуждении от прочитанного перепутал год когда нам рассказывали про х32.это не 1994, а 1984.вот какая она новейшая !
Аватар пользователя Шамиль
Шамиль
20 ноября 2013
Ваш Ту-22М3 правильнее называть Ту-26, это первое. Второе история его создания = некорректная подножка изделию Т-100 П.О.Сухого, когда уважаемый АНТ, пообещав создать за ДВА года "более дешевый и более нужный ЛА, представил сырую машину аж через 10 лет и доводили до ума еще 3 года. А "Сотка гниет в Монинском музее уже 43 года, хотя превосходила и до сих пор превосходит "тушку". Скорость - 3М. высота полета до 35000

 

 

Вниманию читателей «ВПК»

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц