Версия для печати

Блокада Ленинграда

Цифры, факты, вопросы
Солонин Марк

«Говорят, что победителей не судят, что их не следует критиковать, не следует проверять. Это неверно. Победителей можно и нужно судить, можно и нужно критиковать и проверять. Это полезно не только для дела, но и для самих победителей». Такие замечательные слова произнес 9 февраля 1946 года Сталин, выступая на встрече с избирателями Сталинского избирательного округа города Москвы.

«Говорят, что победителей не судят, что их не следует критиковать, не следует проверять. Это неверно. Победителей можно и нужно судить, можно и нужно критиковать и проверять. Это полезно не только для дела, но и для самих победителей». Такие замечательные слова произнес 9 февраля 1946 года Сталин, выступая на встрече с избирателями Сталинского избирательного округа города Москвы.

Руководствуясь этим указанием, постараемся наметить общие рамки и направления для проверки и критики одного из самых трагичных моментов истории нашей страны – массовой гибели жителей Ленинграда в 1941–1942 годах.

Полторы тысячи тонн

К началу Второй мировой войны численность населения Ленинграда составляла 3,19 миллиона человек, что чуть менее двух процентов от общей численности населения СССР в границах 1939 года. В городе было сосредоточено (по оценке Сталина) «процентов 30–35 оборонной промышленности нашей страны». Важнейший центр танковой, радиоэлектронной и судостроительной промышленности, крупный порт и железнодорожный узел, район базирования Балтфлота (главной базой флота с июля 1940-го официально считался Таллин), сосредоточие научно-исследовательских и конструкторских организаций – таким был предвоенный Ленинград.

Блокада Ленинграда
Коллаж Андрея Седых

Летом-осенью 1941 года численность населения Ленинграда начала существенно меняться. Более 150 тысяч мужчин были призваны в армию (включая дивизии народного ополчения). Без малого полмиллиона человек эвакуированы из города до 27 августа (то есть пока действовало железнодорожное сообщение с «большой землей»), в том числе 220 тысяч детей*, 164 тысячи работников эвакуированных предприятий, 105 тысяч разного прочего населения. К сожалению, происходил и противоположный процесс: в город вливался поток беженцев с оккупированных немцами территорий Прибалтики, Псковской и Новгородской областей, официально было учтено 148 тысяч человек.

В хаосе войны наиболее достоверной оценкой численности населения блокадного Ленинграда следует считать количество выдаваемых хлебных карточек. Карточки – это жизнь, и никто, кроме весьма малочисленных шпионов, не стал бы по доброй воле отказываться от регистрации в качестве получателя карточек. Это приводит нас к цифре – 2,54 миллиона гражданского населения, оставшегося (оставленного) в окруженном городе. Численность личного состава воинских частей Ленинградского фронта и Балтфлота, оказавшихся внутри кольца окружения, была величиной переменной, но сопоставляя количество выделяемого для нужд армии продовольствия с нормами выдачи на одного бойца, мы получаем ориентировочную цифру – 350 тысяч красноармейцев и красно-флотцев. Итого 2,9 миллиона человек. Округленно – три миллиона.

Сколько еды надо человеку на один день? Если питаться по нормам и представлениям нашего времени, когда величайшей мировой проблемой является ожирение, то дневной рацион должен состоять главным образом из овощей, фруктов и обезжиренного кефира. Такой еды нужно более двух килограммов в день. При типичном для России первой половины XX века режиме питания (хлеб, молоко, каша из крупы, картошка, немного сала, мяса и рыбы) надо от одного до полутора килограммов в день. Для того чтобы обеспечить минимальные потребности организма, достаточно 800 граммов хлеба (два современных батона) в день. Именно таким был рабочий (то есть самый большой) паек в СССР во время войны. Это, конечно же, жизнь в состоянии постоянного недоедания, но о голодной смерти тут не может быть и речи.

Для выпечки 800 граммов хорошего хлеба (а вовсе не той жуткой смеси из жмыха, отрубей, мучной пыли и целлюлозы, которую получали ленинградцы в декабре 1941-го) нужно 540 граммов муки. Для «военного хлеба» хватит и 500 граммов. Таким образом, для обеспечения жизни трех миллионов человек необходимо и достаточно 1,5 тысячи тонн муки в день. Запомним эту очень важную цифру.

Из Ленинграда вывозили продовольствие

Накануне войны на складах и базах Ленинградского территориального управления государственных материальных резервов хранилось 146 тысяч тонн хлебофуража (мука, крупа и овес). Одни только эти запасы позволяли обеспечить войска Ленфронта и жителей города на три месяца полной блокады при нулевом завозе продовольствия с «большой земли». Однако одним хлебофуражом закрома Ленинградского управления госрезервов не ограничивались. Там было еще 37 тысяч тонн сахара – продукт по понятиям нынешнего времени вредный, но весьма калорийный и легкоусвояемый (что бывает критически важно для спасения жизни ослабленного голодом человека). И это еще не весь перечень. Кроме муки и крупы стоимостью 30,5 миллиона рублей и сахара стоимостью 43 миллиона были еще «продовольственные товары (консервы, масло, мясо, махорка, сухари и пр.)» совокупной стоимостью 195 миллионов рублей.

Блокада Ленинграда
Коллаж Андрея Седых

В докладной записке начальника управления товарища Горчакова (от 5 января 1942 года, совершенно секретно) не указаны номенклатура и вес «продовольственных товаров» в их материальном выражении. Но даже принимая соотношения стоимости муки и высококалорийных продуктов как 1 к 10, мы получаем солидную прибавку в размере ориентировочно 15 тысяч тонн еды. Таким образом, общие запасы на складах системы госрезерва позволяли кормить полностью блокированный город в течение четырех-пяти месяцев. А если ограничить потребление минимальным физиологическим выживанием, то хватило бы и на полгода, если не больше.

Так «мало» было накоплено к началу войны. За два с лишним месяца можно было завезти в город горы продовольствия. О масштабе возможностей Ленинградского железнодорожного узла говорят, в частности, такие цифры: 29 августа (по злой иронии судьбы – за день до того, как немцы заняли станцию Мга, перерезав последнюю железнодорожную магистраль, соединявшую Ленинград с «большой землей») специальной комиссией ГКО был установлен очередной план эвакуации ленинградских заводов, в соответствии с которым предполагалось за 10 дней отправить на восток 12 313 вагонов; на следующий день на путях стояло 2200 вагонов, загруженных промышленным оборудованием. 2200 вагонов, одномоментно скопившихся на товарных станциях Ленинграда, – это порядка 40 тысяч тонн грузоподъемности.

Однако продовольствие в город не завозилось, а напротив, вывозилось. Упомянутая выше докладная записка начальника Ленинградского управления госрезерва заканчивается следующими фразами: «Весь хлебофураж, хранившийся на базах Управления, разбронирован и частично эвакуирован в течение первых трех месяцев войны... Накопленные резервы и текущие запасы могли бы обеспечить более длительный срок, если бы с начала военных действий было установлено строжайшее нормирование в отпуске продовольствия, материалов и топлива и задержана из Ленинграда эвакуация части фондов (подчеркнуто мной. – М.С.)». В результате после строжайшего поиска и учета всех наличных ресурсов (а не только складов системы госрезерва!) по состоянию на 26 сентября внутри кольца блокады находилось всего 36 тысяч тонн хлебофуража (включая отруби, жмых и солод). Нормальной муки было лишь 20 тысяч тонн. Этого могло хватить на две недели, максимум по голодным нормам – на месяц.

Так прозвучал первый удар похоронного колокола. Чтобы его печальный отзвук не долетел до потомков, был заботливо выращен и раздут до небес миф о Великом Пожаре. Якобы вся еда находилась на Бадаевских складах, каковые сгорели во время бомбежки. Пожар и бомбежка были в реальности. Драгоценное продовольствие не было рассредоточено и хранилось в деревянных складах. Сгорело 3 тысячи тонн муки и 2,5 тысячи тонн сахара. Сахар расплавился и превратился в карамель, которая в дальнейшем была переработана и использована. Фактические потери сахара составили не более 700 тонн. С учетом сгоревшей муки этого могло бы хватить на три-четыре дня снабжения города. Не более того.

Арифметика и география

Ленинград находится не на острове. И даже не на полуострове, соединенном с материком крошечной перемычкой (как Севастополь в Крыму). С юга и севера от Ленинграда – необъятные просторы суши, пересеченные «нитками» железных дорог.

Северный транспортный коридор (железная дорога Петрозаводск – Сортавала – Ленинград, идущая в обход северного берега Ладожского озера) был потерян 14–15 июля в результате наступления финской армии, которая за четыре дня взломала оборону советских войск и продвинулась от границы до берега Ладоги. Южный коридор был потерян 30 августа, когда 20-я мотопехотная дивизия вермахта заняла станцию Мга. Неделю спустя, 8 сентября немцы силами одного пехотного полка заняли Шлиссельбург, окончательно перекрыв таким образом сухопутное сообщение Ленинграда с «большой землей».

С запада от Ленинграда – воды Финского залива, а на воде – краснознаменный Балтфлот. Заслуживающих упоминания сил немецкого флота в водах Финского залива не было вовсе, военно-морской флот Финляндии соотносился с КБФ как моська со слоном. В такой ситуации существовала вполне реальная возможность завоза продовольствия в Ленинград по морю, из портов нейтральной Швеции. Если кто забыл – именно так, с боем проводя каждый караван грузовых судов, без малого шесть лет провоевала Англия. Однако вариант снабжения Ленинграда через Балтику никогда даже не обсуждался – и это абсолютно разумно, так как существует еще и четвертая сторона света, восток.

На востоке было 60 километров (не считая изгибы береговой линии) свободного берега Ладожского озера. Финские войска на Карельском перешейке в конце августа вышли на линию границы 1939 года и там остановились. 4 сентября Маннергейм отдал приказ о переходе к обороне, и без малого на три года над линией этого «фронта» повисла тишина. Если проложить маршрут транспортных караванов по кратчайшему расстоянию, через так называемую шлиссельбургскую губу, то до «большой земли» (портовый поселок Кобона) было не более 30 километров водного пространства. Если же идти в Новую Ладогу (город и порт у впадения реки Волхов в Ладожское озеро), то наберутся все 100 километров. В любом случае даже самая тихоходная баржа могла дойти от Новой Ладоги до западного, ленинградского берега озера за 10–12 часов.

Плавсредств для транспортных перевозок было не много, а очень много. Северо-Западное речное пароходство, Ленинградское областное пароходство, Ладожская военная флотилия, трест «Ленрыба». Только первая из упомянутых структур к началу 1941 года имела в своем в составе 323 буксира и 960 несамоходных судов общей грузоподъемностью 420 тысяч тонн, в навигацию 1940-го суда СЗРП перевезли 3,4 миллиона тонн грузов. И если у речного флота еще могли быть проблемы с плаванием по бурным водам осенней Ладоги, то суда Ладожской военной флотилии и треста «Ленрыба» как раз для работы на Ладожском озере и были предназначены. Стоит также отметить, что после всех потерь 1941 года (главной составляющей которых была опять же эвакуация плавсредств из Ленинграда на восток) к открытию навигации 1942-го подготовленный к перевозкам по Ладоге грузовой флот все еще насчитывал 116 единиц самоходных и несамоходных судов общей грузоподъемностью 32,8 тысячи тонн.

30 августа 1941 года (то есть сразу после потери станции Мга) вышло Постановление ГКО № 604 о мерах по снабжению Ленинграда водным путем. Предполагалось использовать 25 буксиров и 75 озерных барж грузоподъемностью по одной тысячи тонн каждая, причем непрерывно должно было курсировать не менее 12 барж, для перевозки ГСМ предлагалось выделить один танкер и восемь нефтеналивных барж. На эту цифру (12 барж в день) можно взглянуть с двух сторон. В сравнении с наличным тоннажем это удивительно мало. С другой стороны, такой грузопоток позволил бы не только обеспечить снабжение жителей Ленинграда по общесоюзным нормам, но и достаточно быстро накопить многомесячные запасы. В частности, было принято решение к 1 октября отгрузить 143 тысячи тонн муки и крупы, 28 тысяч тонн мяса и рыбы, три тысячи тонн масла, то есть всего 174 тысячи тонн продовольствия.

Гора родила мышь

Ничего этого в реальности не произошло. Гора родила мышь. За первые 30 дней навигации на западный берег Ладожского озера было доставлено всего 9,8 тысячи тонн продовольствия – в среднем по 330 тонн в день! И хотя в дальнейшем грузопоток увеличился, с 1 октября до середины ноября (когда судоходство по Ладоге пришлось в условиях ранней и очень холодной зимы прекратить) по воде перевезли лишь 45 тысяч тонн продовольствия (44 тысячи тонн зерна, муки, крупы и сухарей, примерно 400 тонн сгущенного молока и порядка 600 тонн мяса, рыбы, жиров).

Такие поставки не только не позволили накопить запасы продовольствия, но и не обеспечили снабжение блокадного города по минимально допустимым нормам. 8 ноября, ровно через два месяца после захвата Шлиссельбурга, немцы заняли Тихвин. Это означало, что последняя железнодорожная магистраль, позволявшая подвозить грузы непосредственно к юго-восточному берегу Ладожского озера, перерезана (возможность подвоза северным путем – через станцию Лодейное поле была потеряна еще раньше, после того как финская армия вышла на реку Свирь и создала плацдарм на ее южном берегу). Теперь грузы для Ленинграда приходилось везти с дальних станций кружными лесными дорогами длиной в сотни километров.

70 транспортных «Дугласов», выделенных для организации «воздушного моста», решить проблему продовольственного снабжения огромного города, конечно же, не могли. Впрочем, у них и задачи были другие: из города самолетами вывозили квалифицированных специалистов, оптическое и электронное оборудование. В город по воздуху завозили продукты, едва ли предназначенные для простых людей: 346 тонн мясокопченостей, 257 тысяч банок мясных и рыбных консервов, 52 тонны шоколада, 18 тонн сливочного масла, 9 тонн сыра...

9 декабря в ходе начавшегося контрнаступления Красной армии немцев удалось выбить из Тихвина, и через десять дней весь участок железной дороги от Тихвина до Волхова был очищен от неприятеля. Намертво замерзло к тому времени и Ладожское озеро, превратившееся в огромную «дорогу с твердым покрытием» (фактически первые машины по льду Ладоги прошли уже 22 ноября). И тем не менее снабжение Ленинграда происходило в режиме «в час по чайной ложке», что с учетом численности едоков внутри кольца блокады и тоннажа поставляемого продовольствия даже не было метафорой.

За первые девять дней работы Дороги жизни было перевезено всего 800 тонн муки, то есть значительно меньше минимальной однодневной потребности. В первой декаде декабря перевезено 2282 тонны и только в третьей декаде вышли на уровень 600–750 тонн в день. В первые дни в составе 17-й автотранспортной бригады было всего лишь 120 грузовиков, к концу декабря это число выросло до 2,8 тысячи автомашин, из которых ежедневно на линии было менее одной тысячи, остальные простаивали из-за отсутствия бензина или технических неисправностей.

Чтобы оценить смысл этих цифр, надо вспомнить, что к началу войны (то есть до начала мобилизации транспорта из народного хозяйства) в войсках ЛенВО числилось 20,5 тысячи грузовых автомашин и 4,2 тысячи тракторов (в условиях зимы трактор с санями-волокушами на ледовой дороге был бы гораздо лучше дряхлой полуторки); в соседнем Прибалтийском ОВО, войска которого в июле отошли на территорию ЛенВО, – 13,5 тысячи грузовиков и три тысячи тракторов. После объявления открытой мобилизации (плановые мероприятия которой в Ленинградском округе были выполнены полностью) количество автотранспорта в армии увеличилось примерно вдвое. Кроме того, гигантские военные предприятия Ленинграда имели тысячи автомашин, никакой мобилизации не подлежащих.

Известно, что потери автотранспорта при отступлении летом-осенью 1941-го были незаурядно низкими и в целом за весь 41-й год они составили порядка 33 процентов. Другими словами, внутри кольца блокады находились десятки тысяч грузовиков и многие тысячи тракторов, промышленность Ленинграда могла обеспечить любой мыслимый ремонт и изготовление запчастей. Где же были эти машины, что они делали, чем были заняты? Какая другая задача, кроме доставки в умирающий город продовольствия и горючего, могла быть более приоритетной?

Голод и смерть

Критическая ситуация с подвозом продовольствия заставляла непрерывно снижать нормы расхода. 6 октября суточный лимит расхода муки был установлен в размере 1000 тонн, с 1 ноября его пришлось снизить до 735 тонн, с 13 ноября – 622 тонны, с 20 ноября – 510 тонн (причем в эти тонны уже были включены и все условно-съедобные примеси, из которых пекли жуткий «блокадный хлеб»).

Тут еще надо учесть, что в условиях войны главным приоритетом было снабжение армии, мизерные запасы приходилось делить между бойцами на фронте и горожанами отнюдь не поровну. Так, из лимита 1000 тонн муки, установленного 6 октября (что характерно, сами решения принимались от имени Военного совета Ленинградского фронта, а не городских властей), для армии и флота выделялось 312 тонн, а для жителей Ленинграда (в семь раз более многочисленных!) – всего 587 тонн. Из самого минимального за время блокады лимита 510 тонн для армии и флота предназначалось 169 тонн, а для населения Ленинграда – всего 310 тонн. И это на два с половиной миллиона едоков.

С октября 1941-го нормы выдачи хлеба по карточкам были снижены до 400 граммов для работающих и 200 граммов для иждивенцев. Даже большая из этих цифр не обеспечивает те 1700 ккал, которые необходимы человеку, который лежит без движения в теплом помещении. Но помещения не были теплыми: аномально ранняя и холодная зима, отключенное отопление, затем – замерзший водопровод и необходимость носить воду ведрами из прорубей на Неве. 20 ноября были установлены следующие нормы: 250 граммов хлеба для работающих, 125 – для иждивенцев (в таковых к тому моменту вынужденно в связи с остановкой заводов превратилось две трети населения Ленинграда).

Уже в ноябре смертность в Ленинграде более чем вдвое превысила довоенные показатели. В декабре начался смертный голод. Люди падали без сознания на улицах, не-убранные трупы замерзали в домах. В декабре в городе умерли 53 тысячи человек, в январе – 102 тысячи, в феврале – 108 тысяч. Убирать покойников стало некому, люди вымирали целыми семьями. С 19 декабря по 1 марта командами МПВО были собраны на улицах города 9207 живых дистрофиков и захоронена 261 тысяча трупов. По состоянию на 21 февраля за «убийство с целью поедания мяса убитых» арестованы 886 человек.

«В городе настоящий праздник...»

В конце декабря постепенно нарастающий «ручеек» продовольствия, завозимого в город автомашинами по льду Ладожского озера, позволил повысить лимиты расхода муки с 510 до 560 тонн в день, в том числе для населения Ленинграда – с 310 до 395 тонн. С 25 декабря 1941 года были установлены новые нормы выдачи хлеба: 350 граммов по рабочей карточке и 200 граммов для служащих и иждивенцев. С точки зрения арифметики – разница бесспорная, с точки зрения физиологии – не изменилось ничего: ничтожное количество еды по-прежнему не обеспечивало выживания человека да еще и на декабрьском морозе (что, к несчастью, явно подтверждается двукратным ростом смертности в январе). Тем не менее товарищ Жданов в тот же день, 25 декабря доложил в Москву, что «в городе настоящий праздник».

Оставив соответствующим депутатам Госдумы РФ выяснить вопрос – не является ли такое заявление кощунством и оскорблением чувств блокадников, обратимся снова к Постановлению Военного совета Ленфронта № 00320 от 6 октября (других мне просто не удалось найти), которым лимитировался расход продовольствия. Кроме двух упомянутых выше категорий потребителей (личный состав фронта и Балтфлота, население Ленинграда) в постановлении есть еще одна строка: «Для закрытых учреждений и общественного питания». Что примечательно – эта загадочная категория ни хлеба, ни сахара не потребляет, для нее указаны лишь лимиты по мясу и жирам, причем лимиты очень жирные: 49 тонн мяса (при этом на 2,5 миллиона населения города выделено всего 72 тонны) и 19,6 тонны жиров (для населения – 51,5 тонна). Да и 346 тонн мясокопченостей, завезенных в ноябре-декабре по «воздушному мосту», в воспоминаниях рядовых ленинградцев, переживших блокаду, почему-то не обнаруживаются...

Но есть и другие свидетельства. В 1998 году профессор РГГУ Н. Н. Козлова опубликовала дневник некого Н. А. Рибковского, который тот вел во время Ленинградской блокады. Рибковский родился в 1903 году, окончил Московскую высшую партшколу в 1940-м, был назначен секретарем райкома в Выборг, затем после занятия города финскими войсками в августе 41-го прибыл в Ленинград, где после трехмесячного ожидания был назначен на более чем скромную должность инструктора отдела кадров горкома партии. Всего лишь.

9 декабря он записывает в своем дневнике: «С питанием теперь особой нужды не чувствую. Утром завтрак – макароны, или лапша, или каша с маслом и два стакана сладкого чая. Днем обед – первое щи или суп, второе мясное каждый день. Вчера, например, я скушал на первое зеленые щи со сметаной, на второе котлету с вермишелью, а сегодня на первое суп с вермишелью, на второе свинина с тушеной капустой».

В начале марта 1942 года (в тот месяц в Ленинграде умерли 99 тысяч человек) ответственного работника направляют в так называемый стационар горкома партии, где про грубую мужицкую еду вроде свинины с тушеной капустой и говорить-то неприлично: «Питание здесь словно в мирное время в хорошем доме отдыха... Каждый день мясное – баранина, ветчина, кура, гусь, индюшка, колбаса; рыбное – лещ, салака, корюшка и жареная, и отварная, и заливная. Икра, балык, сыр, пирожки, какао, кофе, чай, 300 грамм белого и столько же черного хлеба на день, 30 грамм сливочного масла и ко всему этому по 50 грамм виноградного вина, хорошего портвейна к обеду и ужину...» Эта запись (от 5 марта 1942-го) заканчивается восхитительной фразой: «Да. Такой отдых в условиях фронта, длительной блокады города возможен лишь у большевиков, лишь при Советской власти».

Окончание читайте в следующем номере.

*Во многих публикациях ошибочно указана другая, большая цифра. Это недоразумение связано с тем, что в начале войны, когда появление немецких войск на южных подступах к Ленинграду представлялось немыслимым, 175 тысяч детей были вывезены из города в южные и юго-восточные сельские районы области, в дальнейшем по мере приближения фронта их пришлось возвратить в город

Опубликовано в выпуске № 6 (524) за 19 февраля 2014 года

Loading...
Загрузка...
Аватар пользователя Антрополог
Антрополог
18 февраля 2014
Я служил отнюдь не в блокадном Ленинграде. В 1982-м году.В комендантской роте.Внутри нашего штаба дивизии был закрытый спецмагазинчик.Там продавались: копчёная колбаса, апельсины,сгущёное молоко и сгущёные сливки; индийский чай в 200-гр-упаковках; чешское пиво; какое-то импортное вино( не пью- не запомнил); зефир и мармелад; лосось балтийский привозили один раз в феврале...кто служил в Казахстане- то знает, что в те годы лежало на обычных прилавках.Слава КПСС! Коммунисты- вперёд!
Аватар пользователя Фома
Фома
18 февраля 2014
Учитывая то, какая катастрофа творилась на фронтах в первые летние месяцы войны, нисколько не удивляет и бардак в организации обороны Ленинграда, обеспечении продовольствием, эвакуации населения и промышленности ... Безусловно, оборона крупнейшего проиышленного центра, каковым был Ленинград, - это была одна из важнейших проблем, но она была в тогдашних условиях всего лишь одной из множества проблем ... Партийная номенклатура что раньше, что позже - один черт, себя, любимых, они никогда не забывали. Но, с другой стороны, вымерло бы от голода руководство города всех уровней - что бы в результате было ? Уже окончательно - полный неуправляемый хаос ... Как бы ни относиться к тогдашнему городскому руководству, какого бы негатива за ним ни числилось - все-таки оценивать его вклад в организацию обороны города следует более объективно. Кстати, обеспечение продовольствием - это только одна, хоть и важнейшая, из многих трагических страниц всей блокады Ленинграда. Об остальных страницах автор не упомянул, посмотрим, что будет в окончании статьи. Замечание автору - фраза статьи : "... Заслуживающих упоминания сил немецкого флота в водах Финского залива не было вовсе, военно-морской флот Финляндии соотносился с КБФ как моська со слоном. В такой ситуации существовала вполне реальная возможность завоза продовольствия в Ленинград по морю, из портов нейтральной Швеции. ... " просто умиляет. Ссылка на английские караваны неуместна, учитывая, какие усилия вкладывали англичане в организацию своих караванов, и с какими огромными потерями был организован и проведен знаменитый Таллинский переход. К тому же, автор, что, не знает, как эффективно немцы перекрыли Финский залив в самом узком месте почти на все годы войны ?
Аватар пользователя Вася Пупкинд
Вася Пупкинд
18 февраля 2014
"Ссылка на английские караваны неуместна, учитывая, какие усилия вкладывали англичане в организацию своих караванов, и с какими огромными потерями был организован и проведен знаменитый Таллинский переход" --------------------- Замечательный пример "совковой логики". Если совок в чем-то обосрался, значит это "что-то" было очень трудным и даже непреодолимым. Доказательства? Так мы же обосрались! А как же другие справились? Так им история отпустила больше времени, они готовились, а мы непрерывно крепили мир во всем мире
Аватар пользователя Вася Пупкинд
Вася Пупкинд
18 февраля 2014
"Партийная номенклатура что раньше, что позже - один черт, себя, любимых, они никогда не забывали. Но, с другой стороны, вымерло бы от голода руководство города всех уровней - что бы в результате было ?" ----------------------------------- Ага. Т.е. середины между "вымерли с голода" и икра, балык, сыр и пирожные с портвейном мы не понимаем?
Аватар пользователя лысый
лысый
18 февраля 2014
пупкинду.Ты, сионистский засранец,если "совок" в свое время не подсуетился,то твое племя,сгорая в печах, обогревала бы бюргеров 3-го рейха,а ты чухонец гнусный,живешь и отравляешь жизнь.Неблагодарный
Аватар пользователя Вася Пупкинд
Вася Пупкинд
18 февраля 2014
для лысого: не грусти, совок таки подсуетился и ваших миллионов 20-30 в общей сложности (гражданская. раскулачивание. голодомор. большой террор, война, голод 46 года) червям скормил. А вот мне грустно - очень много умных русских червям скормили, осталось агрессивно-тупое большинство дебилов
Аватар пользователя Капитан Железный
Капитан Железный
18 февраля 2014
Господа, соблюдайте приличия. Ведите себя достойно.
Аватар пользователя Николай
Николай
18 февраля 2014
Антрополог, Пупкинд, как вы ребята достали со своими обидами на советскую жизнь . Все вам чего -то не хватило, кому то квартиру не дали, кому то генеральских звезд. Но вы гавнюки с радостью продали Родину, даже если бы у все было.
Аватар пользователя ged
ged
19 февраля 2014
"Но, с другой стороны, вымерло бы от голода руководство города всех уровней - что бы в результате было ? ... Как бы ни относиться к тогдашнему городскому руководству, какого бы негатива за ним ни числилось - все-таки оценивать его вклад в организацию обороны города следует более объективно." Демагогией воняет за версту - жутко воняет. Что, где-то в тексте статьи есть предложение уморить руководство Ленинграда голодом? В тексте просто приведены факты: питание рядового блокадника - "250 граммов хлеба для работающих, 125 – для иждивенцев" и питание советского партийного чиновника - "Каждый день мясное – баранина, ветчина, кура, гусь, индюшка, колбаса; рыбное – лещ, салака, корюшка и жареная, и отварная, и заливная. Икра, балык, сыр, пирожки, какао, кофе, чай, 300 грамм белого и столько же черного хлеба на день, 30 грамм сливочного масла и ко всему этому по 50 грамм виноградного вина, хорошего портвейна к обеду и ужину". Вменяемые люди сами способны оценить соотношение благ и сделать вывод о том, как советская власть пеклась о счастье своего народа.
Аватар пользователя Гость
Гость
18 февраля 2014
С Марком Солониным все понятно - пятая колонна, кормится с рук мирового сионизма, пусть, может тогда они станут счастливыми
Аватар пользователя оттуда
оттуда
18 февраля 2014
Гостю. Несомненно намного патриотичнее собирать крошки с барского стола. Так держать.
Аватар пользователя Фома
Фома
19 февраля 2014
ged : а с чего это вдруг в упомянутое меню партийного чиновника забыли включить мороженное и шампанское ? Да и шашлычок было бы неплохо сюда же добавить ... Вообще-то полагается в подобных цитатах давать ссылки на документы.
Аватар пользователя ged
ged
19 февраля 2014
Г-н Фома, возьмите в привычку сначала читать внимательно критикуемый вами текст, а потом уже писать свои комментарии. Хотя бы для того, чтобы не так явно походить на сетевого тролля :)) Процитированное мною - из текста обсуждаемой статьи, указан там и источник цитаты: "В 1998 году профессор РГГУ Н. Н. Козлова опубликовала дневник некого Н. А. Рибковского, который тот вел во время Ленинградской блокады."
Аватар пользователя Фома
Фома
19 февраля 2014
Специально для Ged : В свое время, еще в незабвенные 90-е годы, я достаточно хорошо познакомился с кухней по изготовлению всевозможных "дневников", "мемуаров", "воспоминаний" ... И даже кое к чему имел касательство ( грешен, батюшка ! что поделать ... ). Так что, когда я говорю про ссылки, я имею в виду ссылки на архивные документы с указанием полных атрибутов их хранения. А насчет указанных в статье источников - не смешите ...
Аватар пользователя ged
ged
19 февраля 2014
Смешно - это тогда, когда интернет-демагоги, поднаторевшие во вранье, подлогах и передергах, начинают судить о других людях, исходя их своих собственных моральных качеств. Например, г-н Фома, поднаторевший изготовлении в "всевозможных "дневников", "мемуаров", "воспоминаний" (о чем не постеснялся признатся - бесстыдная наглость лжеца просто не знает границ), вздумал намекать на недобросовестность или даже фальсификации документа др. филос. наук, профессором философии РГГУ Н.Н.Козлову, опубликовавшую дневниковые записи Н.А.Рибковского. Очевидно, это мода сейчас такая - вот и известный лжец-пропагандист г-н Мединский обвинил во вранье Д.Гранина, автора "Блокадной книги", в которой, кстати, также цитируются дневники Рибковского. Естественно, все эти обвинения от пропагандистов-демагогов сами насквозь лживы. Дневник Н.А.Рибковского является частью личного фонда И.И. Белоносова, хранящегося в Центре документации "Народный архив " (ЦДНА, фонд306).
Аватар пользователя Вася Пупкинд
Вася Пупкинд
19 февраля 2014
Фома, не пытайся изобразить из себя крутого злодея ( "я достаточно хорошо познакомился с кухней по изготовлению всевозможных "дневников", "мемуаров", "воспоминаний" ... И даже кое к чему имел касательство"). Ты обычный сетевой тролль. ---------------------- Но мораль совков (т.е. полная потеря всякого стыда) впечатляет
Аватар пользователя Фома
Фома
19 февраля 2014
Васенька, сбегай куда надо, запишись на курсы изяшной словесности и хороших манер. Когда их окончишь - тогда и поговорим.
Аватар пользователя Фома
Фома
19 февраля 2014
Геду : Дискуссия, которая, как я вижу, здесь начинает разворачиваться, мне лично нафиг не нужна. Но, уж коли Вы начали базар, то извольте, продолжим. Я к автору статьи не испытываю никаких симпатий и никакой неприязни. Я, как и любой другой, имею полное право изложить здесь свое мнение, и изложил его только потому, что слишком уж тема задела за живое - я сам ленинградец, и кое-кто из моей родни пережил здесь блокаду. Для Вас такой аргумент, как "др. филос. наук, профессор философии" является очень весомым ? А про недавние скандалы с диссертациями и учеными степенями Вы ничего не слышали ? И что такое РГГУ ? В советское время университет был - единственный в городе, статус и авторитет у него были соответствующие. А нынче, когда этих университетов - на каждом углу, как к ним относиться прикажете ? Ну а что касается пресловутого "дневника" - то можно, конечно, обсудить множество самых разных его аспектов, да только - зачем ? Все равно мы оба останемся каждый при своем мнении. А в более глобальном контексте - какая, в принципе, разница, что именно жрали партийные номенклатурщики в то время ...
Аватар пользователя смерть коммунизму
смерть коммунизму
19 февраля 2014
Да прав Марк (будь он неладен). Сраные партийцы себя не забывали. Среди них были и евреи и русские (увы). Чего уж там. Это Вам не Царские времена, когда на 4 году войны карточки не вводиись, всего было в достатке. Работал синематограф и рестораны. Засратые коммуняки переврали всю нашу историю и присвоили себе все лавры! Даёшь Русскую национальную власть, без коммунистов и единороссов!
Аватар пользователя оттуда
оттуда
19 февраля 2014
Да ктож тебе даст власть то. Не для того они рассаживались и укоренялись. И еще солько пилить можно, чтобы детям и внукам досталось. А вот когда все разграбят, то тогда и так отдадут, как 1991.
Аватар пользователя стрелок
стрелок
19 февраля 2014
Хотелось бы, чтобы кто-нибудь дал разъяснение насчёт этого "дневника Рибковского". Он что, был директором столовой для номенклатуры или хотя бы официантом в такой столовой? Или он просто записывал (если допустить реальное существование такого дневника, а то ведь был печальный пример с "дневником Анны Франк". который оказался написан шариковой ручкой. изобретённой в 1951 г.)голодный бред людей, никогда в таких столовых не бывавших, но взваливавших свои беды на номенклатуру? И опять-таки, это шикарное меню приписывают всем чиновникам, но откуда отсчитывают? С машинистки райкома или с товарища Жданова? И ещё один вопрос, уже общего порядка - крик стоит именно о Ленинграде, в котором знаменитые нормы (250 для работающих и 125 для иждивенцев) продержались ровно пять недель в ноябре-декабре 1941 г. А, между прочим, основная масса умерших ленинградцев вымерла в 1942 г., после неоднократного поднятия норм. Но вот на оккупированной территории (точнее. в тыловых зонах групп армий) норма снабжения для жителей городов составляла 200 г хлеба в день. А в городах, оказавшихся на линии фронта (Севастополь, Ржев, Новороссийск, Сталинград, Воронеж и пр.) вообще по много месяцев невозможно было организовать снабжение населения продовольствием, а жителей в них оставалось немало. Интересно. почему молчат о них? Такой массовой смертности, как в Ленинграде, во всех названных случаях не было. Что за интересная такая предрасположенность к смерти именно у ленинградцев (надеюсь, была)? В. Пупкинда и "смерть коммунизму" очень прошу на мои вопросы не отвечать, выше мычание читать неинтересно.
Аватар пользователя Фома
Фома
19 февраля 2014
Стрелку : Насчет упоминаемого "дневника", думаю, Вы правы - скорее всего это липа, которой, к сожалению, немало. Да только вот в установлении подлинности или подложности этого "документа" никто не заинтересован. А значит, вопрос о его подлинности так и останется в подвешенном состоянии ... Что касается статистики смертности в блокированном городе - вопрос сложный и коротко так просто не ответить. Нужно учесть, что голод был основным, но не единственным фактором смерти. С наступлением холодов и голода одновременно прекратили работать водопровод и канализация. Не было электроэнергии, отключилось отопление. Люди просто насмерть замерзали у себя дома. Расплодились крысы - на улицах лежали неубранные трупы. Отсюда - высокий уровень инфекционных заболеваний. Сюда же еще надо добавить чисто психологические и медицинские факторы, заболевания, сопутствующие голоду ... Несмотря на повышение пайков, их размер не соответствовал физиологическим нормам выживания. К тому же, качество хлеба в пусть даже увеличенных пайках было далеко не то, что качество хлеба в начале блокады, это был хлеб наполовину с химией. А значит, и его питательные качества - соответственно. Впрочем, некоторые из перечисленных мною факторов уже отметил автор статьи, хотя и тоже кратко. Кроме потерь населения города были не менее огромные потери обороняющего город фронта, на котором в течение всей блокады практически непрерывно шли попытки ее прорыва... Короче это тема, которую можно обсуждать очень долго. Если Вас это и в самом деле интересует - могу покопаться в своих архивах и порекомендовать список литературы. У меня, вроде бы, имеется кое-что именно по медицинским аспектам блокадного голода. Что касается соотношения потерь Ленинграда с другими городами - здесь, наверное, сыграли свою роль его размеры и численность его населения. Если статистические проценты перевести в абсолютные числа - они, естественно, для огромного города окажутся гораздо выше, чем для меньших по размерам населенных пунктов. Ну а учитывая общий бардак с подсчетом наших потерь в войне - кто там точно разберет, где, когда и какие у нас были потери ?
Аватар пользователя Владимир Минский
Владимир Минский
19 февраля 2014
Наума Сорлонина наверняка мучает "слава" Шедеровича. Вот он и решил тоже отличиться на теме блокадного Питера. Трудно поверить дневниковым записям некоего Рибковского, также как невозможно поверить геббельсовским листовкам, в которых звучали примерно такие же обвинения в адрес руководителей блокадного Питера. Откуда черпала информацию некая профессор РГГУ Н. Н. Козлова, ссылающаяся на дневниковые записи некого Н. А. Рибковского. Я решил задать вопрос интернету. Мгновенно нашел ответ, Читайте, читатели ВПК, статью "Фальшивые карточки" Егора Холмогорова в газете "Взгляд" за 12 февраля 2014 года. Фашисты, оказывается, предпринимали немалые усилия для того, чтобы настроить жителей Ленинграда не только против руководства города, партийных работников, военных, но и пытались разжечь межнациональную вражду. Вот что пишет в своей статье Холмогоров: Например, в документе № 38 от 12 января 1942 года агентура СД сообщает: «Среди гражданского населения, которое в своем большинстве страдает от приступов голода, сразу бросаются в глаза евреи благодаря тому, что они лучше одеты и выглядят более здоровыми. Персонал продовольственных магазинов – почти исключительно евреи. Они сумели почти повсюду вытеснить русских с этих самых «теплых» сейчас мест». И если следовать, пишет Холмогоров, методам идеологизированного либерального «дилетантизма», то миф о «жиреющих при торговле евреях» окажется таким же, как и миф о номенклатурном пире во время чумы. А этот миф, в свою очередь, понадобился сегодня исключительно для такого небрезгливого занятия, как отвести удар от оставленной Шендеровичем грязи".
Аватар пользователя смерть коммунизму
смерть коммунизму
20 февраля 2014
Сомневаться, конечно, можно и нужно. Отец моего знакомого воевал в окруженном Ленинграде.Как-то он встретил своего знакомого, охранявшего стоящий у пирса неприметный корабль. Тот запустил его на судно и накормил до пупа. Корабль представлял из себя продсклад на плаву для номенклатуры. Нужна фамилия отца этого человека? Введенский.
Аватар пользователя ged
ged
20 февраля 2014
Забавно пишет г-н Фома: если дискуссия ему не нужна – кто же тут его держит. Никто, пусть валит куда угодно, никто горевать не будет. Но г-н Фома продолжает спор, который ему не интересен, вываливая новую ложь, даже еще и устраивает дискуссию сам с собой, написав комментарии под разными никами. :)) Ну, что ж поделать: – г-н Фома, лжец со стажем (не надо плакаться про «оскорбления» - он сам ясно описал свою деятельность по фальсификации «дневников, мемуаров»), а потому не лгать он не может – нет у него никаких других аргументов. Вот он уже и до клеветы докатился: не имея никаких аргументов, которые бы опровергали позицию автора статьи или приведенные им факты, вот и пытается бросить тень на профессора Н.Н.Козлову, опять же не имея вообще никаких конкретных данных, ставящих под сомнение добросовестность или профессиональную компетентность профессора. Это очень забавно, читать намеки на недобросовестность от наглейшего лжеца, не скрывающего свою деятельность на ниве фальсификаций.
Аватар пользователя ged
ged
20 февраля 2014
Еще забавнее другой комментарий, в котором, опять же не имея никаких аргументов, которые бы опровергали позицию автора статьи или приведенные им факты, сосредотачиваются на антисемитизме. При этом стряпают ложь настолько глупую, что остается только удивляться тупости нынешних пропагандонов. Цитируется отрывок из донесения немецкой агентуры: «Среди гражданского населения, которое в своем большинстве страдает от приступов голода, сразу бросаются в глаза евреи…» из статьи «Фальшивые карточки» Е.Холмогорова. При этом у пропагандона даже не хватило ума прочесть статью Холмогорова целиком (ну в точности, как у г-на Фомы не хватило ума прочесть полностью обсуждаемую статью Солонина :) – по этому он не в курсе того, к каким выводам приходит сам автор статьи по поводу немецкого донесения: «Перед нами такое же идеологическое самозомбирование нацистов, как зомбирование «скорым восстанием немецкого пролетариата» было долгое время правилом на советской стороне. У нас достаточно данных (такие как блокадный дневник Клары Рахман), чтобы убедиться в том, что абсолютное большинство ленинградских евреев жили совсем не так, как рисовала айнзатцгруппа.». Я бы посоветовал пропагандонам быть «тщательнее» в своей лжи, но сильно сомневаюсь, что на это у них хватит умственных возможностей. :)
Аватар пользователя ged
ged
20 февраля 2014
Кстати, отсутствие в обсуждении извечных мосек, облаивающих каждую статью М.Солонина на этом сайте – г-д главснаба и слона, заставляет задуматься – кто же из них взял себе новый ник Фома/Стрелок/ Владимир Минский? :)
Аватар пользователя Гость
Гость
20 февраля 2014
А сам-то кто?
Аватар пользователя Лысый
Лысый
20 февраля 2014
геду.ну чего ты мнишь из себя всезнайку? Такие как ты пирдоны за пайку хлеба не то что страну,мать,отца и всех близких отдадут дяде.Хотелось бы посмотреть на тебя со стороны когда тебя прижмет жизнь,плесень из тебя полезет из всех дыр по твоим постам видно.
Аватар пользователя Гость
Гость
20 февраля 2014
Смерть придурку.20.02.14. Ну хватит врать.Если ты не знаешь обязанности часового,это не значит,что ты можешь своей ахинеей убедить тех кто знает Устав караульной службы.Врет твой отец,либо ты.В военное время на охраняемый объект запустить постороннего.Это минимум штрафбат.Ну до чего же вы,суки болтливые надоели..
Аватар пользователя Лео
Лео
20 февраля 2014
Вообще-то совковый взгляд, что "если я голодаю, значит и ты должен голодать". Понятно, что руководство всегда имело больше, чем другие. Но даже если бы они все раздали населению, все равно это не изменило бы картины. От сдачи города люди бы ничего не выиграли. Не думаю, чтобы немцы озаботились бы их снабжением. С другой стороны, в Гулаге тоже сидели миллионы, тоже голодали, тоже умирали без счета. Как говорил товарищ Сталин: "русский народ - терпеливый народ". Что касается эвакуации, если кто не знает, то на нее нужно было разрешение, которое определялось ценностью данного гражданина для системы. Например, евреям, которым грозила неминуемая гибель при фашистской оккупации, не только не давали разрешений, но и снимали с поездов, когда им удавалось раздобыть билеты. Это к вопросу о защитниках от немецких печей. Скажем прямо, никто никого спасать не собирался, так получилось.
Аватар пользователя Илья
Илья
20 февраля 2014
Замечательная, мужественная статья, очень неполная и то хватило, чтобы тоталитаристов прохватило. Ну очень им хочется править по-прежнему, людоедски. Вдумайтесь, при царских чиновниках в Первой мировой войне мы потеряли в 20 раз меньше людей, чем при номенклатурных во Второй.
Аватар пользователя Антрополог
Антрополог
21 февраля 2014
Обратите внимание на поведение современной номенклатуры.Они изменили тактику харчевания. Свои семьи отвезли на ПМЖ в Канн и другие солнечные места, а сами с утра понедельника до пятничного вечера в поте лица вахту несут в глубоко презираемой ими и их родственниками Рашке. Ну не верят они,что их ждёт судьба Милошевича./////Да, про "ленинградских"...прав был русский писатель...зря обороняли Ленинград.Сколько бы абажуров немецкий местпром изготовил для уюта в домиках бюргеров...Пятая Колонна не появилась бы в России.Нет сослагательного наклонения. Мой сосед, кузнец, плакал при словах песни "...Кто в Ленинград пробирался болотами, Горло ломая врагу...". Под Синявино он из рядовых дошёл до командира батареи за одну неделю...А в это время суки-большевики колбасу хавали...космополиты-голь перекатная-богоизбранное отродье!
Аватар пользователя Лео
Лео
21 февраля 2014
Ну не все колбасу жрали и с немцами в деревне горилку жрали. Некоторые нацистов жгли своими руками, как мой дед. А пару сук карателей антисемитов отдал деревенским в Белоруссии. Повесили мразь. А ведь могли бы выжить, внучат воспитать, такую же мразь, как они. Такую мразь, которая из всехъ щелей сейчас повыползала, как на Украине.
Аватар пользователя glavsnab
glavsnab
21 февраля 2014
Вывозя из Питера продовольствие, власти, по мнению Солонина, заранее знали, что будет блокада. Или преступно не предвидели ее.///По инету уже гуляет (со ссылкой на Солгонина) наглая ложь про 300 буксиров и 900 барж, находившихся (якобы) именно на Ладоге. На самом деле СЗРП обслуживало огромную территорию от Кронштадта до Рыбинска. "В составе СЗРП 9 портов (2 в Ленинграде, 4 в Ленинградской области, по 1 в Пскове, Новгороде, Череповце), Протяжённость эксплуатационных водных путей более 10 тыс. км, из них 5 тыс. км — морских". В начале войны по заданию правительства большая часть судов СЗРП ушла на восток с эвакуируемыми людьми и грузами, а обратно вернуться они не могли, ибо финны вышли на Свирь. По той же причине (выход немцев на Неву) нельзя было перегнать на Ладогу суда из Питера. В интернете нетрудно нагуглить скан документа "Сведения о плавсредствах, находящихся на Ладожском озере" на 22 августа 1941 г. - ЦАМО, ф 217, оп. 1221, д. 66, лл 18-19. Там перечислено 9 транспортов, 2 железные баржи и 9 деревянных, 2 лихтера, 6 буксиров, 2 тральщика. Еще упоминается несколько десятков катеров. Какие 300 и 900 ?! Затем Солонин врет, что корабли Ладожской флотилии были предназначены для плавания по Ладоге, в т. ч. и в шторм. Это чушь - до войны той флотилии просто не было. Состав ее: 2 сторожевика, 6 канлодок, остальные - катера да буксиры (упомянутые в вышеуказанной справке). Оба сторожевика до войны на Ладоге не служили, а канлодки уже в войну были переделаны из грунтоотвозных шаланд (землечерпалка наполняет такое судно грунтом, после чего шаланда отходит туда, где поглубже, и высыпает грунт в водоем). Ходить через озеро, а тем более в шторм, шаланды были вовсе не предназначены. Как и рыболовные мотоботы "Ленрыбы". Да и не работали шаланды на Ладоге. До войны судоходства там из-за штормов почти не было, использовались специально вырытые каналы южнее озера (о чем Солгонин умалчивает), так что углублять дно было незачем. На оставшемся в наших руках берегу Ладоги не было ни причалов, ни оборудования, ни подъездных путей. "Предполагалось использовать 25 буксиров и 75 озерных барж грузоподъемностью по одной тысячи тонн каждая" - это верно. А дальше читаем: они "должны были следовать обычным путем — по приладожским каналам и Неве. Однако в тот же день (30 августа) противник прорвался на левый берег Невы... После этого транзитное движение из Ленинграда на Мариинскую систему прекратилось." (книга "Советский речной транспорт в Великой Отечественной войне", 1981 - есть на милитере). В этой книге все описано весьма подробно. 116 судов к началу навигации 1942 г. - это всего, вместе с катерами, мотоботами, канлодками, речными судами с Волхова. В это число входят и разбитые либо затопленные суда, отремонтированные за зиму. Но Мрак Семеныч как всегда - что подходит для его гнусной клеветы, цитирует, что не подходит - "обрезает". Недаром так возбудились русофобы вроде говноеда и Тупкинда.///Про действия вражеских ВВС у Солонина нет ни слова. Историк, мля...Приколола идея завоза в Питер жратвы из Швеции - через заминированный Финский залив, оба берега коего были заняты врагом. Врет Солонин и о том, что на Карперешейке финны остановились на старой границе...///Ну и конечно же, пресловутый "дневник Рибковского", который, кроме Козловой, "почему-то" никто никогда не видел, который якобы хранится в несуществующем т. н. "ЦДНА", в некоем фонде 306 (ни опись, ни дело, ни листы не указаны). Любимые цитаты русофобов. Как и Гранин, который в Смольном ел овощной суп, гречку с котлетой и чай. Причем - уже в конце 1942-го. никаких "ромовых баб" он не видел, но повторяет чужую ложь. Первоисточник которой - мемуары недобитого оккупанта Х. Стахова, как и сравнение "двух блокад". Вся "солонина" базируется на вражеской пропаганде, хотя и задним числом написанной.
Аватар пользователя glavsnab
glavsnab
21 февраля 2014
Солонин: "Накануне войны на складах и базах Ленинградского территориального управления государственных материальных резервов хранилось 146 тысяч тонн хлебофуража (мука, крупа и овес)."///В документе (ЦГА СПб. Ф.7384. Оп.7. Д.43. Л.27-36): "На начало Отечественной войны с германским фашизмом Лентеруправление госрезервов располагало следующими видами и количествами резервов: 1. Хлебофураж (мука, крупа, овёс). Общее кол-во 146190 тонн. Стоимость 30 млн. 500 тыс. рублей. Места хранения: Базы ЛТУГМР - Ленинград, Старая Русса, Чудово, Дно, Гузятино. Назначение фонда (вид резерва): Мобфонд Красной Армии." - из 5 названных мест четыре - вне блокады, причем Руссу, Чудово и Дно немцы заняли в конце июля-августе. Гузятино - это Бологовский район Тверской области, в Бологом немцев никогда не было. "Весь хлебофураж, хранившийся на базах Управления, разбронирован и частично эвакуирован по нарядам И[нтендантского] у[правления] Северо-Западного фронта в течение первых трёх месяцев войны." - т. е. еще до голода. Солгонин пытается представить дело так, что все эти продукты находились в Питере. Совсем заврался, причем врет все более нагло.
Аватар пользователя смерть коммунизму
смерть коммунизму
21 февраля 2014
"Слава Русскому Царю и Его солдатам. Двухголовому орлу, храбрецам ребятам" (из песни Модлинского полка Императороской Армии)
Аватар пользователя смерть дуракам
смерть дуракам
21 февраля 2014
Слава КПСС!
Аватар пользователя Гость
Гость
21 февраля 2014
Фома, 11:42, 19 февраля, 2014 Вам просили передать. что в лице пупкинда Вы общаетесь с Солониным напрямую.
Аватар пользователя glavsnab
glavsnab
21 февраля 2014
Я, кстати, знаю (нетрудно догадаться), что Солонин наврет дальше. Что надо было, мол, срочно предложить финнам границу 1939 г., тогда (якобы) они бы тут же вышли из войны и не было бы никакой блокады. Это - чушь. Во-первых, агрессия против СССР никак не связана с предыдущими событиями - например, на Италию или Венгрию СССР не нападал и земель у них не отбирал, что вовсе не помешало им напасть на СССР. Во-вторых, целью финской агрессии не было возвращение границ 1939 г., финские аппетиты простирались куда восточнее. В-третьих, союзники Гитлера не имели самостоятельности (захотели - вступили в войну, захотели - мир заключили). В реальности из Румынии, Италии, да и из той же Финляндии немцев пришлось выпроваживать с боями.
Аватар пользователя стрелок
стрелок
21 февраля 2014
А всё-таки - был этот Рибковский сотрудником столовой для номенклатуры или нет? Откуда у него такие сведения (если они реально существуют, эти сведения)?
Аватар пользователя Лео
Лео
21 февраля 2014
Да ладно, кому это все интересно! Даже если бы меню в рамочке показали, все равно бы сказали - подделка. Тут вопрос подхода. Каждый верит тому, чему хочет. Просто советская система насквозь была лживая. Особенно с некоторых пор, когда скромных первых коммунистов расстреляли, а их место заняли безыдейные номенклатурщики, которые только для того и вступали в партию, чтобы побольше жрать и чтобы их не расстреляли одобрямсить все подряд. Сталин, кстати, был одним из немногих выживших старых коммунистов, поэтому привык жить скромно. В целом, факт остается фактом, выживаемость населения никогда не была приоритетом советского строя. Кстати, по ящику была передача об успехах царской России в первое десятилетие 20-го века, я точно не запомнил, но продолжительность жизни была ужасающе низкой, и была признана слабым местом. В деревнях тысячи умирали от голода, без всякой войны. Конечно, скажут, что это советская статистика.
Аватар пользователя оттуда
оттуда
21 февраля 2014
Господа. Вы или дураки, или так здорово придуриваетесь. Ведь 22 июня 1941 года Финляндия заявила о нейтралитете. Военные действия со стороны Финляндии начались только после того как 25 июня 1941 года она подверглась бомбардирове с нашей стороны. А это говорит о том, что с нашей стороны вступил в действие план Соколовского, где отводилась роль и Финляндии. Иначе это действие с нашей стороны кроме как дурью назвать нельзя. Солонин в статье конечно малость перегнул с балтийским флотом. Наш флот в советское время кроме как для парадов больше ни на что не годился. Да и только для того, чтобы пудрить мозги совковым лохам, которых было, увы, подавляющее большинство. Более менее мыслящих к тому времени Сталин уже вырезал. Ну а питерцев " отец народов " ненавидел лютой ненавистью, так что созданный голод носит искуственный и целенаправленный характер. Предоставился удобный случай до конца добить свободомыслящих горожан. А нменклатура всегда жрала в три горла и жрать будет, ведь не для того они лезли наверх, вытаптывая все вокруг, чтобы делиться со всякой чернью. Да хоть все сдохните, лишьбы им, и их деткам все было ОК. Счастья вам.
Аватар пользователя смерть коммунизму и дуракам!
смерть коммунизму и дуракам!
21 февраля 2014
Совдеповский идиотизм достал. Русские, перестаньте быть зомбированными со(я)вками - будьте РУССКИМИ! Сам Сталин признавал, что народ воююет не за партию и него, а за Родину - Россию.
Аватар пользователя Гость
Гость
21 февраля 2014
Лео и АНС враги народа, но умные! Один уже дунул под защиту кленового листа, второй размахивает знаменами антифы, и фотографиями деда, за которыми скрывает свое истинное лицо злодея. Не слушайте их умствования и простите меня, что не могу вместе с glavsnab(ом), дать отпор этим либеральным объектам.
Аватар пользователя оттуда
оттуда
21 февраля 2014
Да вы враги сами себе. И сыты тем. что жрете друг друга.
Аватар пользователя glavsnab
glavsnab
21 февраля 2014
"стрелок, 17:02, 21 февраля, 2014 А всё-таки - был этот Рибковский сотрудником столовой для номенклатуры или нет? Откуда у него такие сведения (если они реально существуют, эти сведения)?" Некая Козлова якобы видела некий "дневник Рибковского", который, по ее словам, с декабря 1941 был сотрудником горкома партии. Дневник сей хранился якобы в ЦДНА (частной лавочке, именовавшей себя "народный архив"), давно уже не существующей. Козлова умерла в 2002 г., в ее публикациях нет фото "дневника", одни "цитаты", а больше никто "дневника" этого не видел. Про "ресторанное" питание в стационаре горкома, куда якобы попал Рибковский в марте 1942 г., она сначала решила, что он "придуряется", потом написала "в сновидческих описаниях прошлого, будущего и даже настоящего просвечивает сказочно-мифологический образ "страны обилия". (Это, кстати, позволяет под новым углом зрения прочитать и запись об отдыхе в Мельничном ручье)." - т. е. в том самом стационаре. Козлова понимала, что рассказ про стационар - это какие-то выдумки или грезы. Но русофобы всех мастей весьма охотно цитируют "дневник", а сделанные Козловой оговорки "не замечают".
Аватар пользователя Гость
Гость
21 февраля 2014
Никто из настоящих советских генералов не стеснялся называть и считать себя Русским. Но совдеповская пропаганда умело сеяла бредовую идею советизма, втирая нам, что победил совейский народ, а не РУССКИЙ и другие, вставшие вслед за ним! Сталин, скрепя сердцем признал это ОДИН раз, за тостом за всё время своего правления! Записные сталинисты сцат от этого кипятком. В действительности это коммунизм и сталинизм реально разорил оплот Русского народа Нечерноземье и Русскую деревню. Такого удара по Русским не наносил больше никто! Из сердца России высосано всё! И начал это не ВВП или ЕБН, а Ленин-Сталин и прочая шайка! СМЕРТЬ КОММУНИЗМУ! ДА здравствует РОССИЯ: Союз Русских и других народов, признающих русских старшим братом, готовые оказывать ему помощь! Слава России!
Аватар пользователя смерть коммунизму!
смерть коммунизму!
21 февраля 2014
Последний ник - мой
Аватар пользователя Фома
Фома
21 февраля 2014
Почему-то никто из сторонников подлинности "дневника Рибковского" не обращает внимания на два существенных аспекта. Первый - из процитированного в статье абзаца этого дневника явственно видно, что его стилистика максимально заточена на то, чтобы произвести нужный психологический и пропагандистский эффект ( разумеется - против этих гадких большевиков ). Никто из партийных функционеров никогда не написал бы в подобном стиле - не позволили бы ихняя психология и образ мышления. Второй - далеко не очевидная нелепость описанной в цитате ситуации, вследствие чего и лопухнулся тот, кто подделывал дневник. Долго голодавшего человека посылают в стационар для откармливания и поправки здоровья. И там он начинает поправлять свое здоровье тяжелой белковой пищей! А между тем любой врач вам скажет, что голодных дистрофиков, а также и просто голодных, откармливают исключительно кашами и молочными продуктами - дают в течение всего дня часто и понемногу. Ни о каких балыках, ветчинах и даже просто жаренном в стационарах не могло быть и речи - для голодных они просто смерть ! Тот, кто писал эту якобы запись в якобы дневник, просто не разбирался в таких тонкостях ... О прочих нюансах, свидетельствующих против подлинности "дневника" я молчу - о них вполне достаточно можно наковырять в Гугле ...
Аватар пользователя Антрополог
Антрополог
18 февраля 2014
Я служил отнюдь не в блокадном Ленинграде. В 1982-м году.В комендантской роте.Внутри нашего штаба дивизии был закрытый спецмагазинчик.Там продавались: копчёная колбаса, апельсины,сгущёное молоко и сгущёные сливки; индийский чай в 200-гр-упаковках; чешское пиво; какое-то импортное вино( не пью- не запомнил); зефир и мармелад; лосось балтийский привозили один раз в феврале...кто служил в Казахстане- то знает, что в те годы лежало на обычных прилавках.Слава КПСС! Коммунисты- вперёд!
Аватар пользователя Фома
Фома
18 февраля 2014
Учитывая то, какая катастрофа творилась на фронтах в первые летние месяцы войны, нисколько не удивляет и бардак в организации обороны Ленинграда, обеспечении продовольствием, эвакуации населения и промышленности ... Безусловно, оборона крупнейшего проиышленного центра, каковым был Ленинград, - это была одна из важнейших проблем, но она была в тогдашних условиях всего лишь одной из множества проблем ... Партийная номенклатура что раньше, что позже - один черт, себя, любимых, они никогда не забывали. Но, с другой стороны, вымерло бы от голода руководство города всех уровней - что бы в результате было ? Уже окончательно - полный неуправляемый хаос ... Как бы ни относиться к тогдашнему городскому руководству, какого бы негатива за ним ни числилось - все-таки оценивать его вклад в организацию обороны города следует более объективно. Кстати, обеспечение продовольствием - это только одна, хоть и важнейшая, из многих трагических страниц всей блокады Ленинграда. Об остальных страницах автор не упомянул, посмотрим, что будет в окончании статьи. Замечание автору - фраза статьи : "... Заслуживающих упоминания сил немецкого флота в водах Финского залива не было вовсе, военно-морской флот Финляндии соотносился с КБФ как моська со слоном. В такой ситуации существовала вполне реальная возможность завоза продовольствия в Ленинград по морю, из портов нейтральной Швеции. ... " просто умиляет. Ссылка на английские караваны неуместна, учитывая, какие усилия вкладывали англичане в организацию своих караванов, и с какими огромными потерями был организован и проведен знаменитый Таллинский переход. К тому же, автор, что, не знает, как эффективно немцы перекрыли Финский залив в самом узком месте почти на все годы войны ?
Аватар пользователя Вася Пупкинд
Вася Пупкинд
18 февраля 2014
"Ссылка на английские караваны неуместна, учитывая, какие усилия вкладывали англичане в организацию своих караванов, и с какими огромными потерями был организован и проведен знаменитый Таллинский переход" --------------------- Замечательный пример "совковой логики". Если совок в чем-то обосрался, значит это "что-то" было очень трудным и даже непреодолимым. Доказательства? Так мы же обосрались! А как же другие справились? Так им история отпустила больше времени, они готовились, а мы непрерывно крепили мир во всем мире
Аватар пользователя Вася Пупкинд
Вася Пупкинд
18 февраля 2014
"Партийная номенклатура что раньше, что позже - один черт, себя, любимых, они никогда не забывали. Но, с другой стороны, вымерло бы от голода руководство города всех уровней - что бы в результате было ?" ----------------------------------- Ага. Т.е. середины между "вымерли с голода" и икра, балык, сыр и пирожные с портвейном мы не понимаем?
Аватар пользователя лысый
лысый
18 февраля 2014
пупкинду.Ты, сионистский засранец,если "совок" в свое время не подсуетился,то твое племя,сгорая в печах, обогревала бы бюргеров 3-го рейха,а ты чухонец гнусный,живешь и отравляешь жизнь.Неблагодарный
Аватар пользователя Вася Пупкинд
Вася Пупкинд
18 февраля 2014
для лысого: не грусти, совок таки подсуетился и ваших миллионов 20-30 в общей сложности (гражданская. раскулачивание. голодомор. большой террор, война, голод 46 года) червям скормил. А вот мне грустно - очень много умных русских червям скормили, осталось агрессивно-тупое большинство дебилов
Аватар пользователя Капитан Железный
Капитан Железный
18 февраля 2014
Господа, соблюдайте приличия. Ведите себя достойно.
Аватар пользователя Николай
Николай
18 февраля 2014
Антрополог, Пупкинд, как вы ребята достали со своими обидами на советскую жизнь . Все вам чего -то не хватило, кому то квартиру не дали, кому то генеральских звезд. Но вы гавнюки с радостью продали Родину, даже если бы у все было.
Аватар пользователя ged
ged
19 февраля 2014
"Но, с другой стороны, вымерло бы от голода руководство города всех уровней - что бы в результате было ? ... Как бы ни относиться к тогдашнему городскому руководству, какого бы негатива за ним ни числилось - все-таки оценивать его вклад в организацию обороны города следует более объективно." Демагогией воняет за версту - жутко воняет. Что, где-то в тексте статьи есть предложение уморить руководство Ленинграда голодом? В тексте просто приведены факты: питание рядового блокадника - "250 граммов хлеба для работающих, 125 – для иждивенцев" и питание советского партийного чиновника - "Каждый день мясное – баранина, ветчина, кура, гусь, индюшка, колбаса; рыбное – лещ, салака, корюшка и жареная, и отварная, и заливная. Икра, балык, сыр, пирожки, какао, кофе, чай, 300 грамм белого и столько же черного хлеба на день, 30 грамм сливочного масла и ко всему этому по 50 грамм виноградного вина, хорошего портвейна к обеду и ужину". Вменяемые люди сами способны оценить соотношение благ и сделать вывод о том, как советская власть пеклась о счастье своего народа.
Аватар пользователя Гость
Гость
18 февраля 2014
С Марком Солониным все понятно - пятая колонна, кормится с рук мирового сионизма, пусть, может тогда они станут счастливыми
Аватар пользователя оттуда
оттуда
18 февраля 2014
Гостю. Несомненно намного патриотичнее собирать крошки с барского стола. Так держать.
Аватар пользователя Фома
Фома
19 февраля 2014
ged : а с чего это вдруг в упомянутое меню партийного чиновника забыли включить мороженное и шампанское ? Да и шашлычок было бы неплохо сюда же добавить ... Вообще-то полагается в подобных цитатах давать ссылки на документы.
Аватар пользователя ged
ged
19 февраля 2014
Г-н Фома, возьмите в привычку сначала читать внимательно критикуемый вами текст, а потом уже писать свои комментарии. Хотя бы для того, чтобы не так явно походить на сетевого тролля :)) Процитированное мною - из текста обсуждаемой статьи, указан там и источник цитаты: "В 1998 году профессор РГГУ Н. Н. Козлова опубликовала дневник некого Н. А. Рибковского, который тот вел во время Ленинградской блокады."
Аватар пользователя Фома
Фома
19 февраля 2014
Специально для Ged : В свое время, еще в незабвенные 90-е годы, я достаточно хорошо познакомился с кухней по изготовлению всевозможных "дневников", "мемуаров", "воспоминаний" ... И даже кое к чему имел касательство ( грешен, батюшка ! что поделать ... ). Так что, когда я говорю про ссылки, я имею в виду ссылки на архивные документы с указанием полных атрибутов их хранения. А насчет указанных в статье источников - не смешите ...
Аватар пользователя ged
ged
19 февраля 2014
Смешно - это тогда, когда интернет-демагоги, поднаторевшие во вранье, подлогах и передергах, начинают судить о других людях, исходя их своих собственных моральных качеств. Например, г-н Фома, поднаторевший изготовлении в "всевозможных "дневников", "мемуаров", "воспоминаний" (о чем не постеснялся признатся - бесстыдная наглость лжеца просто не знает границ), вздумал намекать на недобросовестность или даже фальсификации документа др. филос. наук, профессором философии РГГУ Н.Н.Козлову, опубликовавшую дневниковые записи Н.А.Рибковского. Очевидно, это мода сейчас такая - вот и известный лжец-пропагандист г-н Мединский обвинил во вранье Д.Гранина, автора "Блокадной книги", в которой, кстати, также цитируются дневники Рибковского. Естественно, все эти обвинения от пропагандистов-демагогов сами насквозь лживы. Дневник Н.А.Рибковского является частью личного фонда И.И. Белоносова, хранящегося в Центре документации "Народный архив " (ЦДНА, фонд306).
Аватар пользователя Вася Пупкинд
Вася Пупкинд
19 февраля 2014
Фома, не пытайся изобразить из себя крутого злодея ( "я достаточно хорошо познакомился с кухней по изготовлению всевозможных "дневников", "мемуаров", "воспоминаний" ... И даже кое к чему имел касательство"). Ты обычный сетевой тролль. ---------------------- Но мораль совков (т.е. полная потеря всякого стыда) впечатляет
Аватар пользователя Фома
Фома
19 февраля 2014
Васенька, сбегай куда надо, запишись на курсы изяшной словесности и хороших манер. Когда их окончишь - тогда и поговорим.
Аватар пользователя Фома
Фома
19 февраля 2014
Геду : Дискуссия, которая, как я вижу, здесь начинает разворачиваться, мне лично нафиг не нужна. Но, уж коли Вы начали базар, то извольте, продолжим. Я к автору статьи не испытываю никаких симпатий и никакой неприязни. Я, как и любой другой, имею полное право изложить здесь свое мнение, и изложил его только потому, что слишком уж тема задела за живое - я сам ленинградец, и кое-кто из моей родни пережил здесь блокаду. Для Вас такой аргумент, как "др. филос. наук, профессор философии" является очень весомым ? А про недавние скандалы с диссертациями и учеными степенями Вы ничего не слышали ? И что такое РГГУ ? В советское время университет был - единственный в городе, статус и авторитет у него были соответствующие. А нынче, когда этих университетов - на каждом углу, как к ним относиться прикажете ? Ну а что касается пресловутого "дневника" - то можно, конечно, обсудить множество самых разных его аспектов, да только - зачем ? Все равно мы оба останемся каждый при своем мнении. А в более глобальном контексте - какая, в принципе, разница, что именно жрали партийные номенклатурщики в то время ...
Аватар пользователя смерть коммунизму
смерть коммунизму
19 февраля 2014
Да прав Марк (будь он неладен). Сраные партийцы себя не забывали. Среди них были и евреи и русские (увы). Чего уж там. Это Вам не Царские времена, когда на 4 году войны карточки не вводиись, всего было в достатке. Работал синематограф и рестораны. Засратые коммуняки переврали всю нашу историю и присвоили себе все лавры! Даёшь Русскую национальную власть, без коммунистов и единороссов!
Аватар пользователя оттуда
оттуда
19 февраля 2014
Да ктож тебе даст власть то. Не для того они рассаживались и укоренялись. И еще солько пилить можно, чтобы детям и внукам досталось. А вот когда все разграбят, то тогда и так отдадут, как 1991.
Аватар пользователя стрелок
стрелок
19 февраля 2014
Хотелось бы, чтобы кто-нибудь дал разъяснение насчёт этого "дневника Рибковского". Он что, был директором столовой для номенклатуры или хотя бы официантом в такой столовой? Или он просто записывал (если допустить реальное существование такого дневника, а то ведь был печальный пример с "дневником Анны Франк". который оказался написан шариковой ручкой. изобретённой в 1951 г.)голодный бред людей, никогда в таких столовых не бывавших, но взваливавших свои беды на номенклатуру? И опять-таки, это шикарное меню приписывают всем чиновникам, но откуда отсчитывают? С машинистки райкома или с товарища Жданова? И ещё один вопрос, уже общего порядка - крик стоит именно о Ленинграде, в котором знаменитые нормы (250 для работающих и 125 для иждивенцев) продержались ровно пять недель в ноябре-декабре 1941 г. А, между прочим, основная масса умерших ленинградцев вымерла в 1942 г., после неоднократного поднятия норм. Но вот на оккупированной территории (точнее. в тыловых зонах групп армий) норма снабжения для жителей городов составляла 200 г хлеба в день. А в городах, оказавшихся на линии фронта (Севастополь, Ржев, Новороссийск, Сталинград, Воронеж и пр.) вообще по много месяцев невозможно было организовать снабжение населения продовольствием, а жителей в них оставалось немало. Интересно. почему молчат о них? Такой массовой смертности, как в Ленинграде, во всех названных случаях не было. Что за интересная такая предрасположенность к смерти именно у ленинградцев (надеюсь, была)? В. Пупкинда и "смерть коммунизму" очень прошу на мои вопросы не отвечать, выше мычание читать неинтересно.
Аватар пользователя Фома
Фома
19 февраля 2014
Стрелку : Насчет упоминаемого "дневника", думаю, Вы правы - скорее всего это липа, которой, к сожалению, немало. Да только вот в установлении подлинности или подложности этого "документа" никто не заинтересован. А значит, вопрос о его подлинности так и останется в подвешенном состоянии ... Что касается статистики смертности в блокированном городе - вопрос сложный и коротко так просто не ответить. Нужно учесть, что голод был основным, но не единственным фактором смерти. С наступлением холодов и голода одновременно прекратили работать водопровод и канализация. Не было электроэнергии, отключилось отопление. Люди просто насмерть замерзали у себя дома. Расплодились крысы - на улицах лежали неубранные трупы. Отсюда - высокий уровень инфекционных заболеваний. Сюда же еще надо добавить чисто психологические и медицинские факторы, заболевания, сопутствующие голоду ... Несмотря на повышение пайков, их размер не соответствовал физиологическим нормам выживания. К тому же, качество хлеба в пусть даже увеличенных пайках было далеко не то, что качество хлеба в начале блокады, это был хлеб наполовину с химией. А значит, и его питательные качества - соответственно. Впрочем, некоторые из перечисленных мною факторов уже отметил автор статьи, хотя и тоже кратко. Кроме потерь населения города были не менее огромные потери обороняющего город фронта, на котором в течение всей блокады практически непрерывно шли попытки ее прорыва... Короче это тема, которую можно обсуждать очень долго. Если Вас это и в самом деле интересует - могу покопаться в своих архивах и порекомендовать список литературы. У меня, вроде бы, имеется кое-что именно по медицинским аспектам блокадного голода. Что касается соотношения потерь Ленинграда с другими городами - здесь, наверное, сыграли свою роль его размеры и численность его населения. Если статистические проценты перевести в абсолютные числа - они, естественно, для огромного города окажутся гораздо выше, чем для меньших по размерам населенных пунктов. Ну а учитывая общий бардак с подсчетом наших потерь в войне - кто там точно разберет, где, когда и какие у нас были потери ?
Аватар пользователя Владимир Минский
Владимир Минский
19 февраля 2014
Наума Сорлонина наверняка мучает "слава" Шедеровича. Вот он и решил тоже отличиться на теме блокадного Питера. Трудно поверить дневниковым записям некоего Рибковского, также как невозможно поверить геббельсовским листовкам, в которых звучали примерно такие же обвинения в адрес руководителей блокадного Питера. Откуда черпала информацию некая профессор РГГУ Н. Н. Козлова, ссылающаяся на дневниковые записи некого Н. А. Рибковского. Я решил задать вопрос интернету. Мгновенно нашел ответ, Читайте, читатели ВПК, статью "Фальшивые карточки" Егора Холмогорова в газете "Взгляд" за 12 февраля 2014 года. Фашисты, оказывается, предпринимали немалые усилия для того, чтобы настроить жителей Ленинграда не только против руководства города, партийных работников, военных, но и пытались разжечь межнациональную вражду. Вот что пишет в своей статье Холмогоров: Например, в документе № 38 от 12 января 1942 года агентура СД сообщает: «Среди гражданского населения, которое в своем большинстве страдает от приступов голода, сразу бросаются в глаза евреи благодаря тому, что они лучше одеты и выглядят более здоровыми. Персонал продовольственных магазинов – почти исключительно евреи. Они сумели почти повсюду вытеснить русских с этих самых «теплых» сейчас мест». И если следовать, пишет Холмогоров, методам идеологизированного либерального «дилетантизма», то миф о «жиреющих при торговле евреях» окажется таким же, как и миф о номенклатурном пире во время чумы. А этот миф, в свою очередь, понадобился сегодня исключительно для такого небрезгливого занятия, как отвести удар от оставленной Шендеровичем грязи".
Аватар пользователя смерть коммунизму
смерть коммунизму
20 февраля 2014
Сомневаться, конечно, можно и нужно. Отец моего знакомого воевал в окруженном Ленинграде.Как-то он встретил своего знакомого, охранявшего стоящий у пирса неприметный корабль. Тот запустил его на судно и накормил до пупа. Корабль представлял из себя продсклад на плаву для номенклатуры. Нужна фамилия отца этого человека? Введенский.
Аватар пользователя ged
ged
20 февраля 2014
Забавно пишет г-н Фома: если дискуссия ему не нужна – кто же тут его держит. Никто, пусть валит куда угодно, никто горевать не будет. Но г-н Фома продолжает спор, который ему не интересен, вываливая новую ложь, даже еще и устраивает дискуссию сам с собой, написав комментарии под разными никами. :)) Ну, что ж поделать: – г-н Фома, лжец со стажем (не надо плакаться про «оскорбления» - он сам ясно описал свою деятельность по фальсификации «дневников, мемуаров»), а потому не лгать он не может – нет у него никаких других аргументов. Вот он уже и до клеветы докатился: не имея никаких аргументов, которые бы опровергали позицию автора статьи или приведенные им факты, вот и пытается бросить тень на профессора Н.Н.Козлову, опять же не имея вообще никаких конкретных данных, ставящих под сомнение добросовестность или профессиональную компетентность профессора. Это очень забавно, читать намеки на недобросовестность от наглейшего лжеца, не скрывающего свою деятельность на ниве фальсификаций.
Аватар пользователя ged
ged
20 февраля 2014
Еще забавнее другой комментарий, в котором, опять же не имея никаких аргументов, которые бы опровергали позицию автора статьи или приведенные им факты, сосредотачиваются на антисемитизме. При этом стряпают ложь настолько глупую, что остается только удивляться тупости нынешних пропагандонов. Цитируется отрывок из донесения немецкой агентуры: «Среди гражданского населения, которое в своем большинстве страдает от приступов голода, сразу бросаются в глаза евреи…» из статьи «Фальшивые карточки» Е.Холмогорова. При этом у пропагандона даже не хватило ума прочесть статью Холмогорова целиком (ну в точности, как у г-на Фомы не хватило ума прочесть полностью обсуждаемую статью Солонина :) – по этому он не в курсе того, к каким выводам приходит сам автор статьи по поводу немецкого донесения: «Перед нами такое же идеологическое самозомбирование нацистов, как зомбирование «скорым восстанием немецкого пролетариата» было долгое время правилом на советской стороне. У нас достаточно данных (такие как блокадный дневник Клары Рахман), чтобы убедиться в том, что абсолютное большинство ленинградских евреев жили совсем не так, как рисовала айнзатцгруппа.». Я бы посоветовал пропагандонам быть «тщательнее» в своей лжи, но сильно сомневаюсь, что на это у них хватит умственных возможностей. :)
Аватар пользователя ged
ged
20 февраля 2014
Кстати, отсутствие в обсуждении извечных мосек, облаивающих каждую статью М.Солонина на этом сайте – г-д главснаба и слона, заставляет задуматься – кто же из них взял себе новый ник Фома/Стрелок/ Владимир Минский? :)
Аватар пользователя Гость
Гость
20 февраля 2014
А сам-то кто?
Аватар пользователя Лысый
Лысый
20 февраля 2014
геду.ну чего ты мнишь из себя всезнайку? Такие как ты пирдоны за пайку хлеба не то что страну,мать,отца и всех близких отдадут дяде.Хотелось бы посмотреть на тебя со стороны когда тебя прижмет жизнь,плесень из тебя полезет из всех дыр по твоим постам видно.
Аватар пользователя Гость
Гость
20 февраля 2014
Смерть придурку.20.02.14. Ну хватит врать.Если ты не знаешь обязанности часового,это не значит,что ты можешь своей ахинеей убедить тех кто знает Устав караульной службы.Врет твой отец,либо ты.В военное время на охраняемый объект запустить постороннего.Это минимум штрафбат.Ну до чего же вы,суки болтливые надоели..
Аватар пользователя Лео
Лео
20 февраля 2014
Вообще-то совковый взгляд, что "если я голодаю, значит и ты должен голодать". Понятно, что руководство всегда имело больше, чем другие. Но даже если бы они все раздали населению, все равно это не изменило бы картины. От сдачи города люди бы ничего не выиграли. Не думаю, чтобы немцы озаботились бы их снабжением. С другой стороны, в Гулаге тоже сидели миллионы, тоже голодали, тоже умирали без счета. Как говорил товарищ Сталин: "русский народ - терпеливый народ". Что касается эвакуации, если кто не знает, то на нее нужно было разрешение, которое определялось ценностью данного гражданина для системы. Например, евреям, которым грозила неминуемая гибель при фашистской оккупации, не только не давали разрешений, но и снимали с поездов, когда им удавалось раздобыть билеты. Это к вопросу о защитниках от немецких печей. Скажем прямо, никто никого спасать не собирался, так получилось.
Аватар пользователя Илья
Илья
20 февраля 2014
Замечательная, мужественная статья, очень неполная и то хватило, чтобы тоталитаристов прохватило. Ну очень им хочется править по-прежнему, людоедски. Вдумайтесь, при царских чиновниках в Первой мировой войне мы потеряли в 20 раз меньше людей, чем при номенклатурных во Второй.
Аватар пользователя Антрополог
Антрополог
21 февраля 2014
Обратите внимание на поведение современной номенклатуры.Они изменили тактику харчевания. Свои семьи отвезли на ПМЖ в Канн и другие солнечные места, а сами с утра понедельника до пятничного вечера в поте лица вахту несут в глубоко презираемой ими и их родственниками Рашке. Ну не верят они,что их ждёт судьба Милошевича./////Да, про "ленинградских"...прав был русский писатель...зря обороняли Ленинград.Сколько бы абажуров немецкий местпром изготовил для уюта в домиках бюргеров...Пятая Колонна не появилась бы в России.Нет сослагательного наклонения. Мой сосед, кузнец, плакал при словах песни "...Кто в Ленинград пробирался болотами, Горло ломая врагу...". Под Синявино он из рядовых дошёл до командира батареи за одну неделю...А в это время суки-большевики колбасу хавали...космополиты-голь перекатная-богоизбранное отродье!
Аватар пользователя Лео
Лео
21 февраля 2014
Ну не все колбасу жрали и с немцами в деревне горилку жрали. Некоторые нацистов жгли своими руками, как мой дед. А пару сук карателей антисемитов отдал деревенским в Белоруссии. Повесили мразь. А ведь могли бы выжить, внучат воспитать, такую же мразь, как они. Такую мразь, которая из всехъ щелей сейчас повыползала, как на Украине.
Аватар пользователя glavsnab
glavsnab
21 февраля 2014
Вывозя из Питера продовольствие, власти, по мнению Солонина, заранее знали, что будет блокада. Или преступно не предвидели ее.///По инету уже гуляет (со ссылкой на Солгонина) наглая ложь про 300 буксиров и 900 барж, находившихся (якобы) именно на Ладоге. На самом деле СЗРП обслуживало огромную территорию от Кронштадта до Рыбинска. "В составе СЗРП 9 портов (2 в Ленинграде, 4 в Ленинградской области, по 1 в Пскове, Новгороде, Череповце), Протяжённость эксплуатационных водных путей более 10 тыс. км, из них 5 тыс. км — морских". В начале войны по заданию правительства большая часть судов СЗРП ушла на восток с эвакуируемыми людьми и грузами, а обратно вернуться они не могли, ибо финны вышли на Свирь. По той же причине (выход немцев на Неву) нельзя было перегнать на Ладогу суда из Питера. В интернете нетрудно нагуглить скан документа "Сведения о плавсредствах, находящихся на Ладожском озере" на 22 августа 1941 г. - ЦАМО, ф 217, оп. 1221, д. 66, лл 18-19. Там перечислено 9 транспортов, 2 железные баржи и 9 деревянных, 2 лихтера, 6 буксиров, 2 тральщика. Еще упоминается несколько десятков катеров. Какие 300 и 900 ?! Затем Солонин врет, что корабли Ладожской флотилии были предназначены для плавания по Ладоге, в т. ч. и в шторм. Это чушь - до войны той флотилии просто не было. Состав ее: 2 сторожевика, 6 канлодок, остальные - катера да буксиры (упомянутые в вышеуказанной справке). Оба сторожевика до войны на Ладоге не служили, а канлодки уже в войну были переделаны из грунтоотвозных шаланд (землечерпалка наполняет такое судно грунтом, после чего шаланда отходит туда, где поглубже, и высыпает грунт в водоем). Ходить через озеро, а тем более в шторм, шаланды были вовсе не предназначены. Как и рыболовные мотоботы "Ленрыбы". Да и не работали шаланды на Ладоге. До войны судоходства там из-за штормов почти не было, использовались специально вырытые каналы южнее озера (о чем Солгонин умалчивает), так что углублять дно было незачем. На оставшемся в наших руках берегу Ладоги не было ни причалов, ни оборудования, ни подъездных путей. "Предполагалось использовать 25 буксиров и 75 озерных барж грузоподъемностью по одной тысячи тонн каждая" - это верно. А дальше читаем: они "должны были следовать обычным путем — по приладожским каналам и Неве. Однако в тот же день (30 августа) противник прорвался на левый берег Невы... После этого транзитное движение из Ленинграда на Мариинскую систему прекратилось." (книга "Советский речной транспорт в Великой Отечественной войне", 1981 - есть на милитере). В этой книге все описано весьма подробно. 116 судов к началу навигации 1942 г. - это всего, вместе с катерами, мотоботами, канлодками, речными судами с Волхова. В это число входят и разбитые либо затопленные суда, отремонтированные за зиму. Но Мрак Семеныч как всегда - что подходит для его гнусной клеветы, цитирует, что не подходит - "обрезает". Недаром так возбудились русофобы вроде говноеда и Тупкинда.///Про действия вражеских ВВС у Солонина нет ни слова. Историк, мля...Приколола идея завоза в Питер жратвы из Швеции - через заминированный Финский залив, оба берега коего были заняты врагом. Врет Солонин и о том, что на Карперешейке финны остановились на старой границе...///Ну и конечно же, пресловутый "дневник Рибковского", который, кроме Козловой, "почему-то" никто никогда не видел, который якобы хранится в несуществующем т. н. "ЦДНА", в некоем фонде 306 (ни опись, ни дело, ни листы не указаны). Любимые цитаты русофобов. Как и Гранин, который в Смольном ел овощной суп, гречку с котлетой и чай. Причем - уже в конце 1942-го. никаких "ромовых баб" он не видел, но повторяет чужую ложь. Первоисточник которой - мемуары недобитого оккупанта Х. Стахова, как и сравнение "двух блокад". Вся "солонина" базируется на вражеской пропаганде, хотя и задним числом написанной.
Аватар пользователя glavsnab
glavsnab
21 февраля 2014
Солонин: "Накануне войны на складах и базах Ленинградского территориального управления государственных материальных резервов хранилось 146 тысяч тонн хлебофуража (мука, крупа и овес)."///В документе (ЦГА СПб. Ф.7384. Оп.7. Д.43. Л.27-36): "На начало Отечественной войны с германским фашизмом Лентеруправление госрезервов располагало следующими видами и количествами резервов: 1. Хлебофураж (мука, крупа, овёс). Общее кол-во 146190 тонн. Стоимость 30 млн. 500 тыс. рублей. Места хранения: Базы ЛТУГМР - Ленинград, Старая Русса, Чудово, Дно, Гузятино. Назначение фонда (вид резерва): Мобфонд Красной Армии." - из 5 названных мест четыре - вне блокады, причем Руссу, Чудово и Дно немцы заняли в конце июля-августе. Гузятино - это Бологовский район Тверской области, в Бологом немцев никогда не было. "Весь хлебофураж, хранившийся на базах Управления, разбронирован и частично эвакуирован по нарядам И[нтендантского] у[правления] Северо-Западного фронта в течение первых трёх месяцев войны." - т. е. еще до голода. Солгонин пытается представить дело так, что все эти продукты находились в Питере. Совсем заврался, причем врет все более нагло.
Аватар пользователя смерть коммунизму
смерть коммунизму
21 февраля 2014
"Слава Русскому Царю и Его солдатам. Двухголовому орлу, храбрецам ребятам" (из песни Модлинского полка Императороской Армии)
Аватар пользователя смерть дуракам
смерть дуракам
21 февраля 2014
Слава КПСС!
Аватар пользователя Гость
Гость
21 февраля 2014
Фома, 11:42, 19 февраля, 2014 Вам просили передать. что в лице пупкинда Вы общаетесь с Солониным напрямую.
Аватар пользователя glavsnab
glavsnab
21 февраля 2014
Я, кстати, знаю (нетрудно догадаться), что Солонин наврет дальше. Что надо было, мол, срочно предложить финнам границу 1939 г., тогда (якобы) они бы тут же вышли из войны и не было бы никакой блокады. Это - чушь. Во-первых, агрессия против СССР никак не связана с предыдущими событиями - например, на Италию или Венгрию СССР не нападал и земель у них не отбирал, что вовсе не помешало им напасть на СССР. Во-вторых, целью финской агрессии не было возвращение границ 1939 г., финские аппетиты простирались куда восточнее. В-третьих, союзники Гитлера не имели самостоятельности (захотели - вступили в войну, захотели - мир заключили). В реальности из Румынии, Италии, да и из той же Финляндии немцев пришлось выпроваживать с боями.
Аватар пользователя стрелок
стрелок
21 февраля 2014
А всё-таки - был этот Рибковский сотрудником столовой для номенклатуры или нет? Откуда у него такие сведения (если они реально существуют, эти сведения)?
Аватар пользователя Лео
Лео
21 февраля 2014
Да ладно, кому это все интересно! Даже если бы меню в рамочке показали, все равно бы сказали - подделка. Тут вопрос подхода. Каждый верит тому, чему хочет. Просто советская система насквозь была лживая. Особенно с некоторых пор, когда скромных первых коммунистов расстреляли, а их место заняли безыдейные номенклатурщики, которые только для того и вступали в партию, чтобы побольше жрать и чтобы их не расстреляли одобрямсить все подряд. Сталин, кстати, был одним из немногих выживших старых коммунистов, поэтому привык жить скромно. В целом, факт остается фактом, выживаемость населения никогда не была приоритетом советского строя. Кстати, по ящику была передача об успехах царской России в первое десятилетие 20-го века, я точно не запомнил, но продолжительность жизни была ужасающе низкой, и была признана слабым местом. В деревнях тысячи умирали от голода, без всякой войны. Конечно, скажут, что это советская статистика.
Аватар пользователя оттуда
оттуда
21 февраля 2014
Господа. Вы или дураки, или так здорово придуриваетесь. Ведь 22 июня 1941 года Финляндия заявила о нейтралитете. Военные действия со стороны Финляндии начались только после того как 25 июня 1941 года она подверглась бомбардирове с нашей стороны. А это говорит о том, что с нашей стороны вступил в действие план Соколовского, где отводилась роль и Финляндии. Иначе это действие с нашей стороны кроме как дурью назвать нельзя. Солонин в статье конечно малость перегнул с балтийским флотом. Наш флот в советское время кроме как для парадов больше ни на что не годился. Да и только для того, чтобы пудрить мозги совковым лохам, которых было, увы, подавляющее большинство. Более менее мыслящих к тому времени Сталин уже вырезал. Ну а питерцев " отец народов " ненавидел лютой ненавистью, так что созданный голод носит искуственный и целенаправленный характер. Предоставился удобный случай до конца добить свободомыслящих горожан. А нменклатура всегда жрала в три горла и жрать будет, ведь не для того они лезли наверх, вытаптывая все вокруг, чтобы делиться со всякой чернью. Да хоть все сдохните, лишьбы им, и их деткам все было ОК. Счастья вам.
Аватар пользователя смерть коммунизму и дуракам!
смерть коммунизму и дуракам!
21 февраля 2014
Совдеповский идиотизм достал. Русские, перестаньте быть зомбированными со(я)вками - будьте РУССКИМИ! Сам Сталин признавал, что народ воююет не за партию и него, а за Родину - Россию.
Аватар пользователя Гость
Гость
21 февраля 2014
Лео и АНС враги народа, но умные! Один уже дунул под защиту кленового листа, второй размахивает знаменами антифы, и фотографиями деда, за которыми скрывает свое истинное лицо злодея. Не слушайте их умствования и простите меня, что не могу вместе с glavsnab(ом), дать отпор этим либеральным объектам.
Аватар пользователя оттуда
оттуда
21 февраля 2014
Да вы враги сами себе. И сыты тем. что жрете друг друга.
Аватар пользователя glavsnab
glavsnab
21 февраля 2014
"стрелок, 17:02, 21 февраля, 2014 А всё-таки - был этот Рибковский сотрудником столовой для номенклатуры или нет? Откуда у него такие сведения (если они реально существуют, эти сведения)?" Некая Козлова якобы видела некий "дневник Рибковского", который, по ее словам, с декабря 1941 был сотрудником горкома партии. Дневник сей хранился якобы в ЦДНА (частной лавочке, именовавшей себя "народный архив"), давно уже не существующей. Козлова умерла в 2002 г., в ее публикациях нет фото "дневника", одни "цитаты", а больше никто "дневника" этого не видел. Про "ресторанное" питание в стационаре горкома, куда якобы попал Рибковский в марте 1942 г., она сначала решила, что он "придуряется", потом написала "в сновидческих описаниях прошлого, будущего и даже настоящего просвечивает сказочно-мифологический образ "страны обилия". (Это, кстати, позволяет под новым углом зрения прочитать и запись об отдыхе в Мельничном ручье)." - т. е. в том самом стационаре. Козлова понимала, что рассказ про стационар - это какие-то выдумки или грезы. Но русофобы всех мастей весьма охотно цитируют "дневник", а сделанные Козловой оговорки "не замечают".
Аватар пользователя Гость
Гость
21 февраля 2014
Никто из настоящих советских генералов не стеснялся называть и считать себя Русским. Но совдеповская пропаганда умело сеяла бредовую идею советизма, втирая нам, что победил совейский народ, а не РУССКИЙ и другие, вставшие вслед за ним! Сталин, скрепя сердцем признал это ОДИН раз, за тостом за всё время своего правления! Записные сталинисты сцат от этого кипятком. В действительности это коммунизм и сталинизм реально разорил оплот Русского народа Нечерноземье и Русскую деревню. Такого удара по Русским не наносил больше никто! Из сердца России высосано всё! И начал это не ВВП или ЕБН, а Ленин-Сталин и прочая шайка! СМЕРТЬ КОММУНИЗМУ! ДА здравствует РОССИЯ: Союз Русских и других народов, признающих русских старшим братом, готовые оказывать ему помощь! Слава России!
Аватар пользователя смерть коммунизму!
смерть коммунизму!
21 февраля 2014
Последний ник - мой
Аватар пользователя Фома
Фома
21 февраля 2014
Почему-то никто из сторонников подлинности "дневника Рибковского" не обращает внимания на два существенных аспекта. Первый - из процитированного в статье абзаца этого дневника явственно видно, что его стилистика максимально заточена на то, чтобы произвести нужный психологический и пропагандистский эффект ( разумеется - против этих гадких большевиков ). Никто из партийных функционеров никогда не написал бы в подобном стиле - не позволили бы ихняя психология и образ мышления. Второй - далеко не очевидная нелепость описанной в цитате ситуации, вследствие чего и лопухнулся тот, кто подделывал дневник. Долго голодавшего человека посылают в стационар для откармливания и поправки здоровья. И там он начинает поправлять свое здоровье тяжелой белковой пищей! А между тем любой врач вам скажет, что голодных дистрофиков, а также и просто голодных, откармливают исключительно кашами и молочными продуктами - дают в течение всего дня часто и понемногу. Ни о каких балыках, ветчинах и даже просто жаренном в стационарах не могло быть и речи - для голодных они просто смерть ! Тот, кто писал эту якобы запись в якобы дневник, просто не разбирался в таких тонкостях ... О прочих нюансах, свидетельствующих против подлинности "дневника" я молчу - о них вполне достаточно можно наковырять в Гугле ...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
Loading...