Версия для печати

Взрывчатка, которая не должна взрываться

Взрывоопасные производства требуют грамотных специалистов
Тарабардин Константин Гутенев Владимир Русаков Сергей Казаков Алексей

В сентябре этого года Союз машиностроителей России совместно с Минпромторгом и госкорпорацией «Ростех» провел очередную научно-практическую конференцию «Промбезопасность-2014». На площадках государственного боеприпасного полигона России ФКП «НИИ «Геодезия» и ОАО «КНИИМ», расположенных в подмосковном Красноармейске, обсуждалась одна из важнейших для оборонно-промышленного комплекса страны тем – обеспечение промышленной и экологической безопасности на взрывоопасных производствах.

В сентябре этого года Союз машиностроителей России совместно с Минпромторгом и госкорпорацией «Ростех» провел очередную научно-практическую конференцию «Промбезопасность-2014». На площадках государственного боеприпасного полигона России ФКП «НИИ «Геодезия» и ОАО «КНИИМ», расположенных в подмосковном Красноармейске, обсуждалась одна из важнейших для оборонно-промышленного комплекса страны тем – обеспечение промышленной и экологической безопасности на взрывоопасных производствах.

Организация подготовки и издание приказа о введении с 2015 года более 60 новых нормативно-технических документов, направленных на повышение уровня промышленной и экологической безопасности, – такова рекомендация Минпромторгу России, сформулированная по итогам конференции. Кроме того, ее участники направили ряд соответствующих предложений в адрес Ростеха, Ростехнадзора, МЧС, МВД и Минприроды России, а также других организаций, имеющих отношение к созданию безопасных и безвредных условий труда на взрывоопасных производственных объектах ОПК. Предлагаем вниманию читателей три доклада, прозвучавших на конференции.

Игра с огнем на пороховой бочке

В группу предприятий, требующих постоянного надзора и совершенствования технологий обеспечения промышленной и экологической безопасности взрывопожарных производств, входит 122 организации. В том числе 77 промышленных предприятий, 27 НИИ и КБ, четыре полигона, 14 предприятий общего профиля, в производственном цикле которых имеется 1152 опасных и 588 особо опасных высокорискованных операций.

Взрывчатка, которая не должна взрываться
Коллаж Андрея Седых

Согласно принятой классификации объекты по производству боеприпасов и спецхимии относятся к первым трем классам опасности в зависимости от количества взрывчатых веществ. На объектах первого класса (чрезвычайно высокой опасности) обращается более 500 тонн взрывчатых веществ, второго – от 50 до 500 тонн, третьего – менее 50 тонн. На 40 предприятиях и организациях промышленности, прошедших госрегистрацию, зарегистрировано 24 объекта первого класса опасности, 25 – второго и 76 – третьего.

Свыше 19 тысяч человек заняты на объектах промышленности в опасных и особо опасных зонах. Количество аварийных зданий и сооружений – 293 единицы. Изношенность оборудования – 80 процентов.

На 957 складах хранится около 950 тысяч тонн взрыво-, пожаро- и химически опасных продуктов (боеприпасов, порохов, селитры, спиртов, кислот, аммиака, хлора, ртути и др.). Наибольший риск представляют содержащиеся на заводах более 42 тысяч тонн взрывчатых веществ с просроченными гарантийными сроками хранения, изготовленных еще в 80-е годы прошлого века.

С 2008 по 2013 год на производствах боеприпасов и спецхимии произошло 24 аварии, возникло 36 предаварийных ситуаций, в результате которых пострадали 55 человек (18 случаев со смертельным исходом). Такая частота аварий существенно превышает допустимый уровень профессионального риска. Четыре из общего числа зафиксированных аварий приходятся на ЗАО «Барнаульский патронный завод».

В июне 2013 года произошла крупная авария утилизируемых боеприпасов на открытых площадках хранения Чапаевского полигона (ФКП «Приволжский государственный боеприпасный испытательный полигон»). Ущерб – более 130 миллионов рублей. А в связи с поставкой с объектов Минобороны и складов мобрезерва на утилизацию боеприпасов с истекшим сроком годности вероятность аварий может только возрасти.

Высокие аварийные риски на взрывопожароопасных производствах связаны с рядом обстоятельств. Самые серьезные из них – отсутствие профессионального контроля со стороны надзирающих органов и снижение числа грамотных специалистов. Анализ возможных сценариев гипотетических аварий на 20 предприятиях отрасли показал: наиболее вероятны взрывы от одной тонны взрывчатых веществ до мощных взрывов складов с загрузкой до 800 тонн.

В соответствии с требованиями обеспечения безопасности соответствующие надзорные и контрольные органы руководствуются при проверках свыше 4800 нормативными актами. В то же время численность госинспекторов сокращается. В результате на каждого госинспектора территориального надзора приходится около 30–50 предприятий.

По новыми правилам на опасных производственных объектах (ОПО) экспертизе подлежит документация на консервацию, ликвидацию, техническое перевооружение, а также декларация промбезопасности и обоснование безопасности ОПО. В связи с этими требованиями возникла необходимость переоформления около 400 решений по эксплуатации ранее построенных производств с разработкой и экспертизой их обоснования.

Кроме того, на многих предприятиях и во многих организациях заканчиваются сроки действия выданных ранее соответствующих экспертиз, что также требует их переоформления с учетом новых требований. Однако обоснование безопасности ОПО подразумевает наличие квалифицированных достоверных оценок аварийных рисков и угроз здоровью. Тем более что эксперт по промышленной безопасности может быть привлечен к персональной уголовной и административной ответственности.

Действующие с 2004 года службы производственного контроля даже на крупных предприятиях недоукомплектованы специалистами. Зачастую их не больше одного-двух человек.

Во взрывоопасных производствах особые требования предъявляются по электровзрывобезопасности и взрывозащите электрических устройств контроля и управления технологическими процессами, средств автоматики. Имеющиеся 136 единиц приборной продукции со взрывозащитой старого образца морально устарели, физически изношены и не подлежат ремонту.

Минпромторгом России организовано проведение комплекса работ, направленных на обеспечение промышленной безопасности ОПО. В их число входят:

  • разработка новых редакций правил устройства, а также безопасной эксплуатации ОПО предприятий промышленности боеприпасов и спецхимии;
  • создание и пересмотр с привлечением ведущих организаций отрасли более 60 нормативно-технических документов, в том числе девяти правил, трех ГОСТов, 15 руководящих документов и более 20 методик;
  • организация на базе ОАО «КНИИМ» системы постоянного мониторинга состояния промышленной и экологической безопасности взрывопожарных производств, включающей сбор и анализ информации по количеству взрывопожароопасных производств и опасных технологических операций, числу работающих в опасных зонах, состоянию производственных фондов, аварийных случаев и др.;
  • разработка плана первоочередных мероприятий по снижению рисков возникновения чрезвычайных ситуаций на предприятиях оборонно-промышленного комплекса;
  • техническое оснащение взрывопожароопасных объектов нашей промышленности.

 

Наиболее проблемными вопросами обеспечения промышленной безопасности на предприятиях оборонно-промышленного комплекса являются:

  • недостаточная полнота и согласованность межведомственной нормативно-правовой базы в области промышленной, противопожарной и экологической безопасности;
  • несоответствие состояния существующих производственных мощностей современным требованиям промышленной и экологической безопасности;
  • дефицит квалифицированных кадров в области надзора и организации работ по обеспечению промышленной и экологической безопасности;
  • необходимость внедрения и интеграции действенных систем управления промышленной безопасностью взрывопожароопасных производств.

 

Константин Тарабардин,
директор Департамента промышленности обычных вооружений, боеприпасов и спецхимии Минпромторга

 

Реабилитация отрасли

Можно только радоваться тому, что голос представителей отрасли промышленности боеприпасов и спецхимии (ОПБиС) услышан на самом высоком уровне. В первую очередь об этом свидетельствует решение не уничтожать боеприпасы, как это практиковалось ранее бывшим руководством Минобороны, а утилизировать их. Этот выбор сделан в том числе и благодаря рекомендациям нашей прошлогодней конференции.

Нынешнее состояние ОПБиС далеко от соответствия тем задачам, которые ставит перед ее специалистами правительство и диктует международная обстановка. По самым оптимистичным подсчетам, изношенность оборудования на предприятиях превышает 80 процентов. Этим объясняется происходящий в последние годы рост аварийности на взрывоопасных производствах и числа пострадавших. С 2011 года произошло уже пять аварий. В 2013 году пострадали пять человек, один случай со смертельным исходом.

На протяжении длительного времени предприятия отрасли находились в очень тяжелой ситуации из-за недостаточного финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), технического перевооружения производства и подготовки кадров. Сейчас положение с финансами улучшается, но многие проблемы все еще требуют безотлагательного решения.

Особого внимания заслуживает неудовлетворительное состояние профессиональной подготовки работников отрасли. Молодежь не хочет тратить силы на обучение сложной профессии из-за перспектив получать за свой труд неадекватную зарплату.

В настоящее время ситуация с образованием и уровнем заработной платы молодых специалистов начала улучшаться. Но мы далеко не всегда используем все имеющиеся возможности. Приведу один пример. Скоро будет проходить отбор вузов России, претендующих на получение крупных грантов для создания инжиниринговых центров. Предполагается, что в конкурсе примут участие 59 институтов. Решение о выделении грантов вынесут Минпромторг и Минобразования. На суд комиссии представлены проекты по порошковой металлургии, авиастроению, другим производствам, но среди соискателей практически нет представителей учебных заведений отрасли промышленности боеприпасов и спецхимии. Подобное самоустранение, а значит, и отказ от возможности повысить уровень профподготовки сотрудников вызывает недоумение.

Гранты выделяются для того, чтобы установить деятельные связи между предприятиями и вузами. Как правило, это происходит через базовые профильные кафедры, проведение совместных НИОКР. Предприятия, которые не воспользовались возможностью получить у государства субсидии, загоняют себя в колонну отстающих.

Острая ситуация в отрасли сложилась с подготовкой кадров. Необходим анализ того, как решается эта проблема на предприятиях Ростеха и других госкорпораций. Предлагаю в следующем году привлечь к участию в нашей ставшей уже традиционной научно-практической конференции Ассоциацию инженерных вузов и предложить их ректорам поделиться своими разработками. Опыт проведения таких мероприятий у нас есть. Это совещание по инновациям с участием руководителей предприятий Ростеха и механико-математического факультета МГУ, которое проходило в Московском государственном техническом университете им. Баумана. На встрече было озвучено множество интересных предложений, внедрение которых в производство с помощью Минпромторга и механизма государственно-частного партнерства позволит проводить техническое перевооружение на предприятиях.

Еще один резерв повышения квалификации сотрудников – ежегодный международный молодежный промышленный форум «Инженеры будущего», проводимый Союзом машиностроителей России. В этом году в нем принимали участие более двух тысяч начинающих инженеров. Участие в подобных мероприятиях дает конкретные экономические и практические преференции для предприятий, посылающих своих сотрудников на обучение. Для того чтобы быть конкурентоспособными, нужно активнее продвигать молодежь и делать более решительные шаги в сторону повышения уровня трудовой дисциплины, из-за несоблюдения которой в отрасли случается, по оценкам экспертов, до 30 процентов происшествий.

Владимир Гутенев,
первый зампред Комитета по промышленности Госдумы РФ, президент Лиги содействия оборонным предприятиям

 

Балласт устаревших нормативных актов

За последнее время ОАО «НПК «Техмаш» и подведомственные ему организации провели ряд организационно-технических и методических мероприятий, направленных на улучшение промышленной безопасности и охраны труда на производствах боеприпасов и спецхимии.

Проведена перерегистрация 62 ОПО на территории предприятий, входящих в концерн. Из них классифицировано 15 объектов первого и второго классов опасности.

Реализуются мероприятия, направленные на повышение уровня промышленной безопасности и охраны труда на предприятиях. Так, на базе ОАО «КНИИМ» создан единый Центр мониторинга состояния промышленной и экологической безопасности. Он осуществляет сбор и анализ информации по интернет-линиям со всех предприятий отрасли и направляет результаты в Минпромторг и концерн для принятия соответствующих решений. На базе ОАО «Центральное научно-конструкторское бюро» (ЦНКБ) совместно с Московским государственным машиностроительным университетом (МАМИ) организован Центр переподготовки руководящих работников и специалистов отрасли.

ОАО «СоюзпромНИИпроект» и ОАО «ЦНКБ» являются разработчиками новых правил устройства и безопасной эксплуатации производств. ОАО «ФНПЦ «Научно-исследовательский институт прикладной химии» проводит аудит, разрабатывает современные средства индивидуальной защиты, в том числе термоогнезащитные костюмы, турбоблоки, фильтрующие маски и респираторы. На ОАО «ГосНИИ «Кристалл» аккредитована испытательная лаборатория, которая проводит сертификационные исследования опасных и вредных свойств взрывчатых материалов.

В настоящее время в рамках проводимой Минпромторгом научно-исследовательской работы «Защита» ведущими организациями в составе ОАО «НПК «Техмаш» совершенствуется нормативная и правовая база. Разработаны новые правила устройства и безопасной эксплуатации и ГОСТы. В том числе 15 руководств, более 20 методик расчета средств противоаварийной защиты. Издан каталог современных методов и средств обеспечения промышленной и экологической безопасности в производствах ОПБиС, включающий более 100 разработок ведущих и заинтересованных организаций. На ряде предприятий концерна созданы базовые кафедры для целевой подготовки специалистов и инженерных кадров для работы на конкретных предприятиях. На ОАО «НПК «Техмаш» издан приказ о повышении уровня промышленной безопасности и охраны труда на подведомственных предприятиях. По заданию концерна разработан базовый регламент в виде стандарта организации, на основе которого предприятиями разрабатываются комплексные планы первоочередных мероприятий по промышленной безопасности.

Проводятся работы по переводу на дистанционное управление особо опасными операциями. Осуществляются автоматизация и роботизация технологических процессов, внедрение автоматизированной системы управления технологическим процессом с противоаварийной защитой. Внедряются малочувствительные энергетические материалы, стойкие к опасным внешним воздействиям боеприпасов. Также разрабатываются новые безопасные технологии и малотоннажные производства переработки взрывчатых составов с уменьшением уровня нежелательных воздействий на взрывчатые вещества. Опасные объекты оснащаются системами видеонаблюдения с регистрацией действий персонала на особо рискованных операциях.

К проблемным вопросам в реализации всех вышеперечисленных мероприятий следует отнести следующее.

1. Продолжается строительство ранее запрещаемых гражданских жилых объектов вблизи периметров заводов, которые резко ограничивают работу производственных мощностей и приводят к уменьшению загрузки взрывоопасных объектов взрывчатых веществ.

Необходимо предложить правительству РФ разработать и принять новую редакцию «Положения об установлении запретных зон и запретных районов при опасных производственных объектах боеприпасов и спецхимии» взамен устаревшего Постановления правительства СССР от 1988 года № 1318-263, которое позволяет строительство объектов вблизи опасных производств без согласования в соответствующих ведомствах.

2. Для проведения единой технической политики в области промышленной безопасности взрывоопасных производств боеприпасов и спецхимии следует заключить соглашение о взаимодействии между ГК «Ростех», Минпромторгом России и Ростехнадзором, рассмотреть вопрос о создании координирующего органа и разработать отраслевую систему управления промышленной безопасностью.

3. Требуется модернизация устаревших технологии и особо важного оборудования, ресурс работы которого истек. Необходимо заменить элементную базу снаряжательно-сборочных производств, созданных еще в 1972–1990 годах.

Сергей Русаков,
генеральный директор ОАО «НПК «Техмаш»
Подготовил Алексей Казаков

Опубликовано в выпуске № 37 (555) за 8 октября 2014 года

Loading...
Загрузка...
Аватар пользователя Константин
Константин
21 октября 2014
Фамилия директора ДПОВ не Тарабардин, а Тарабрин. Нужно исправить!!!
Аватар пользователя Тара
Тара
29 апреля 2015
тошнит от ваших лозунгов.
Аватар пользователя Константин
Константин
21 октября 2014
Фамилия директора ДПОВ не Тарабардин, а Тарабрин. Нужно исправить!!!
Аватар пользователя Тара
Тара
29 апреля 2015
тошнит от ваших лозунгов.

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
Loading...