Версия для печати

Малыми силами

Гособоронзаказ можно выполнять быстрее, качественнее и с меньшими затратами
Рязанцев Олег Сухомлинов Дмитрий Казаков Алексей

В Совете Федерации состоялось заседание секции Экспертного совета по законодательному обеспечению оборонно-промышленного комплекса и военно-технического сотрудничества на тему «Малые и средние предприятия ОПК России: состояние, проблемы, нормативное регулирование». В обсуждении приняли участие представители бизнес-структур и заинтересованных ведомств. Узловые проблемы названы в выступлениях, публикуемых «Военно-промышленным курьером».

В Совете Федерации состоялось заседание секции Экспертного совета по законодательному обеспечению оборонно-промышленного комплекса и военно-технического сотрудничества на тему «Малые и средние предприятия ОПК России: состояние, проблемы, нормативное регулирование». В обсуждении приняли участие представители бизнес-структур и заинтересованных ведомств. Узловые проблемы названы в выступлениях, публикуемых «Военно-промышленным курьером».

По итогам дискуссии разработаны рекомендации правительству. В частности, предлагается внести изменения в нормативно-правовые акты, определить стимулирующие меры для стабильного функционирования предприятий малого и среднего предпринимательства (МСП) при выполнении гособоронзаказа.

На кого равняться флагману

В действующую редакцию сводного реестра организаций ОПК включена 1341 организация, из них к МСП относятся всего 32. При этом по ряду основных качественных характеристик малые и средние предприятия превосходят флагманов нашего оборонно-промышленного комплекса. Речь идет о производительности труда, наукоемкости, инновационности, заработной плате, которая более чем в полтора раза превышает среднюю по оборонно-промышленному комплексу. Малый и средний бизнес, в первую очередь в радиоэлектронной промышленности, делает акцент на выполнение НИОКР по созданию действительно технологически новой, а не усовершенствованной продукции. Эта особенность учитывается при организации кооперационных связей головных исполнителей гособоронзаказа с МСП.

Предприниматели, успешно выполняющие работы по ГОЗ, должны получить право на долгосрочную аренду или выкуп недвижимости

Начиная с 2002 года с участием государства созданы 62 интегрированные структуры, которые объединяют около 70 процентов организаций оборонных отраслей промышленности, включенных в сводный реестр предприятий ОПК, и концентрируют до 74 процентов всего объема производства по гособоронзаказу. Разработаны и реализуются корпоративные программы развития, которыми предусматриваются комплексные мероприятия по переходу на современную индустриальную модель. Последняя включает в себя как внутреннее строительство, так и внешний аутсорсинг. Формируются центры компетенций, создаются корпоративно-испытательные сертификационные центры и системы сервисного обслуживания, централизуются закупки оборудования.

Анализ возникновения малых и средних предприятий в ОПК показал, что большинство из них создается на базе КБ и НИИ. Основное направление – привлечение организаций МСП к разработке и производству ВВСТ, включая импортозамещение и сервисное обслуживание. Значительное количество таких предприятий успешно включилось в программу замены продукции, которая производится на Украине. Рынок очень хорошо среагировал на эти вызовы времени, и сейчас многие проблемы действительно решаются благодаря участию малого и среднего бизнеса.

Корпорации и интегрированные структуры ОПК предпринимают меры для развития профильного МСП. Так, например, Объединенная авиастроительная корпорация заключила соглашение с правительствами регионов о создании технопарков на освобождаемых площадях ОАО «ВАСО» (Воронежское акционерное самолетостроительное общество), КАПО (Казанское авиационное производственное объединение имени С. П. Горбунова) и нижегородского авиастроительного завода «Сокол». Такую же политику проводит Раменское ПКБ, формируя соответствующий кластер. Большая часть интегрированных структур, в том числе входящих в Ростех, работает над организацией соответствующих индустриальных парков, чтобы создать у себя цепь МСП.

Важное для предприятий ОПК направление – использование потенциала инновационного бизнеса, который формируется в вузах, в том числе для гражданской диверсификации отрасли. Оборонно-промышленный комплекс заинтересован в развитии таких инструментов, инфраструктур и бизнесов.

Еще одним важным условием взаимодействия ОПК с МСП являются, конечно, меры государственной поддержки. Но в ФЦП развития ОПК из всего перечня, то есть из 32 предприятий малого и среднего бизнеса, участвуют всего пять. За последние 10 лет ни один представитель МСП не обращался за господдержкой.

Минпромторгом создан новый инструмент – субсидия, способствующая формированию индустриальных парков. Она утверждена постановлением № 916. В настоящее время проводится конкурс на ее получение. Это открытая информация, ознакомиться с которой можно на сайте Минпромторга.

Сохраняются определенные системные проблемы взаимодействия организаций ОПК и МСП. В первую очередь, конечно, речь идет о несоответствии требованиям, предъявляемым к разработчикам и производителям ВВСТ. Невозможность получить лицензии на работу с гостайной, на создание и изготовление ВВСТ, а также отсутствие военной приемки, технологического аудита – все это снижает вероятность участия МСП в кооперации с ОПК.

Важнейшая проблема – отсутствие информации о возможностях МСП. Головные исполнители гособоронзаказа, связанные с гостайной, не могут раскрыть свои потребности. Соответственно отсутствие инфраструктуры и какого-то информационного ресурса, представляющего МСП, не позволяет сделать предложение о кооперации.

Олег Рязанцев,
директор Департамента оборонно-промышленного комплекса Министерства промышленности и торговли РФ

 

Законы требуют корректировки

В последние годы сложились условия, препятствующие дальнейшему развитию предприятий МСП в системе ОПК. Эти препоны можно разбить на два блока: имеющие отношение к законодательному и финансовому обеспечению.

Малыми силами
Фото: www.voenternet.ru

Правовые основы государственного регулирования отношений, связанных с выполнением ГОЗ, устанавливаются тремя основными федеральными законами: «О государственном оборонном заказе» № 275-ФЗ, «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» № 44-ФЗ и вносящим в них изменения законом № 396-ФЗ. Все три изначально не согласованы. Процедуры избыточны, длительны, затягивают сроки размещения и выполнения контрактов. Необходимо оставить конкурентные процедуры по закону № 44-ФЗ только там, где принцип состязательности необходим и целесообразен экономически. Кроме того, сейчас эта система не учитывает специфику работы оборонных, в том числе малых и средних, предприятий оборонно-промышленного комплекса.

Вопрос о закупках в ОПК обсуждался на конференции с участием представителей основных органов государственного управления и предприятий промышленности 21 ноября 2013 года. Было рекомендовано запустить процесс по модернизации этой системы в части управления.

То есть нормы законодательства для МСП в системе ОПК требуют оптимизации.

Что же касается финансово-экономических условий, препятствующих дальнейшему развитию МСП и выполнению гособоронзаказа, то прежде всего необходимо провести анализ документов по ценообразованию, отработать предложения по процедуре возврата собственных средств предприятий, затраченных на разработку образцов вооружений и военной техники.

Актуальна возможность внесения изменений в условия госконтракта, заключенного по результатам проведения конкурсов и аукционов при наличии на то объективных причин. Речь идет, например, о порядке и сроках разработки основных образцов вооружения и военной техники. То есть 44-й ФЗ требует корректировки.

Необходимо законодательно определить ответственность участников ГОЗ в процессе как его размещения, так и выполнения. Следует, в частности, обязать государственного заказчика завершать процедуры размещения до 25 ноября. Также нужно обозначить ответственность Министерства обороны за сроки выполнения контрактов и за организацию условий для выполнения ГОЗ.

В соответствии со статьей 96 44-го ФЗ условием для заключения госконтракта (ГК) является предоставление участником закупки обеспечения на сумму не менее размера аванса, предусмотренного ГК, в виде банковской гарантии или залога денежных средств. Предприятия малого и среднего бизнеса, не имеющие в собственности существенных материальных активов, под залог которых могла бы быть получена такая гарантия, вынуждены блокировать часть своих оборотных средств в качестве залога, что накладывает существенные ограничения на ведение текущей хозяйственной деятельности.

Существующая система предоставления гарантий для кредитования крупных госкорпораций и госпредприятий ставит МСП в неконкурентное положение. Кроме того, делает невозможным их участие в конкурсах на выполнение ОКР и НИР.

Комиссии банков за выдачу и обслуживание кредитов включаются предприятием в цену конечной продукции через статью «Накладные расходы» соответствующим приказом Минпромэнерго от 2006 года. Поэтому эти затраты существенно увеличивают стоимость разрабатываемой и поставляемой в итоге продукции. Необходимо рассмотреть альтернативные способы обеспечения исполнения госконтрактов, которые позволили бы сбалансировать риски заказчика и экономическую эффективность исполнителя. Возможным решением проблемы может стать отмена требования по обеспечению исполнения ГК при условии введения более жесткого квалифицированного отбора предприятий для участия в ГОЗ. Военно-промышленная комиссия при правительстве и Минпромторг могли бы разработать положение об организации такого отбора. Для повышения устойчивости работы малых и средних предприятий ОПК необходимо внести изменения в законодательные акты. Прежде всего речь идет о предоставлении МСП, успешно выполняющим в течение длительного времени работы по ГОЗ, права на долгосрочную аренду или выкуп объектов недвижимости у корпораций и предприятий с государственным участием.

Теперь что касается случаев, когда ГК предусматривает закупку комплектующих иностранного производства при наличии обоснований, что изделие с аналогичными характеристиками не производится в Российской Федерации. Это актуально для ввоза новых перспективных технологий для обеспечения развития ОПК. Мы вынуждены платить пошлины, причем они связаны с курсом доллара и евро, что никак не предусматривается при заключении ГК. Так можно понести реальные финансовые потери. Получается двойная оплата, перекачивание денег госбюджета из одной статьи в другую.

Правительству Российской Федерации, заинтересованным ведомствам целесообразно рассмотреть возможность предоставления льготных кредитов малым и средним предприятиям, выполняющим гособоронзаказ. Нужно найти механизм, который бы позволил компенсировать затраты государства на внедрение новых технологий на площадках МСП.

Необходимо разработать метод возмещения исполнителям ГОЗ затрат, понесенных при разработке образцов вооружения и военной техники и перспективных технологий, выполняемых за счет собственных средств. Установленный уровень рентабельности при выполнении ГОЗ – 20 процентов от себестоимости – крайне низок и не позволяет не только инвестировать в развитие производства, но и обслуживать перспективные разработки.

Дмитрий Сухомлинов,
заслуженный конструктор РФ, гендиректор ЗАО «НПО «Мобильные информационные системы»
Подготовил Алексей Казаков

Опубликовано в выпуске № 40 (558) за 29 октября 2014 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
Loading...