Версия для печати

Ответ XXI веку — часть I

Точка максимальной слабости пройдена
Корабельников Александр

Говоря о необходимости новой Военной доктрины, следует исходить из высказываний главы государства, сущность которых сводится к тому, что Украина явилась одним, но далеко не основным фактором, побудившим правительство начать работу межведомственной группы в более чем разгонном порядке.

В «Военно-промышленном курьере» опубликована статья генерала армии Юрия Балуевского, советника главнокомандующего внутренними войсками МВД РФ, «Новые смыслы Военной доктрины». Обосновывая необходимость изменений в этом документе, автор подчеркивает, что межведомственная экспертная группа работает над уточнением отдельных положений. «ВПК» продолжает тему.

Говоря о необходимости новой Военной доктрины, следует исходить из высказываний главы государства, сущность которых сводится к тому, что Украина явилась одним, но далеко не основным фактором, побудившим правительство начать работу межведомственной группы в более чем разгонном порядке.

В мире происходят и другие весьма тревожные события, повлиявшие на такое решение Верховного главнокомандующего, которое не выглядит скоропалительным, как посчитали некоторые эксперты. Напротив, оно даже несколько запоздало.

Структура доктрины

Какой должна быть структура новой ВД? Предлагается следующий вариант ее компоновки.

Раздел 1. Военно-политические основы безопасности РФ: прогноз развития военно-политической обстановки и основные военные опасности и угрозы, военная политика, военная организация государства, военное образование.

Россия не застрахована от перетекания через ее границы нестабильности из Афганистана, Ирака, Пакистана

Раздел 2. Военно-стратегические основы безопасности РФ: характер современных войн и конфликтов; основы применения Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований по обеспечению безопасности РФ; руководство обеспечением военной безопасности.

Раздел 3. Военно-экономические и военно-технические основы обеспечения безопасности РФ: цели, принципы, задачи и направления военно-экономического и военно-технического обеспечения; мобилизационная подготовка экономики, органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций; система резервов.

Раздел 4. Международное военное сотрудничество РФ: международное военное и военно-техническое сотрудничество, участие в коалиционном военном строительстве, миротворческая деятельность.

Предлагаемая структура и отдельные ее элементы могут вызвать возражения. Это естественно. И в первую очередь раздел, касающийся военного образования. Необходимость включения этого раздела обусловливается принятием федерального закона «Об образовании». Возникает острая необходимость по преломлению его требований к военному образованию. Это позволит исключить разночтение в решении общих положений образования в период мирного времени и разработать комплекс мероприятий по перестройке образования с мирного на военное время.

Единая терминология

Важнейшая задача новой ВД – приведение терминологии и понятий к единому знаменателю. В первую очередь это касается соответствия понятийного аппарата доктрины и Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Во вторую очередь разработчики должны расширить понятийный аппарат на основе введенных в оборот Стратегией новых понятий. Это относится к классификации войн и конфликтов. Так, в ст. 26 Стратегии определено: «Стратегические цели совершенствования национальной обороны состоят в предотвращении глобальных и региональных войн и конфликтов, а также в осуществлении стратегического сдерживания в интересах обеспечения военной безопасности страны».

Ответ XXI веку

Это предполагает, что приоритетами национальной обороны являются проводимые силами и средствами обеспечения национальной безопасности мероприятия по предупреждению, а при необходимости и пресечению глобальной и региональной войн. Следовательно, в военной терминологии не должно быть таких понятий, как «крупномасштабная или локальная война». Поэтому целесообразно оставить понятие «региональная война» в прежнем виде, а сущность глобальной войны представить в следующем: «Вооруженное столкновение между государствами или коалициями (соседями, блоками), охватывающее большую часть стран мира и затрагивающее интересы ведущих держав. Проводится с решительными целями, с применением обычных средств и угрозой или реальным применением оружия массового уничтожения и характеризуется массовыми потерями личного состава, вооружения, разрушениями, катастрофическими последствиями для России».

Около четверти века в уставных документах понятие «конфликт» существует в различных интерпретациях. Приведем некоторые: «международный», «приграничный», «вооруженный». Если вникнуть в представленные понятия, можно сделать вывод, что уже на сущностном уровне они относятся к категории «война»: глобальная, региональная или гражданская. Это обусловливает необходимость дать единое понятие о конфликте, исключающее разные подходы в оценке явления. Предлагается следующее определение: «Конфликт (гражданский) – особое состояние внутри государства, характеризующееся борьбой за власть, в том числе и вооруженной, между политическими группировками, движениями и организациями с вовлечением части населения страны».

Внешняя политика

Главная задача России на современном этапе должна заключаться в том, чтобы формировать сбалансированный миропорядок, который обеспечивал бы самостоятельность, создавал благоприятные условия для развития и гарантировал национальную безопасность. Страна может вступать в союзы с различными государствами и их группами, но не должна считать для себя выгодным или целесообразным создавать блоки против кого-либо или присоединяться к существующим блокам (за исключением консолидации вокруг себя основной части постсоветского пространства).

Следует в целом сохранить нынешний подход к Организации Объединенных Наций, выступать за повышение ее роли в глобальных делах, рассматривать ее как инструмент мировой политики, а не как субъект. При любом сценарии реформирования ООН Россия обязана сохранить в рамках этой организации статус державы первого порядка.

Коррекции требует нынешнее отношение к вопросам изменений в международном публичном праве. Например, размытость правовой основы гуманитарных интервенций позволяет их инициаторам расширительно интерпретировать резолюции Совета Безопасности ООН. Россия может выступать с опережающей инициативой создания международной договорно-правовой основы тех или иных акций, имеющих гуманитарное предназначение.

При всех многочисленных внешнеполитических проблемах положение нашей страны в мире сегодня благоприятнее, чем было 10–15 лет назад. Она прошла точку «максимальной слабости» и находится в состоянии подъема. Исходить нужно из того, что внешний мир нужен России, но и она необходима внешнему миру.

Текущие угрозы

Российско-американский ядерный баланс обладает высоким уровнем устойчивости. Следует и дальше увеличивать силы и средства ядерного сдерживания, повышать мощь противоракетной обороны, модернизировать силы общего назначения исходя из угроз XXI, а не XX века.

Россия, как и другие страны, не гарантирована от природных катаклизмов. Не исключены эпидемии из-за возникновения новых вирусов и мутации уже известных. Сохраняется опасность техногенных катастроф, а также негативный эффект от таких ЧП на территории сопредельных стран.

Высока вероятность возникновения конфликтов политического, религиозного, этнического и социального характера в нестабильных странах (Афганистан, Пакистан, Ирак, Сирия, некоторые государства Персидского залива). Это чревато перетеканием нестабильности через государственные границы, в том числе стран СНГ и самой России.

Поэтому основные внешние и внутренние угрозы должны быть раскрыты в первом разделе Военной доктрины. Это резкое обострение военно-политической обстановки и создание условий для применения военной силы; воспрепятствование работе систем государственного и военного управления, нарушение функционирования стратегических ядерных сил, систем предупреждения о ракетном нападении, контроля космического пространства, объектов хранения ядерных боеприпасов, атомной энергетики, атомной, химической промышленности и других потенциально опасных объектов; создание и подготовка вооруженных формирований, их деятельность на территории РФ или ее союзников; демонстрация военной силы в ходе проведения учений на территориях, сопредельных с Российской Федерацией, или ее союзников с провокационными целями; активизация деятельности вооруженных сил отдельных государств с проведением частичной или полной мобилизации, переводом органов государственного и военного управления на работу в условиях военного времени; действия иностранного государства, позволяющего использовать свою территорию другому государству для совершения акта агрессии против Российской Федерации; засылка иностранным государством или от его имени вооруженных групп, формирований, применяющих вооруженную силу против Российской Федерации; нападение вооруженных сил иностранного государства на ВС РФ или другие войска независимо от места их дислокации; бомбардировка вооруженными силами иностранного государства территории РФ или применение против РФ любого оружия; вторжение или нападение вооруженных сил иностранного государства на территорию РФ, любая военная оккупация, являющаяся результатом такого вторжения или нападения, либо любая аннексия территории РФ с применением вооруженной силы; блокада портов или участков побережья РФ вооруженными силами иностранного государства.

Окончание читайте в № 1, 2015 г.

Александр Корабельников,
доктор военных наук

Опубликовано в выпуске № 47 (565) за 17 декабря 2014 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц