Версия для печати

Пройти через "Перекоп"

Симонов Алексей
Примерно 300 выпускников Военно-морского института радиоэлектроники (ВМИРЭ) имени А.С. Попова в 2006 г. пополнили офицерский состав российского флота. А всего за 70-летнюю историю существования в этом учебном заведении было подготовлено около 25 тысяч высококлассных специалистов. Среди них - более 100 адмиралов и генералов, в том числе иностранных флотов. А чем живет этот вуз сегодня? Об этом рассказывает начальник ВМИРЭ контр-адмирал Николай КОВАЛЕВСКИЙ.


В ВОЕННО-МОРСКОМ ИНСТИТУТЕ РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ им. А.С. ПОПОВА В 2007 ГОДУ СОСТОИТСЯ ПЕРВЫЙ ВЫПУСК ОФИЦЕРОВ-ВОСПИТАТЕЛЕЙ


Примерно 300 выпускников Военно-морского института радиоэлектроники (ВМИРЭ) имени А.С. Попова в 2006 г. пополнили офицерский состав российского флота. А всего за 70-летнюю историю существования в этом учебном заведении было подготовлено около 25 тысяч высококлассных специалистов. Среди них - более 100 адмиралов и генералов, в том числе иностранных флотов. А чем живет этот вуз сегодня? Об этом рассказывает начальник ВМИРЭ контр-адмирал Николай КОВАЛЕВСКИЙ.
{{direct_hor}}
ЛИЧНОЕ ДЕЛО

КОВАЛЕВСКИЙ Николай Григорьевич


Николай КОВАЛЕВСКИЙ
Фото Андрея ГАВРИЛЕНКО
Родился 9 апреля 1955 г. в Прокопьевске Кемеровской области. С отличием окончил Тихоокеанское высшее военно-морское училище имени С.О. Макарова (1977 г.), Высшие офицерские классы (1988 г.), Военно-морскую академию имени Н.Г. Кузнецова (1994 г.). Проходил службу на Камчатке на атомных субмаринах. До назначения на нынешнюю должность был командиром дивизии подводных лодок.


- Николай Григорьевич, скоро вашему вузу исполнится 70 лет. Многие юноши знают, что в нем готовят высококлассных специалистов радиоэлектроники, которые особенно востребованы сегодня. Видимо, этим можно объяснить стабильно высокие конкурсы в вуз. А кого конкретно готовят в ВМИРЭ?

- Специалистов по основным образовательным программам высшего профессионального образования по 5 радиоэлектронным и одной гуманитарной специальностям: радиотехника; средства радиоэлектронной борьбы; вычислительные машины, комплексы, системы и сети; автоматизированные системы обработки информации и управления; программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем; психология. Институту также предоставлено право на ведение образовательной деятельности в сфере послевузовского и дополнительного профессионального образования.

У офицеров-выпускников есть возможность продолжить образование и после окончания вуза. На основании лицензии подготовка научно-педагогических кадров в адъюнктуре и докторантуре предусмотрена по трем отраслям ("Военные науки", "Педагогические науки" и "Технические науки") и восьми специальностям научных работников. Так что не удивительно, что первокурсниками в прошлом году стали порядка 340 юношей. Причем у 38 из них уже есть за плечами опыт срочной службы, 91 - нахимовцы, суворовцы и кадеты. Но остальные - гражданская молодежь, что не может не радовать. Это говорит о том, что профессия офицера в России вновь становится востребованной.

- Вы, видимо, неслучайно в самом начале нашего разговора упомянули об адъюнктуре и докторантуре. Ведь о качестве подготовки будущих офицеров можно судить во многом по тому, в каком состоянии находится научная база учебного заведения...

- Пожалуй. В вузе работают 6 академиков и столько же членов-корреспондентов Российской академии естественных наук и отраслевых академий, 33 доктора и 142 кандидата наук. Среди ученых - 10 заслуженных деятелей науки, 44 имеют звание профессора. Подготовка специалистов осуществляется на 23 кафедрах. Согласитесь, не каждый вуз располагает таким потенциалом.

В институте также имеются две научно-исследовательские лаборатории - вычислительной техники и радиоэлектронного вооружения. Среди основных направлений исследований первой лаборатории - разработка информационных технологий управления военно-морских учебных заведений и компьютерных технологий обучения. Вторая лаборатория занимается радиолокационными методами обнаружения подводных объектов по аномалиям морской поверхности, радиоволновыми методами построения гидрофизических буксируемых средств обнаружения. Здесь также исследуются акустико-электромагнитные тракты обнаружения и связи. Особенность деятельности лаборатории радиоэлектронного вооружения заключается в тесном взаимодействии с научно-исследовательскими институтами ВМФ. Так, за последние пять лет совместно с этими организациями проведены две длительные морские научные экспедиции, различные полигонные и морские гидрофизические испытания, выполнен ряд научно-исследовательских работ. Например, создан банк графических изображений кильватерных следов. Кроме того, в вузе действуют три докторских диссертационных совета с правом рассмотрения докторских и кандидатских диссертаций по восьми научным специальностям и по пяти отраслям наук. Только за три последних года в этих советах было защищено 73 диссертации.

У нас сложились и получили признание научные школы по гидроакустике; нетрадиционным методам и средствам обнаружения подводных объектов; совершенствованию корабельных обзорных радиолокационных средств; методам и средствам радиоэлектронной борьбы; проблемам военной педагогики; методологическим основам воинского обучения и воспитания; моделированию радиотехнических систем ВМФ.

Многим молодым людям небезынтересно будет узнать, что ВМИРЭ расположен в прекрасном историческом месте - Петергофе, рядом с ведущими гуманитарными образовательными центрами - Санкт-Петербургским государственным университетом, Российским государственным педагогическим университетом им. А.И. Герцена, другими университетами и академиями. Их преподавателей мы также имеем возможность при необходимости привлекать для обучения будущих офицеров. Кроме того, наш институт является своеобразной компьютерной базой ВМФ. В частности, у нас созданы и постоянно совершенствуются компьютерные системы обучения и интеллектуального тренажа (КСОИТ), предназначенные для информатизации всех этапов подготовки специалистов - теоретического обучения, практической и интеллектуальной тренажерной подготовки. Элементы КСОИТ созданы на уровне лучших мировых образцов и обработаны при подготовке иностранных экипажей и российских специалистов.

- Днем рождения вуза считается 29 марта 1937 года. Но лишь с 1 сентября 1961 года в училище началась подготовка курсантов по вычислительной технике, автоматике и телемеханике. А как вуз откликнулся на другие вызовы времени и научно-технического прогресса?

- В 1963 году был образован факультет электронно-вычислительной техники, где обучение курсантов было ориентировано прежде всего на получение фундаментальных знаний по информатике и компьютерным технологиям - для дальнейшей профессиональной деятельности по эксплуатации и проектированию сложных автоматизированных систем обработки информации и управления (БИУС). В 70-начале 80-х гг. началась подготовка курсантов по автоматизированным системам управления (АСУ) и их математическому обеспечению, а в 1991 году образовался факультет математического обеспечения автоматизированных систем управления.

- Ваших выпускников можно встретить на надводных кораблях и подводных лодках, в центрах управления, частях центрального подчинения Министерства обороны, в научно-исследовательских институтах и высших военно-морских учебных заведениях, а также на военных кафедрах гражданских вузов. А недавно вы стали готовить офицерские кадры и для воспитательных структур российского флота...

- Первый выпуск офицеров-воспитателей в нашем вузе состоится как раз в 2007 году. Учебно-методической основой создания гуманитарного факультета ВМИРЭ и организации учебного процесса на начальном этапе стала кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Все ее преподаватели обладают высшим гуманитарным образованием и достаточным педагогическим опытом. Главное направление подготовки будущего специалиста воспитательной работы ВМФ - обучение и воспитание офицера, способного выполнять обязанности заместителя командира по воспитательной работе. Для этого на военно-профессиональные дисциплины отведено 3166 учебных часов.

На факультете у будущих офицеров целенаправленно развиваются навыки воспитательной работы, формирования здорового морально-психологического климата через коллегиальные органы управления и общественные организации. По инициативе курсантов создана даже команда КВН, которая успешно выступает в отборочном цикле команд Санкт-Петербурга.

- В 2006 году вы возглавляли поход учебного корабля Ленинградской ВМБ "Перекоп" с курсантами на борту к берегам Франции. Как показали себя ваши подчиненные?

- В этом походе за кормой корабля осталось порядка четырех тысяч миль. На борту "Перекопа" проходили практику около 300 курсантов двух вузов: ВМИРЭ и Морского корпуса Петра Великого - Санкт-Петербургского военно-морского института. Корабль совершил деловой заход во французский порт Брест. Российские моряки познакомились с достопримечательностями одного из старейших городов на атлантическом побережье Европы, участвовали в церемониях возложения венков в местах боевой славы российского флота. Для личного состава корабля, курсантов и офицеров вузов были организованы различные экскурсии, в том числе в Военно-морской институт, расположенный в 60 километрах от Бреста.

Курсанты в походе закрепили полученные в процессе обучения знания, несли штурманские вахты, заступали дублерами вахтенных офицеров, получили практику по использованию современных средств кораблевождения. При переходе в Брест будущие офицеры прошли испытание и первым в своей жизни штормом в Северном море. Как руководитель похода, я дал высокую оценку действиям экипажа "Перекопа" под командованием капитана 1-го ранга Александра Игнатьева. Кстати, в 2006 году это был уже третий поход, во время которого "Перекоп" посетил иностранный порт. В июле корабль заходил в английский Дартмут, а в августе - в бельгийский Зеебрюге.

- И в заключение несколько слов о "Перекопе", который, судя по всему, играет немалую роль в учебном процессе, закреплении у курсантов профессиональных навыков во время походов.

- Для обучения будущих офицеров на корабле также имеются шестивесельные шлюпки с парусным вооружением. При благоприятной погоде они спускаются на воду, и курсанты учатся управлять ими и проводят шлюпочные гонки. Курсанты старших курсов учатся управлять и моторными плавсредствами. На корабле также есть две оборудованные астрономические палубы, на которых курсанты производят замеры высот светил в дневное и ночное время для определения места боевой единицы. "Перекоп" предназначен и для обучения будущих офицеров приемам использования оружия. Для этих целей имеются по две спаренные 76-мм и 30-мм артиллерийские установки, а также две 16-ствольные реактивные бомбовые установки.

Радиотехническое вооружение корабля обеспечивает освещение воздушной, надводной и подводной обстановки. Радиолокационные станции воздушного наблюдения, навигационные и гидроакустические станции используются в процессе закрепления курсантами теоретических знаний. Таким образом, "Перекоп" представляет собой настоящую плавающую лабораторию со всеми образцами оружия и техники, необходимыми для подготовки будущих офицеров.

Алексей СИМОНОВ

Опубликовано в выпуске № 9 (175) за 7 марта 2007 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц