Версия для печати

Легализованная угроза

Удманцев Вадим
"ВПК" уже не раз писал о том, что многие проекты Информбюро НАТО в Москве не только не развивают партнерские отношения между Организацией Североатлантического договора и Российской Федерацией, но и вовлекают российских граждан в деятельность, противоречащую национальным интересам нашей страны. Эту же точку зрения разделяют и компетентные специалисты в сфере безопасности государства - генерал-майор в отставке Юрий Дроздов и генерал-полковник в отставке Леонид Ивашов. В беседе с корреспондентом "ВПК" они постарались оценить некоторые аспекты работы как московского офиса НАТО, так и военно-политического блока в целом.


ТЕСНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО С НАТО ОСЛАБЛЯЕТ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ


"ВПК" уже не раз писал о том, что многие проекты Информбюро НАТО в Москве не только не развивают партнерские отношения между Организацией Североатлантического договора и Российской Федерацией, но и вовлекают российских граждан в деятельность, противоречащую национальным интересам нашей страны. Эту же точку зрения разделяют и компетентные специалисты в сфере безопасности государства - генерал-майор в отставке Юрий Дроздов и генерал-полковник в отставке Леонид Ивашов. В беседе с корреспондентом "ВПК" они постарались оценить некоторые аспекты работы как московского офиса НАТО, так и военно-политического блока в целом.
{{direct_hor}}

С российскими военными "партнеры" из НАТО давно ведут двойную игру.
Фото Леонида ЯКУТИНА
Юрий Дроздов, генеральный директор информационно-аналитического агентства "НАМАКОН".

- Юрий Иванович, как вы оцениваете деятельность Информбюро НАТО в Москве?

- Работа Информационного бюро НАТО на территории России сопряжена с целым рядом нарушений. Под этими нарушениями я понимаю хотя бы существующую с 2003 года практику проведения так называемых "летних школ" в "горячем" районе России - на Северном Кавказе. "Школы" проводятся там регулярно с приглашением гостей из разных субъектов Российской Федерации, а в списках участников-организаторов, насколько приходилось слышать и наблюдать, мелькают иногда фамилии людей, знакомых мне по своей деятельности в рамках ЦРУ и других разведывательных организаций еще до моего ухода на пенсию.

По-моему, наши компетентные органы, которые работают там и знают о проведении "летних школ", располагают более подробной информацией. Но я бы не сказал, что к деятельности этих "школ" можно спокойно относиться, хотя бы глядя на ту легальную информацию, которая поступала и продолжает поступать по этой теме в течение последних нескольких лет.

После расширения НАТО и приближения сферы влияния этой организации вплотную к границам России с Запада неоднократно поступали сообщения о том, что НАТО не уделяет должного внимания Черноморскому региону. Структуры Североатлантического альянса, стремящиеся усилить свое влияние в бассейне Черного моря и максимально возможно управлять происходящими там событиями, признали это серьезной ошибкой.

Чтобы восполнить этот "пробел", с некоторых пор они используют возможности не только "летних школ", но и целого ряда неправительственных организаций, работающих у нас на Кавказе.

Если посмотреть отчет ЮНЕСКО за 2006 год, то там приводится перечень организаций из США и других стран, которые по своему профилю не могут принести никакой пользы в урегулировании там ситуации, в создании рабочих мест, в оказании материальной помощи населению, проживающему в этом регионе. Особенно это касается неправительственных организаций, которые расположены на Тихоокеанском побережье США, но почему-то заинтересованы в контроле над обстановкой на Северном Кавказе. Во всяком случае, влияние этих организаций на остроту ситуации на юге России очень серьезно просматривается, не говоря уже о содержании и деятельности "летних школ".

- Кого, на ваш взгляд, приглашают в "летние школы"? Людей, которые заранее как-то продекларировали свою позицию?

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

ДРОЗДОВ Юрий Иванович


ДРОЗДОВ Юрий Иванович
Родился 19 сентября 1925 года в Минске в семье военнослужащего. В 1944 г. окончил 1-е Ленинградское артиллерийское училище, эвакуированное потом в город Энгельс Саратовской области. Участник Великой Отечественной войны. В 1956 г. окончил Военный институт иностранных языков, в 1964 г. - Курсы усовершенствования оперативного состава (КУОС). В 1957-1963 гг. - штатный сотрудник КГБ СССР в Германии. В 1964-1968 гг. - резидент внешней разведки КГБ СССР в Пекине, в 1975-1979 гг. - в Нью-Йорке. С ноября 1979 г. - начальник Управления "С" (нелегальной разведки) ПГУ КГБ СССР. Инициировал создание в 1981 г. "Вымпела" - группы специального назначения для проведения специальных операций за рубежом в особый период. С 1991 г. - генерал-майор в отставке. Награжден орденами Октябрьской Революции, Красного Знамени, Трудового Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями, нагрудными знаками "Почетный сотрудник госбезопасности", "За службу в разведке". Имеет правительственные награды ГДР, Польши, Кубы, Афганистана. В настоящее время - генеральный директор информационно-аналитического агентства "НАМАКОН" (Независимого агентства по маркетингу и консалтингу). Почетный президент Ассоциации ветеранов подразделений специального назначения и спецслужб "Вымпел-Союз". Автор и соавтор книг по истории внешней разведки, проблемам современной геополитики и международных отношений.


- Не обязательно. Приглашенным может быть человек, который занял какое-то определенное положение в обществе или является активистом какого-либо муниципального образования, политику которого необходимо подчинить взглядам приглашающей стороны. И если при анализе, допустим, материалов местной прессы, в каких-то газетных статьях или в выступлениях на собрании появится подсказка, что за такого человека можно "зацепиться", то вскоре организаторы вышеупомянутых мероприятий обязательно заявят ему о себе.

Разнообразие лиц, приглашаемых в "летние школы", говорит о том, что это вполне реально и возможно. А если еще учитывать напряженную внутриполитическую борьбу, которая на протяжении уже нескольких лет не прекращается в нашей стране, то благодатная почва для такого рода приглашений существует. Агентуру влияния никто никогда не вербовал и вербовать не будет. Это просто-напросто люди, которые в силу своего развития и выбранной позиции сознательно разделяют взгляды носителей той или иной идеи. А чтобы они еще более утвердились в своих взглядах, им необходима лишь небольшая материальная поддержка или внимание. Особенно это касается людей тщеславных, заинтересованных в завоевании определенного положения в тех же местных органах власти.

Поскольку в НАТО не могут не считаться с "ядерными зубами российского медведя" (так называют противники нашу ядерную мощь), они в своей деятельности предпочли более "безобидный" вариант. Если помните, в древности Сунь Цзы говорил о том, что лучше завоевать страну, не сражаясь. Для этого необходимо подрывать ее экономические устои, создать определенные трудности в области обеспечения населения продовольствием, стать в какой-то степени обладателем ее постоянного капитала - предприятий, а затем перепрофилировать их с выпуска очень важной продукции на производство каких-нибудь пустяков. И одновременно потихонечку-потихонечку разоружать эту страну, таким образом постепенно подчиняя ее воле разработчиков этого сценария.

- Деятельность Информбюро НАТО прослеживается практически на всей территории России - от Калининграда до Владивостока. Однако существуют ли какие-то приоритетные регионы, которые более других притягивают внимание натовцев?

- Это Черноморский регион, наш Север, наша Сибирь и наш Дальний Восток, где находятся основные источники энергетики и золотодобычи. Именно поэтому Информбюро НАТО открыло по всей нашей стране 14 отделений. Наверное, в таком масштабе, как в России, эта организация нигде в мире больше не присутствует. Последнее отделение - в Иркутске открывал бывший посол США Джеймс Коллинз.

Посмотреть рисунокНа официальных саммитах Североатлантического альянса много говорится о партнерстве с Россией. Однако на практике все эти декларации остаются пустыми словами.
Фото Леонида ЯКУТИНА

- В аналитической работе "Новая стратегия Евро-атлантического сообщества в Черноморском регионе", подготовленной сотрудниками германского фонда Маршалла в 2004 году, говорится о заинтересованности Запада в том, чтобы Россия была вовлечена в "зону безопасности и сотрудничества в Черноморском регионе". Зачем это Западу?

- Это означает превращение России в пассивного игрока, подчиняющегося давлению извне. Чтобы Россия была неспособна оказать какое-либо вооруженное влияние на ситуацию там, тем более что сегодня "с политическими выступлениями России можно вообще не считаться", как говорится в одном из разработанных западными аналитиками вариантов воздействия. Судя по их соображениям, освоение Западом Черноморского региона, создание там кризисной ситуации позволяет ускорить раскол российской территории по меридианам.

- Уже много лет группы наших военных в плановом порядке командируются в натовские учебные центры. Представляет ли это сотрудничество какую-либо угрозу национальной безопасности России?

- Подготовка или переподготовка российских офицеров ведется в Германии на курсах НАТО в Гармиш-Патеркирхене. И надо сказать, что когда мы с заместителем американского военного атташе, сидя у меня в кабинете, обсуждали эту тему, то в ходе разговора американец был вынужден согласиться, что эта программа создавалась для выяснения политико-морального состояния российских офицеров, изучения данных о российских Вооруженных Силах и театра вероятных военных действий. При этом американец отметил, что при подготовке этой программы был избран наиболее "безобидный" ее вариант - проведение мероприятий по постепенному воздействию на политико-моральное состояние противника с целью сделать его податливым, неспособным к сопротивлению, внести сомнение во все его взгляды. Это самое главное, поскольку дает возможность подчинить своим взглядам армию, привести руководителей армии к неудачам в работе и тем самым достигнуть победы.

По всем имеющимся американским документам такого рода задачи ставятся при проведении информационных и психологических операций. А в США, если судить по открытым данным, существует система и даже создана специальная структура по осуществлению этих операций. Эта система согласно директиве, подписанной Кондолизой Райс, предусматривает участие в этих мероприятиях всего состава Госдепартамента до атташе американского посольства включительно в соответствии с указаниями, которые каждый сотрудник получает на своем участке работы.

В армии, ВВС и ВМС существуют специальные подразделения, оснащенные и новейшими образцами техники, и соответствующими материалами. И даже более того - до деталей разработана система взаимодействия между государственными подразделениями в Вашингтоне и подразделениями, которые участвуют по линии Пентагона, ЦРУ и ФБР в этой информационной работе. По последнему докладу руководителя американской национальной разведки, уже завершено создание новых информационных пунктов по управлению данными мероприятиями - как для защиты собственной территории, так и для осуществления работы за рубежом.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

ИВАШОВ Леонид Григорьевич


ИВАШОВ Леонид Григорьевич
Родился 31 августа 1943 г. в Киргизии в семье рабочего. В 1964 г. окончил Ташкентское высшее общевойсковое командное училище, в 1974 г. - Военную академию им. Фрунзе. Проходил службу в Прикарпатском и Московском военных округах, в Группе советских войск в Германии. В войсках занимал должности от командира роты до заместителя командира мотострелкового полка включительно. С 1976 г. - старший адъютант и начальник секретариата министра обороны СССР, с 1987 г. - начальник управления делами Министерства обороны СССР, в 1992-1996 гг. - секретарь Совета министров обороны государств-участников СНГ. С 1996 до своей отставки в 2001 г. возглавлял Главное управление международного военного сотрудничества МО РФ. Генерал-полковник. Доктор исторических наук, профессор. Имеет государственные награды СССР, России, Югославии, Сирии и других стран. Президент Академии геополитических проблем. Автор нескольких монографий и книг политической публицистики, двух поэтических сборников.


Леонид ИВАШОВ, президент Академии геополитических проблем.

- Леонид Григорьевич, можно ли охарактеризовать отношения между НАТО и Россией как партнерские?

- В мае 1997 года в Париже был подписан "Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Организацией Североатлантического договора и Российской Федерацией", в котором предусматривалось 3 уровня сотрудничества: консультации, принятие совместных решений и совместные действия. Дальше наивных консультаций мы не продвинулись. Еще конкретный пример - главными целями сотрудничества у нас объявлены борьба с терроризмом и незаконным оборотом наркотиков, предотвращение распространения ядерного, биологического и химического оружия и средств их доставки, борьба с незаконным оборотом ядерных материалов и так далее.

Я всегда говорю: "Ну покажите хотя бы одного террориста, которого бы мы вместе с НАТО задержали? Или килограммы наркотиков?". Да и не функция армии бороться с наркотиками и терроризмом. Так что все это ширма! Как бы легендирование реальной деятельности НАТО по расширению своего пространства, легендирование нарушения международного права, окружения России сетью военных баз и объектов. Под прикрытием так называемого сотрудничества России с НАТО совершены бомбардировки и уничтожено государство - Союзная Республика Югославия. Под прикрытием опять же нашего сотрудничества совершены разбойное нападение на Ирак и активное вторжение в Афганистан с совершенно непонятными целями. Это же сотрудничество привело к появлению американских баз в Центральной Азии - с нашего согласия, хотя и не по нашему приглашению.

Мы также видим, что под прикрытием российско-натовского сотрудничества сегодня стремятся попасть в НАТО Украина, Грузия и другие страны. В странах Балтии появилась натовская авиация, а мы все держимся за это сотрудничество, которое абсолютно ничего нам не дает, кроме новых угроз и занятия натовцами стратегических позиций против России.

- С какой стати тогда Информбюро НАТО в Москве настойчиво твердит о положительном влиянии партнерских программ в рамках Совета Россия-НАТО на двусторонние отношения?

- Мне кажется, что информационные структуры НАТО пытаются как бы "довернуть" наше сознание, создавая из НАТО образ чуть ли не миротворческой организации, которая ничем не угрожает России. Мол, если мы дружим с НАТО, если главы наших государств регулярно встречаются, если в НАТО есть постоянный представитель России, то зачем нам заботиться о боеготовности своей армии, зачем вообще призывать кого-то в армию? И так далее...

При этом размывается не только образ НАТО как агрессивной силы, как угрозы - разрушается оборонное сознание нашего населения, дискредитируются армия, весь ее генералитет. А когда размоют это сознание, тогда сопротивляться будет уже крайне сложно. Все эти усилия наших недругов, по сути дела, направлены на то, чтобы сковать геополитический маневр России, что сегодня, собственно говоря, и происходит под давлением НАТО. А для того чтобы это наступление НАТО велось более успешно, необходима не только информация о целях наших военных, о состоянии нашей экономики, оборонно-промышленного комплекса. Им нужен еще и глубокий анализ духовно-нравственного состояния нашего общества. Им нужно изучать мысли различных социальных групп и делать выводы - будем ли мы сопротивляться, есть ли у нашего правящего класса воля к сопротивлению, насколько он способен организовать противодействие НАТО.

Все эти задачи решаются комплексно - через посольства стран НАТО, неправительственные организации, Информбюро НАТО в Москве:

- Вы можете привести какие-либо конкретные примеры, раскрывающие разведывательные аспекты деятельности НАТО против своих российских "партнеров"?

- Помню, что еще до начала бомбардировок Союзной Республики Югославия, когда Кокошин был первым заместителем министра обороны и статс-секретарем Министерства обороны, я задал ему вопрос: на каком основании НАТО приглашает офицеров запаса и проводит с ними закрытые консультации? На каком основании эта структура выделяет военнослужащим-действующим офицерам и генералам гранты за их политическую активность, за сотрудничество? И под всякими видами вытаскивают из них секреты, в том числе самый главный - о настроениях в армейской среде?..


Участники "Летней школы" НАТО в Геленджике, 2006 год.
Фото из архива автора
А мое участие в различного рода международных семинарах, конференциях, которые особенно в 90-х годах активно проводил НАТО, выявило такой подход. Когда западные партнеры активно предлагали нашим специалистам обсудить серьезные проблемы, скажем, борьбы с терроризмом или же необходимости снижения ракетно-ядерного потенциала, ни одного серьезного аналитического выступления с их стороны я не слышал. Зато наши эксперты, как правило, готовились серьезно и выдавали на этих "круглых столах" очень серьезную аналитику. Таким образом, натовцы, по сути дела, во-первых, "снимали" для себя нужную информацию, а во-вторых, изучали наших людей.

Мне даже как-то в США показали мое досье. Там были и мои статьи, и мои выступления. Когда же я попросил американцев сделать мне на память копии с этого досье, те вначале пообещали, но на второй день ничего уже не показывали - видимо, начальство их взгрело за такую открытость. Это было в Форте Левинворт, где при Военно-штабном колледже работает целый отдел специалистов по России - бывшие разведчики и спецназовцы. В этом "русском отделе" персонально изучают убеждения интересующих их людей, их мировоззренческие основы и прочее. И если кто-то из объектов столь пристального внимания со стороны иностранной спецслужбы в идейно-нравственном плане хоть немножко колеблется, допустим, склонен к обогащению или к поездкам за рубеж, с этим лицом начинают плотно работать. И мне знакомы некоторые наши генералы, которые в начале 90-х годов занимали нормальную позицию по отношению к НАТО, активно выступали против враждебных планов этого блока. А сегодня, уйдя в отставку, создают различного рода аналитические центры, имеют выход на наше телевидение, в общем, живут безбедно - на зарубежные гранты...

- Если НАТО все чаще проявляет себя перед Россией как враждебная организация, то, может быть, есть смысл вообще закрыть Информбюро НАТО в Москве?

- Я иначе смотрю на эту ситуацию: если сотрудничество с НАТО в целом в любом формате абсолютно не повышает уровень нашей безопасности, зачем тратить деньги и энергию наших военных и дипломатов на бесполезные мероприятия? Но вдвойне опасно, когда это так называемое сотрудничество усиливает угрозу нашей безопасности. А сегодня дело обстоит так, что наше партнерство с альянсом является неким политико-дипломатическим прикрытием при наращивании старых и формировании новых угроз со стороны НАТО. С нашей стороны продолжать действовать в таком ключе преступно. Поэтому необходимо сворачивать сотрудничество с НАТО и на этом фоне сокращать как наши структуры в Брюсселе, так и натовские структуры в Москве.

От автора: конечно же, это можно считать случайным совпадением, но после публикации материала "Волки в овечьих шкурах" ("ВПК" №18, 7-13 мая 2008 г.) сотрудники Информбюро НАТО в Москве удалили со своего сайта страницу "Партнеры Информационного бюро НАТО в Москве" с перечнем научных и образовательных учреждений и центров, общественных и международных неправительственных организаций, натовских программ международного сотрудничества, контактных пунктов НАТО в регионах с соответствующими электронными адресами. Как говорится, на воре и шапка горит.

Вадим УДМАНЦЕВ

Опубликовано в выпуске № 26 (242) за 2 июля 2008 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
Loading...