Версия для печати

Регионы просят огня

Количество общевойсковых соединений постоянной готовности предлагается приравнять к числу субъектов Российской Федерации
Корабельников Александр

В воинских уставах сконцентрирован опыт многих войн и поколений защитников Отечества. Они регламентируют поведение и деятельность военнослужащих, их жизнь, быт, несение службы, а боевые уставы – действия в боевой обстановке. Но все ли их статьи и положения соответствуют вызовам времени и требованиям современного общевойскового боя?

В воинских уставах сконцентрирован опыт многих войн и поколений защитников Отечества. Они регламентируют поведение и деятельность военнослужащих, их жизнь, быт, несение службы, а боевые уставы – действия в боевой обстановке. Но все ли их статьи и положения соответствуют вызовам времени и требованиям современного общевойскового боя?

Боевой устав во многом универсален. Но сегодня после войны 08.08.08 и операции в Сирии нужен более критический подход к определению сущности этого важнейшего документа.

Требуется ревизия

Необходимость возникла и в связи с возросшей оснащенностью соединений, воинских частей, подразделений современными ВВСТ, материальными средствами, изменившимися формами и способами ведения боевых действий. Вместе с тем еще действуют старые определения и формулировки, требующие нового осмысления и редакции.

Силы быстрого реагирования должны быть готовы не столько к уничтожению противника, сколько к овладению пространством и его контролю

Однако рассуждать об этом в общем и целом, без учета оргструктуры воинских формирований, требований Военной доктрины (ВД) – значит предаться фантазиям, перед которыми приключения барона Мюнхгаузена покажутся детскими. Поэтому будем говорить о содержании Боевого устава Сухопутных войск РФ. Сегодня он состоит из четырех частей: «Дивизия, бригада, полк», «Батальон, рота», «Взвод, отделение, танк», «Пулеметно-артиллерийская дивизия, полк».

Названия разные, но суть отличается только масштабом общевойсковых тактических формирований. Исходя из их структуры и уровня технической оснащенности приходишь к выводу, что целесообразно иметь один официальный руководящий документ, в котором изложены действия дивизии (бригады) и батальона. А для рот, взводов, отделений следует разработать рекомендации и памятки сообразно типовым условиям боевой и другой обстановки. Такой подход позволит исключить разработку боевых уставов подразделений ниже уровня батальона.

Понимаю, что это вызовет массу вопросов. Но такая постановка имеет право на жизнь и потому, что современный состав соединений, воинских частей и подразделений Сухопутных войск ориентирован во многом на предотвращение конфликтов, прежде всего террористических угроз. Сегодня появились новые формирования, не прописанные в прежних уставах, – батальонные тактические группы (БТГ), которые должны воевать по-новому. Если угодно, их можно назвать силами быстрого реагирования (развертывания).

Регионы просят огня
Фото: i.ytimg.com

Они должны быть готовы не столько к уничтожению противника, сколько к овладению пространством и его контролю. Такой подход позволит изменить продолжительность противоборства (войны) и минимизировать предполагаемые разрушения и потери. Теоретические положения и практические рекомендации для тактических формирований, входящих в состав сил быстрого развертывания, целесообразно разработать в соответствующих руководствах. А на тот случай, когда не удается предупредить конфликты, могут быть разработаны уставные документы с учетом возможностей противостоящего противника на потенциально опасных стратегических направлениях. Пока же, на наш взгляд, налицо отсутствие конкретики и четких определений.

Раньше существовал Полевой устав – официальный документ, определяющий основные положения подготовки и ведения общевойскового боя частями и соединениями, управления войсками, организации их передвижения. Его название отражало суть действий в полевых условиях. Сегодня это понятие отчасти утрачено.

Кроме того, название четвертой части действующего Боевого устава Сухопутных войск – «Боевой устав Сухопутных войск, часть IV (пулеметно-артиллерийская дивизия, полк)» выглядит некорректно. Пулеметно-артиллерийские формирования, как и кавалерийские, стали историей. По сущности и предназначению это подразделения укрепленных районов. Поэтому целесообразнее эту часть документа так и назвать «Боевой устав Сухопутных войск, часть IV (укрепленный район)».

Вызывает вопросы выражение «подготовка и ведение общевойскового боя». Подготовка любого вида боя – оборонительного или наступательного, как значится в соответствующих статьях устава, включает его организацию (принятие решения, рекогносцировку, постановку боевых задач, планирование, организацию огневого поражения, взаимодействия, всестороннего обеспечения, управления), предварительную работу командования и штабов, другие мероприятия.

Первый компонент организации боя – принятие командиром дивизии (бригады, полка) решения, которое начинается с уяснения полученной задачи. Тут есть особенности. В реальной обстановке решение на общевойсковой бой никогда не принимается. Всегда на оборонительный или наступательный. Само понятие «общевойсковой» указывает прежде всего на характерные черты любого современного противоборства, которое осуществляется общевойсковыми формированиями. Каждый такой оборонительный или наступательный бой ведется объединенными усилиями подразделений, воинских частей и соединений Сухопутных войск, других видов и родов ВС. То есть это не общевойсковой бой, а оборонительный или наступательный с присущим ему общевойсковым характером.

Дойти до точки

Регионы просят огня
Фото: img-news.vl.ru

В соответствии с федеральным госстандартом, с его совокупностью требований к образованию определенного уровня и профессии (специальности) ввузы должны обучать командиров подготовке и ведению тактических действий. Но в уставных документах строго запрещено упоминать о таких действиях. Это противоречие необходимо устранить как можно быстрее. Такая точка зрения подтверждается требованиями приказов министра обороны, в которых даются указания по совершенствованию способов ведения подобных боевых действий.

Уставной документ должен быть универсальным, позволяющим готовить офицерские кадры в образовательных организациях и войска к любым войнам (глобальным и региональным), которые могут быть развязаны агрессором.

В разделе ВД «Применение Вооруженных Сил и других войск» определены основные задачи для соединений, воинских частей и подразделений в мирное время, в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время. Анализ содержания поставленных задач в целом для ВС и применительно к каждой частной задаче требует также изменения названия данного документа. Наиболее приемлемым вариантом может быть этот: «Правила применения Сухопутных войск Российской Федерации». Конечно, это тоже может вызвать вопросы. Но надо взвешено подойти – с учетом требований ВД, структуры войсковых формирований, возлагаемых на них задач и т. п. Исходя из положений ВД целесообразно уточнить структуру Боевого устава Сухопутных войск. В ней предлагается иметь три части:

  • тактические действия мотострелковой (танковой) дивизии, бригады, полка в мирное время;
  • действия дивизии, бригады, полка в период непосредственной угрозы агрессии;
  • действия дивизии, бригады, полка в ходе военных действий.

 

Что касается структуры этих частей, она тоже требует корректировки. Предложения автором разработаны.

Мы не предлагаем новшества ради них самих. При разработке нового устава по тактике общевойсковых подразделений, воинских частей и соединений Сухопутных войск необходимо сохранить преемственность, то есть учесть и сохранить все положительное.

Если говорить о структуре тактических сил, то анализ сегодняшней военно-политической обстановки говорит о том, что рельефно вырисовываются угрозы, связанные с распространением терроризма, в том числе на территории Российской Федерации. Во многом это, конечно, задачи Росгвардии, ФСБ, но Вооруженные Силы при необходимости должны будут оперативно подключаться к их решению. В связи с этим количество общевойсковых соединений постоянной готовности предлагается приравнять к числу субъектов Российской Федерации.

Соответственно их размещение должно быть также при административных центрах. Такой подход обеспечит выполнение основных задач, возлагаемых на общевойсковые формирования в мирное время, а именно: защиту суверенитета, целостности и неприкосновенности территории, выполнение мероприятий стратегического сдерживания. А самое главное – поддержание способности Вооруженных Сил к мобилизационной готовности и заблаговременному развертыванию группировок войск на потенциально опасных стратегических направлениях.

С учетом современных реалий необходимы высокомобильные, самодостаточные боевые подразделения, способные выполнить поставленную задачу в любых географических и климатических условиях без значительной дополнительной подготовки. В Сухопутных войсках это создаваемые ныне на базе мотострелковых и танковых батальонов БТГ, в состав которых включаются подразделения как боевые, так и технического, тылового, медицинского обеспечения. Но при этом, думается, ошибочны попытки включения в структуру действующего Боевого устава, часть II (батальон, рота) десятой главы «Батальонная (ротная) тактическая группа в различных видах действий». Содержание данной главы посвящено выявлению особенностей в боевом применении БТГ.

В ходе внезапных проверок войск сформировались подход к оргструктуре БТГ и возможные варианты их применения. Это и переброска различными видами транспорта на большие расстояния, и совершение длительных маршей своим ходом, и выполнение различных учебно-боевых задач на незнакомой местности как самостоятельно, так и в составе межведомственных группировок войск при всестороннем противодействии условного противника.

При выборе структуры БТГ, форм и способов их применения необходимо исходить из требований военной политики государства, закрепленной в ВД. Сущность ее в сдерживании и предотвращении конфликтов, совершенствовании военной организации, форм и способов применения ВС РФ. И подходы к созданию подобных организационных структур должны способствовать формированию их оптимального состава.

Батальоны (роты) морской пехоты, ВДВ, войск Росгвардии, входящие в состав межведомственной группировки, должны иметь организационную структуру, подобную батальонной тактической группе, созданной на основе мотострелкового батальона. А их применение направлено на выполнение задач мирного времени, в частности обеспечение правового режима контртеррористической операции. Личному составу БТГ для этого предоставляется право на применение мер и временных ограничений, предусмотренных федеральным законодательством о противодействии терроризму.

Для кардинальной переработки новых уставных положений, которые определили бы лицо устава, необходимо знать положения основополагающих нормативных актов и творчески их использовать. Немаловажным является учет состояния ВС, возлагаемых на них задач в мирной жизни, в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время. Прежде всего должно быть учтено, какие изменения произошли или произойдут в развитии тактики и оперативного искусства, средствах вооруженной борьбы.

Другими словами, необходимо иметь такую оргштатную структуру соединений, воинских частей и подразделений, которая обеспечит надежное выполнение поставленных задач в мирное время, а также перестройку их в период стратегического развертывания перед началом крупномасштабных боевых действий.

Александр Корабельников,
доктор военных наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ

#корабельникоалександр

Опубликовано в выпуске № 8 (672) за 1 марта 2017 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц