Версия для печати

Надуманные почести

Урбан Владимир
В прошлом номере "ВПК" мы рассказали о том, что шведские поисковики нашли в своих территориальных водах погибшую 5 ноября 1942 г. советскую подводную лодку Щ-305 (см. материал "Братская могила "Линя"). В корреспонденции приводятся слова руководителя пресс-службы Военно-морского флота РФ капитана 1-го ранга Игоря Дыгало: "Если после установления всех исторических данных соответствующая информация будет подтверждена, Главное командование ВМФ начнет прорабатывать практические меры по отправке корабля в район гибели подлодки для участия в памятной церемонии". То есть Щ-305 и ее экипажу будут отданы воинские почести, как того требуют наши флотские традиции. В подтверждение серьезности этих намерений приведен такой пример: в сентябре к берегам Великобритании отправится корабль Северного флота, чтобы почтить память легендарного русского крейсера "Варяг", который, как известно, при буксировке был выброшен на камни у города Лендалфут. Там и нашел свое последнее пристанище. Вот тут-то и возникают вопросы.


"ВАРЯГ" ЛИВЕРПУЛЬСКОГО ПЕРИОДА: ВПИСЫВАЕТСЯ ЛИ ОН В ПРАВИЛА ВОЕННО-МОРСКОГО ЦЕРЕМОНИАЛА?


В прошлом номере "ВПК" мы рассказали о том, что шведские поисковики нашли в своих территориальных водах погибшую 5 ноября 1942 г. советскую подводную лодку Щ-305 (см. материал "Братская могила "Линя"). В корреспонденции приводятся слова руководителя пресс-службы Военно-морского флота РФ капитана 1-го ранга Игоря Дыгало: "Если после установления всех исторических данных соответствующая информация будет подтверждена, Главное командование ВМФ начнет прорабатывать практические меры по отправке корабля в район гибели подлодки для участия в памятной церемонии". То есть Щ-305 и ее экипажу будут отданы воинские почести, как того требуют наши флотские традиции. В подтверждение серьезности этих намерений приведен такой пример: в сентябре к берегам Великобритании отправится корабль Северного флота, чтобы почтить память легендарного русского крейсера "Варяг", который, как известно, при буксировке был выброшен на камни у города Лендалфут. Там и нашел свое последнее пристанище. Вот тут-то и возникают вопросы.
{{direct_hor}}

Ракетный крейсер "Варяг" в порту Инчхон (Республика Корея): дань кораблю, давшему флоту славное имя.
Фото Виталия АНЬКОВА
У этого корабля есть своя точка славы: в пяти милях от южнокорейского порта Инчхон, в 1904 г. называвшегося Чемульпо. Там крейсер "Варяг" и канонерская лодка "Кореец" приняли бой с японской эскадрой из шести крейсеров и восьми миноносцев. Об этом даже песни сложены. Воинские почести в этом месте и отдают российские моряки, там, в частности, бывал и ракетный крейсер Тихоокеанского флота, унаследовавший имя от своего легендарного предшественника.

А что же произошло в Великобритании? Правительство России в 1916 г. выкупило "Варяг" у японцев, которые его подняли, отремонтировали и включили в состав своего флота под названием "Сойя". Крейсер после выкупа определили во флотилию Северного Ледовитого океана, а в феврале 1917 г. отправили на ремонт в Ливерпуль. Там экипаж и "реагировал" на революционные события в России. В советское время появилось немало воспоминаний "варяжцев", где даже говорилось, что крейсер поднял красный флаг, а "матросы полностью взяли на себя командование кораблем". Можно, конечно, сделать поправку на период публикации "мемуаров" о ливерпульском "Варяге". Но и без этого станет ясно, что боевой доблестью тогда экипаж не отличился. Военно-морской атташе в Лондоне Н.А. Волков и вовсе называл происходящее бунтом - его слова приводили английские газеты. Ему же многие источники и приписывают продажу корабля на слом после расформирования экипажа. Но, скорее всего, это сделала фирма, заключившая с русским флотом контракт на ремонт крейсера, так как положенные за работу деньги она перестала получать. Крейсер разоружили, а во время буксировки корабля в Ирландском море случился шторм: Так закончилась история этого "Варяга".

В 1924-1925 гг. на месте крушения крейсер был разобран на металл. В 2003 г. во время специальной экспедиции российские энтузиасты нашли там подлинные фрагменты корабля, которые можно увидеть на выставке в Центральном музее Вооруженных Сил РФ. Сделано в принципе хорошее дело: полностью восстановлена история крейсера. А вот почему российский корабль пойдет отдавать почести "Варягу" именно у берегов Великобритании, очень трудно понять. Это будет "новинкой" в правилах военно-морского церемониала. Традиции флота, как, к примеру, и содержание корабля, - это то, на чем держится служба уже на протяжении нескольких веков. Измени одно правило - и ВМФ превращается из армады боевых единиц в скопище частных "посудин", которые используются в чьих-то личных целях. А воинские почести положено отдавать - в чем можно удостовериться, заглянув в нужные справочники! - исключительно в местах славных побед и героической гибели кораблей. "Британская" история "Варяга" никак не укладывается в это.

В то же время есть много погибших кораблей, о которых просто забыли. В частности, в шведских водах, где обнаружена ПЛ Щ-305, покоятся и российские лодки, погибшие в 1917 г. Это "Барс", "Гепард", "Львица" и АГ-14. "Барс" и АГ-14 уже давно обнаружены. Но их экипажам, выполнявшим в море боевые задания (что особо выделим), так и не отданы заслуженные воинские почести. А между тем имена "Барс" и "Гепард" перешли к подлодкам проекта 971.

Владимир УРБАН

Опубликовано в выпуске № 30 (196) за 8 августа 2007 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц