Версия для печати

Вагоны ушедшего поезда

Все, как при Сталине, – очень скромно, по-рабочему, ничего лишнего
Фото: meridian.perm.ru

Отклик на статью «Жукову от Николая II»

Личный вагон Сталина, свидетель Тегеранской и Ялтинской конференций, пережил погромы развенчателей культа и застойное забвение, пребывая на запасном пути в Ростове-на-Дону, но с первыми волнами перестройки уплыл в Грузию. Сегодня бесценный артефакт – часть экспозиции дома-музея вождя в Гори, но с входом за отдельную плату. Пройтись по сталинскому вагону год назад стоило пять лари (примерно 140 рублей). Купе охраны, кухня с водогрейкой, санузел с ванной, спальня-кабинет с письменным столом, комната для совещаний – все, как при Сталине, говорят, ничего не переделывалось и не реставрировалось, а общее впечатление – очень скромно, по-рабочему, ничего лишнего.

Экскурсии в дом-музей в Гори едут нескончаемым потоком, сменяя одна другую, порой выстраивается очередь. Примерно половина, если не больше, групп – иностранные. Почти все заходят и в вагон, его открывают для каждой партии посетителей, а затем снова запирают. Музей, со слов служителей, на самоокупаемости, государством не поддерживается в отличие от остальных учреждений культуры.

Железнодорожные реликвии – тема бесконечная. В ранней песне Визбора упоминается «плюшевый колчаковский вагон». В нем, как удалось выяснить, размещалась выездная молодежная редакция Всесоюзного радио. Вагон побывал на целине, в экспедициях радийщиков по Сибири и Крайнему Северу. Вместе с самим Визбором здесь работали Герман Седов, многим из нас известный как ведущий репортажей с Красной площади, Юрий Черняк и другие знаменитости. Тоже ведь мог быть музей. Что нас отличает от других народов, так это невнимание к собственной истории, особенно недавней.

Василий Кряклин,
Ярославль

Опубликовано в выпуске № 46 (710) за 29 ноября 2017 года

 

 

Вниманию читателей «ВПК»
  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц