Версия для печати

Бердичевский автожир «Сильвер» - улетно-штурмовое «вундерваффе» ВСУ

Свидомые ведьмы с Лысой горы прилетят следом
Дмитриев Борис

Ряд украинских СМИ сообщили о планах командования ВСУ сформировать в соединениях десантно-штурмовых войск подразделения гирокоптеров или, как их чаще называли раньше, автожиров. Соответствующие летательные аппараты местного производства уже опробованы, одобрены и производятся. Пилоты для них также проходят подготовку. 


Новую «боевую птицу» ВСУ сделали в Бердичеве на частном предприятии «Автожир», и она получила название «Сильвер». Профинансировала разработку авиакомпания «Хорс». Данный девайс имеет двухместную открытую гондолу с тандемным размещением экипажа (кресла пилотов расположены одно за другим), способен перемещаться со скоростью 170 км в час (крейсерская скорость – 140 км/ч), радиус действия до 350 км. Отметим, что автожир (гирокоптер, гироплан) - летательный аппарат с двумя пропеллерами, один из них — подъемный, вращается за счет встречного воздуха и поднимает машину вверх. Двигатель приводит в движение несущий винт только при старте, чтобы сократить взлетное расстояние. Второй винт — толкающий. 


Такой аппарат был впервые создан в 1919 году в Испании. В предвоенный период они вызывали определенный интерес у военных. Так, в СССР была даже создана автожирная эскадрилья, причем она  поучаствовала в бою, повредив пулеметным огнем немецкий самолет. Однако дальнейшее боевое использование автожиров, которые были неспособны конкурировать даже с ПО-2, было признанно нецелесообразным. Применять их в качестве ночного бомбардировщика не получилось из-за излишней шумности. Некоторое время их использовали для связи с партизанами. Надо сказать, что серьезной проблемой гирокоптеров является опасность обледенения оси несущего винта, что может привести к падению. 


Это обстоятельство является существенным ограничением для их применения при низких температурах. Не заладилась военная карьера этих машин и в армиях Германии, Великобритании и Японии. А после появления вертолетов интерес к автожирам пропал и у военных, и в хозяйственных отраслях. В настоящий момент гирокоптеры пользуются интересом пилотов-любителей в силу простоты устройства и дешевизны. Сегодня, когда с патрульными облетами (противопожарными, по охране газо–  и нефтепроводов) гораздо лучше справляются БПЛА, которые, к тому же еще дешевле, использование гирокоптеров исчерпывается спортивными любительскими полетами. Но на Украине сейчас умеют все поставить на службу «АТО», теперь «ООС». Киевский военный эксперт Михаил Жорохов предполагает применять гирокоптеры для эвакуации раненых и «переброски одиночных агентов». 


Последнее, наверное, навеяло эксперту фильмами про Джеймса Бонда. Хотя судьбу агента после такой заброски предположить нетрудно – будет она недолгой и интересной. Впрочем, заместитель командующего десантно-штурмовыми войсками ВСУ Юрий Галушкин видит возможности применения автожиров еще шире. «До конца июля мы завершим проведение ведомственных испытаний с целью принятия на вооружение или допуска к эксплуатации указанных аппаратов. После чего данные боевые машины будут использоваться в десантно-штурмовых войсках с целью доставки материально-технических средств, доставки личного состава, эвакуации раненых, и в будущем мы предполагаем его, как средство огневого поражения», — приводит УНИАН слова Галушкина. Да что там «средство огневого поражения», когда ряд «экспертов» всерьез полагают, что автожиры смогут успешно компенсировать потери украинского вертолетного парка, понесенные летом 2014 года в Донбассе.


Похоже, что ВСУ скоро пополнится и эскадрильями боевых планеров, мускулолетов, парапланов. А там, глядишь, дойдет дело до освоения богатейшего летного потенциала обитательниц Лысой горы. Ведь, как известно, «…у нас в Киеве все бабы, которые сидят на базаре, – ведьмы». (Н. Гоголь, «Вий»).


Если без шуток, то  смешно даже предположить, что кто-то из военных согласится сражаться на таких аппаратах, а СБУ использовать их для заброски агентов. И «Сильвер» постигнет судьба предыдущих украинских «вундерваффе». 
Впрочем, вполне возможно, что бердичевская «птица» может оказаться востребованной пилотами-любителями. А то, что ее предполагалось «использовать для заброски агентов» или даже в качестве штурмовика, несомненно, прибавит девайсу коммерческой привлекательности. Такой своеобразный маркетинговый ход.


Борис Дмитриев

 

 

Вниманию читателей «ВПК»

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц