Версия для печати

Гибель Ка-52 – вопросы без ответов

Российские СМИ поспешили сообщить, что «Аллигатор» стал жертвой ПЗРК
Иванов Павел

На этой неделе российские Воздушно-космические силы впервые потеряли ударный вертолет Ка-52 «Аллигатор».  Официально российское военное ведомство заявило, что вертолет потерпел катастрофу в результате технической неисправности. Оба пилота погибли. Правда, российские средства массовой информации поспешили сообщить, что на самом деле «Аллигатор» стал жертвой переносного зенитно-ракетного комплекса. Попробуем разобраться в ситуации.

Первая информация о потере Ка-52 со всем экипажем появилась утром 7 мая. Но точно не было известно, где и как пропал вертолет. До вечера военное ведомство хранило молчание. Не исключено, что такая задержка с информацией была связана с инаугурацией Владимира Путина, которая как раз проходила в этот день.  И только после 22:00 на сайтах информационных агентств и в средствах массовой информации стали появляться первые сообщения о потерянном «Аллигаторе». 


В настоящее время известно, что вертолетом управляли подполковник Артем Гущин и лейтенант Роман Мирошниченко. Экипаж Ка-52 принадлежал российской авиационной базе в Сирии. По предварительным данным «Аллигатор» упал недалеко от Дейр-эз-Зора, в районе еще находящемся под контролем запрещенного в России Исламского государства. Какую задачу решала винтокрылая машина пока неизвестно. Но по некоторым данным, вертолет погиб в ходе ночного полета, который проходил с 6 на 7 мая.


Судя по фото, опубликованным спустя два дня боевиками, от Ка-52 практически ничего не осталось. Опознать вертолет в груде обгорелых обломков можно только по характерному носу-обтекателю. Там размещается радиолокационная станция, поэтому он покрыт радиопрозрачной краской серого оттенка. В остальном машина полностью разрушена и выгорела. 


Примечательно, что боевики не опубликовали фотографии с телами погибших пилотов и их личными вещами. Это говорит о том, что до их появления с вертолетом, скорее всего, успела поработать российская поисково-спасательная группа. Она вывезла тела пилотов, демонтировала важное оборудование. Скорее всего, при падении вертолет пострадал достаточно сильно. Поэтому было решено его не эвакуировать, а уничтожить на месте. В пользу этой версии говорит и тот факт, что подойти к месту падения и снять видео боевики смогли только через двое суток.

 
В Сирии Ка-52 работают преимущественно ночью. За счет мощной оптико-электронной станции и бортового радиолокатора они эффективно находят цели и поражают их управляемым оружием. Либо наводят на противника авиацию. Связка «Су-25 – Ка-52» эффективно показала себя в ходе второго освобождения Пальмиры. «Аллигаторы» находили цели, а «Грачи» уничтожали их бомбами. За счет большого боекомплекта и малого времени подготовки к вылету Су-25 практически непрерывно висели над полем боя, закидывая противника градом бомб по наводке Ка-52.


Также «Аллигаторы» эффективно действуют в режиме «свободная охота». Экипажу назначают район, где он патрулирует. Обнаружив цель, пилоты идентифицируют ее, а потом поражают. Видеозаписи с эффективным уничтожением боевых машин, танков и автомобилей ИГИЛ вертолетами Ка-52 неоднократно публиковались российским военным ведомством. Скорее всего, именно «свободную охоту» и вел погибший в Сирии Ка-52.


В то же время командование не стремится отправлять «Аллигаторы» на поле боя для непосредственной поддержки войск. Эти задачи решаются преимущественно Ми-28, а также Ми-35М. Причина в том, что Ка-52 по сравнению с «Ночным охотником» не имеет такой же мощной брони. Хотя Ми-28 и уступает «Аллигатору» в маневренности, но его экипаж надежно прикрыт бронекапсулой. Также боковое остекление кабины пилотов Ка-52 не такое толстое, как у «Ночного Охотника».


В то же время «Аллигаторы» надежно защищены от огня переносных зенитно-ракетных комплексов. На их борту находятся комплексы бортовой самозащиты «Витебск». «Витебск» обнаруживает и отслеживает ракету ПЗРК по ультрафиолетовому излучению, которое создает ее двигатель. После чего либо отстреливает ловушки, либо ослепляет головку самонаведения с помощью специального лазера. Пока в Сирии ни один вертолет, оснащенный «Витебском», сбит не был. Ранее были предположения, что переносной зенитно-ракетный комплекс «достал» в августе 2016 года вертолет Ми-8АМТШ ВКС России. Но сейчас уже стало известно, что та «восьмерка» стала жертвой огня с земли.


Так что же стало причиной гибели Ка-52? Скорее всего – это действительно была неисправность. Сирия – это достаточно сложный регион. Особенно ее восточная часть в районе Дейр-эз-Зора. Ветер, пыльные бури, из-за которых пыль проникает везде. К примеру, в Афганистане вертолеты Ми-24 чаще выходили из строя по  техническим причинам, чем от огня противника. С такой же точно ситуацией американские военные столкнулись в Ираке и англичане в Афганистане. Их АН-64 Apache постоянно требовали ремонта и технического обслуживания. К примеру, в 2005 году из пяти потерянных АН-64 только один был сбит. Остальные стали жертвами технических неисправностей.


Также не исключено, что вертолет попал под огонь стрелкового оружия, крупнокалиберных пулеметов, либо ЗУ-23-2. Последние особо опасны для «Аллигатора». Попадания пуль, выпущенных из стрелкового оружия, вертолет переживет. Но вот 23-мм снаряды с учетом размещения брони «Аллигатора» станут смертельными. Особенно если снаряд попадет в кабину. Экипаж вертолета мог ошибиться и случайно попасть под огонь Зу-23-2, установленной в прицепе джипа-пикапа, столь любимого боевиками ИГИЛ.


А вот версия с ПЗРК, озвученная неназванными источниками «в органах военного управления» можно отнести к военной фантастике. Уже известно, что Ка-52 выполнял полет ночью. В этих условиях для того, чтобы просто обнаружить вертолет, требуется весьма подготовленный расчет. Даже у современных ПЗРК типа «Верба» или FIM-92J Stinger головки самонаведения имеют достаточно узкую зону обнаружения. Если днем цель можно найти визуально, то ночью расчет может ориентироваться только на слух. Поэтому действия ночью считаются эффективным средством защиты вертолетов от огня ПЗРК. 


В настоящее время российские и американские разработчики усиливают батареи переносных зенитных комплексов малогабаритными радарами. Они обнаруживают и сопровождают цель. При этом информация о положении объекта и расстоянии до него передается на специальные дисплеи, закрепленные на прицелах ПЗРК. Такие технические решения позволяют эффективно поражать летательные аппараты днем и ночью и даже в сложных метеоусловиях. Но вряд ли боевики располагают такими высокотехнологичными системами.


Павел Иванов

 

 

Вниманию читателей «ВПК»

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц