Версия для печати

Вежливые люди из Военторга

С 2012 года акционерное общество не сорвало ни одного контракта с Министерством обороны
Фаличев Олег

В эпоху Советского Союза и всеобщего дефицита одной из самых могущественных и уважаемых структур Министерства обороны СССР было Управление военной торговли (Военторг). Даже крупные начальники предпочитали не ссориться с ним, решать проблемы полюбовно. Как сегодня обстоят дела в этой организации, которой 16 ноября исполнится 100 лет? Какие задачи стоят перед ее руководством? На вопросы «ВПК» ответил генеральный директор АО «Военторг» Владимир Павлов.

– Владимир Владимирович, что собой сегодня представляет ваше акционерное общество? Какие перемены наиболее ярко подтверждают его новое состояние?

– С приходом на пост министра обороны генерала армии Сергея Шойгу, как известно, произошла колоссальная модернизация ключевых компонентов формирования и функционирования Вооруженных Сил, включая комплектование, профессиональную подготовку личного состава, техническое оснащение и материальное обеспечение, что, безусловно, предъявляет новые, повышенные требования ко всей военно-социальной сфере.

Новая история Военторга началась с несессера, который вручается каждому призывнику

И Военторг как необходимая ее составляющая, образно говоря, ожил, синхронизировался с Российской армией, стал активно развиваться в современных форматах. Сегодня он вновь играет значительную роль в торгово-бытовом обслуживании военнослужащих и членов их семей.

АО «Военторг» – головное общество холдинговой структуры по организации питания в местах прохождения службы и проживания военнослужащих. В нашем ведении банно-прачечное хозяйство, производство и поставка вещевого имущества, индивидуальный пошив предметов военной формы одежды. Наряду с этим осуществляется организация общественного питания и торгово-бытовое обслуживание военных и членов их семей. Важная роль отводится воспитанию патриотизма и популяризации Вооруженных Сил через продвижение фирменного стиля «Армия России».

Военторг осуществляет свою деятельность от Калининграда до Курильских островов, включая военные базы России, в том числе сирийский Хмеймим.

Во всех военных округах есть наши подразделения. Раньше это были главные управления торговли. Сегодня они имеют более лаконичные названия: «Военторг-Запад», «Военторг-Юг», «Военторг-Восток», «Военторг-Центр», «Военторг-Москва». В нашей системе организовано 3500 рабочих мест, более 2500 объектов торговли и услуг. Только за 2017 год завезено 2600 тонн продовольствия в районы Крайнего Севера, объем услуг по стирке белья составил 32 тысячи тонн, а по поставкам имущества вещевой службы – более 120 миллионов единиц.

– Видимо, поводом для переименования ваших подразделений послужило не только их архаичное название. Насколько известно, они подверглись структурной перестройке, изменился функционал. С чем это связано?

– До начала 2013 года общества, к великому сожалению, занимались тем, что распродавали имущество Минобороны, а его остатки сдавали в аренду. Понятно, что все это хозяйство после перестройки и распада СССР находилось далеко не в лучшем состоянии. Мы эти объекты восстанавливаем и начинаем использовать самостоятельно. Потому что не везде арендаторы способны работать так, как требует министр обороны. Правила обеспечения военнослужащих товарами первой необходимости очень просты: доступность, полнота, качество. Чтобы военнослужащие и члены их семей не переплачивали. Условия вполне объяснимые и понятные, соответствуют ожиданиям любого гражданина, но в удаленных гарнизонах выполнить их не так просто. Необходимо учесть, что Военторг не дотируется государством, а находится в абсолютно рыночных условиях – на самообеспечении. Тем не менее мы жестко выполняем требования министра и с теми, кто не умеет работать или пытается что-то прихватить, не скрою, расстаемся без сожаления.

– Но как в таком случае удается решать поставленные министром обороны задачи да еще с прибылью для себя?

– Секретов тут никаких нет. Мы гордимся, что за пять с половиной лет не сорвали ни одного государственного контракта. Не знаю случая, чтобы в какой-то воинской части солдаты оказались не накормлены, не было поставлено вещевое имущество. Сравним 2012-й и 2017 годы. В 2012-м Военторг, еще раз повторю, занимался в основном сдачей объектов в аренду и реализацией имущества МО РФ. Не поверите, но во всей организации тогда не было ни одного продавца (за исключением Военторга на Новой Земле), ни одного повара, ни одного кассира. То есть он по сути свою основную специализацию реально утратил.

Сегодня АО «Военторг» не только осуществляет полноценное торгово-бытовое обслуживание военнослужащих, но и оказывает целый комплекс услуг в интересах Вооруженных Сил. Это общественное питание, выездное обслуживание (кейтеринг), банно-прачечные услуги, организация индивидуального пошива, разработка и производство продукции СТМ, пошив военной формы одежды, ряд других. К нашим задачам прибавилась также поставка вещевого имущества. Самый простой пример – офисная форма одежды для военнослужащих шьется у нас. Вся обувь для военнослужащих на 95 процентов поставляется нами.

Военторг развивает вендинговую торговлю. Более тысячи автоматов в магазинах и воинских частях от Владивостока до Калининграда управляются из единого центра

По личной инициативе министра обороны разработан войсковой несессер, который в укомплектованном виде вручается каждому призывнику, и он с ним едет в воинскую часть. Новая история Военторга началась, образно говоря, именно с этого несессера. Речь не столько о сумочке с полным набором туалетных принадлежностей, сколько о создании нами собственной торговой марки. Именно в нашем дизайн-бюро по заданию министра обороны родился знак «Армия России». Разработали его молодые талантливые ребята, которых мы в 2014 году пригласили на работу. Они же авторы логотипа танкового биатлона, Армейских международных игр, интерьеров магазинов и кафе Военторга, сувенирной и прочей распространенной сегодня продукции.

Потом в продаже появились питьевая вода с армейским логотипом, лимонад, другая продукция – от одежды до авторучек. Достаточно интересные и модные вещи. Их можно увидеть как у войсковых офицеров, руководства Министерства обороны, так и у молодых гражданских ребят, что очень приятно.

Как видите, мы занимаемся разработкой собственных торговых марок и их продвижением в торговых сетях. Кстати, футболка с логотипом «Лавров-Шойгу» тоже родилась в Военторге. Как и бренды «Вежливые люди», «Вежливые мишки», «Партизанская деревня», ряд других. Мы, думаю, будем продолжать такие акции. Потому что они, кроме всего прочего, привлекают внимание к нашей торговой сети. Разработали даже свою первую модель беспилотника, который побил рекорды по продажам, что, естественно, дало и экономический эффект.

Многое сделали для парка «Патриот», буквально вложив в него душу. Все общественное питание и торговля организованы нашими силами, и лучше нас это сделать не смог никто. Только в центральной столовой (350 посадочных мест) качественно кормим в дни проведения армейского форума до шести тысяч человек ежесуточно.

Вежливые люди из Военторга

– Еще пару лет назад много говорилось об аутсорсинге в армии. Считалось, что это самая передовая и прогрессивная форма решения бытовых солдатских проблем. Но время и тут внесло свои коррективы?

– Внесло, но не в систему питания. Основной наш государственный контракт как раз по питанию. Солдат должен быть накормлен в любых условиях. Как говорится, война войной, а обед по расписанию.

Что касается аутсорсинга, то одно время он вводился повсеместно как некая панацея от привлечения армии к хозяйственным работам. Он позволял военнослужащим всецело сосредоточиться на вопросах боевой подготовки, а всякие дискуссии на эту тему с ходу отметались. Сегодня могу со всей ответственностью сказать, что аутсорсинг дал качественный результат в обеспечении питания военнослужащих. Тут многое изменилось в лучшую сторону. В армии сегодня кормят вкусно. Большинство армейских столовых ничуть не хуже студенческих, а то и лучше. Судите сами. По решению министра обороны приняты следующие решения:

  • введен шведский стол, чем достигается право выбора блюд, чего никогда в армии не было. Сегодня солдат может выбирать из двух первых блюд, двух холодных закусок и салат-бара (не менее четырех компонентов), трех мясных (рыбных) блюд, трех гарниров, пяти соков или двух-трех компотов (морсов);

Справка «ВПК»

В Российской армии более трех тысяч столовых, в которых налажено трехразовое питание. При этом ни один военнослужащий к работе в них отношения не имеет. Никто не чистит картошку, не моет котлы, посуду и т. п. Все это делается профессиональными поварами, мойщиками посуды, уборщиками.

  • решен банный вопрос. Раньше военнослужащих раз в неделю строем водили в баню. Но почему в ХХI веке солдат имеет право мыться лишь через семь дней? Тогда и было принято решение по обустройству в каждой казарме душевых кабин;
  • отменен сухой паек, которым кормили призывников. С осени 2016 года организовано их питание при следовании в воинскую часть железнодорожным транспортом по типу вагонов-ресторанов.

– Вы упомянули про вещевое имущество. Почему вам вменили не только его реализацию, но и производство?

– Потому что когда мы занялись программой создания собственных торговых марок для бренда «Армия России», магазинов Военторга, то в какой-то момент поняли: не хватает производственной базы. Делали какие-то интересные вещи, собственные торговые марки, однако сразу не могли их внедрить. Тогда министр обороны и принял решение передать нам поставки вещевого имущества МО РФ.

Мы создали у себя экспериментальный производственный комбинат «Армия России» (ЭПКАР), закупили современнейшие станки. Шьем экспериментальное имущество, форму для воспитанниц пансиона Минобороны, многое другое. Всего более 1500 наименований.

Запустили новую программу по расширению производственной базы. Принято решение о покупке долей у предприятий-поставщиков. Это делается для того, чтобы мы перестали быть посредниками при размещении государственных контрактов и могли существенно влиять на производственную политику, качество, выставлять свои условия. Ряд предприятий уже приобретен. Кроме того, нами заключены и действуют более 60 лицензионных договоров.

– А как появилась идея создать сеть магазинов «Военторг-Пятерочка»?

– В конце 2014-го открыли первый магазин «Военторг-Пятерочка» во Власихе (закрытый городок РВСН). Военнослужащие и члены их семей до этого вынуждены были выезжать из военного городка за 15–20 километров, чтобы отовариться. Когда мы открыли магазин, нам со слезами на глазах говорили спасибо. Военторг оказался в шаговой доступности, с широким ассортиментом товаров, качеством, демократичными ценами.

В ближайших планах – продвижение таких магазинов на Север. А недавно мы открыли в Москве новый магазин по адресу: проезд Девичьего поля, дом 2, недалеко от Общевойсковой академии. Приглашаю вас его посетить.

Военторг развивает и вендинговую торговлю, для чего мы закупили более тысячи аппаратов. Они присутствуют в магазинах и воинских частях от Владивостока до Калининграда, управляются из единого центра.

Наша социальная задача – создавать привилегии военнослужащим, если хотите, социальный престиж перед гражданским населением.

В заключение подчеркну еще раз, что вся доходная часть от финансово-хозяйственной деятельности АО «Военторг» направляется исключительно на развитие материально-технической базы для обеспечения торгово-бытовым обслуживанием военнослужащих, членов их семей, а также продвижение бренда «Армия России» в целях патриотического воспитания молодого поколения страны.

Так или иначе это способствует эффективному исполнению военнослужащими своих профессиональных задач по защите политических и экономических интересов Российской Федерации, укреплению обороноспособности, развитию человеческого капитала, формированию образа военнослужащих, являющихся примером для молодежи и гордостью нашего населения.

Беседовал Олег Фаличев

Опубликовано в выпуске № 18 (731) за 15 мая 2018 года

 

 

Вниманию читателей «ВПК»

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц