Версия для печати

Корабль, перестрелявший всех

Конкурировать с «Красным Крымом» могли только японские крейсера
Сивков Константин

По огневой производительности наши «Червона Украина» и «Красный Крым» вполне соответствовали времени и существенно превосходили аналогичные по концепции корабли иностранных государств. Однако система управления огнем главного калибра на этих крейсерах была устаревшей.

«Червона Украина» и «Красный Крым» – наследие царского флота. Их заложили в 1913 году. Это были первые паротурбинные крейсера русского флота. Проект разрабатывался с учетом опыта Русско-японской войны и к началу Первой мировой полностью отвечал требованиям времени. Всего было заказано восемь таких кораблей: по четыре для Балтийского и Черноморского флотов. Однако спустить крейсера на воду императорская Россия не успела. После революции молодое Советское государство, сильно скованное в средствах, достроило только три из них, получивших новые имена: «Червона Украина», «Красный Крым» и «Красный Кавказ». Первые два были достроены по первоначальному проекту с незначительными изменениями. Третий был серьезно перепроектирован, чтобы приблизить его характеристики к требованиям середины XX века. Фактически это был новый корабль, тактико-технические характеристики которого радикально отличались от первоначального проекта («Черная метка «Красного Кавказа»).


Советский ВМФ не был одинок, используя корабли, созданные в соответствии со взглядами начала века. Многие флоты того времени имели в составе, например, линкоры – те же английские «Куин Элизабет» или германский додредноут «Шлезиен», принимавшие участие еще в Ютландском сражении. Крейсер «Эмден», хотя и был заложен в 1921-м и введен в боевой состав кригсмарине в 1925 году, остался по своей концепции кораблем Первой мировой. В британском флоте в изобилии имелись легкие крейсера тех времен – 22 единицы четырех типов. 10 подобных кораблей имели США – типа «Омаха», один из которых в конце войны передали в РККФ, и у нас он ходил под именем «Мурманск». 16 легких крейсеров времен Первой мировой насчитывал японский флот. Все они активно использовались в боевых действиях. Однако японцы отличились, в составе их флота во Вторую мировую оставались «герои» Русско-японской войны – броненосные крейсера, построенные еще в конце XIX века. Так что наличие таких кораблей в нашем флоте в количестве всего двух единиц говорит о том, что советский ВМФ к началу Второй мировой мог считаться одним из самых современных в мире.


Самые дальнобойные

 

По скорострельности орудий главного калибра наши крейсера существенно превосходили «иностранцев»

Что представляли собой «Червона Украина» (неофициально с любовью именовавшаяся «Червонка») и «Красный Крым»? Полное водоизмещение было примерно одинаковым у обоих – чуть более восьми тысяч тонн, что ставило их в ряд стандартных легких крейсеров того времени. Скорость хода после перевода на нефтяное отопление котлов к началу Великой Отечественной достигала 27–28 узлов – также в соответствии с подобными кораблями в других странах. Однако уже к 1944 году «Красный Крым» не мог развить более 22 узлов, что совершенно недостаточно для крейсера Второй мировой. Главный калибр этих крейсеров, конечно, мал – 130 миллиметров. У подобных кораблей других стран он составлял 152 миллиметра. Однако количество орудий было достаточно большим – 15. Правда, устаревшее палубно-казематное расположение позволяло вводить в бой на один борт не более восьми орудий. Но подобным недостатком страдали корабли и других стран. Так, немецкий «Эмден» мог ввести в действие на борт только шесть 152-мм орудий из восьми имевшихся. Для стрельбы орудия наших крейсеров могли использовать снаряды образца 1911 года весом около 40 килограммов, однако основными были снаряды образца 1928 года весом 33,5 килограмма. Разработанные в 1912 году инженерами Обуховского завода 130-мм орудия наших крейсеров с длиной ствола 55 калибров отличались большой дальностью стрельбы: снарядом образца 1911 года – 90 кабельтовых (16 км), а более легким снарядом образца 1928 года – до 138 кабельтовых (26 км). По этому показателю наши крейсера существенно превосходили своих иностранных «одноклассников» и современников по году постройки и концепции. Так, артиллерия главного калибра того же «Эмдена» имела максимальную дальность стрельбы всего 104 кабельтовых (около 19 км). «Червона Украина» и «Красный Крым» вполне могли состязаться даже с новейшими легкими крейсерами того времени. Например, немецкие корабли этого класса с трехорудийными 152-мм установками SKC/25 имели такую же максимальную дальность стрельбы. Вес бортового залпа нашего крейсера составлял 268 килограммов. У немецкого «Эмдена» – около 300, разница невелика. Однако по скорострельности орудий главного калибра наши крейсера существенно превосходили «иностранцев»: 10–12 выстрелов в минуту против 6–7. Соответственно минутная огневая производительность нашего крейсера (2680–3216 кг) была выше, чем у большинства подобных кораблей в других флотах. Германский «Эмден» с его 1800–2100 килограммов проигрывал по этому показателю почти в полтора раза, а новейший «Нюрнберг» (3150 кг) выступал на равных, но не более. Однако система управления огнем главного калибра «Червонки» и «Красного Крыма» была устаревшей, что существенно снижало боевые возможности. Впрочем, в ходе Великой Отечественной противостоять надводным кораблям противника не пришлось. Основные огневые задачи этих крейсеров заключались в поддержке действий войск на приморских направлениях нанесением ударов по наземным объектам, преимущественно площадным.


Бронирование корпуса кораблей вполне соответствовало требованиям времени. Основной броневой пояс составлял 76 миллиметров. Выше шло бронирование борта в 25 миллиметров. Суммарная толщина двух броневых палуб достигала 40 миллиметров. А например, «Нюрнберг» имел бортовой пояс максимум 50 миллиметров, суммарную толщину двух броневых палуб – 45 миллиметров. Слабым местом у нас было бронирование артиллерии. Толщина щитов палубных установок была всего 25 миллиметров. А у «Нюрнберга» – от 20 до 80, барбетов – 60 миллиметров. Однако у иностранных одногодков наших крейсеров бронирование было аналогичным или даже хуже. «Эмден» имел бортовой пояс 50 миллиметров, а защиту орудийных установок главного калибра – 20 миллиметров. У английских крейсеров типа «С» бортовая броня составляла 32–76, палубная – всего 25 миллиметров, столько же щиты у орудий. «Калькутта» вступила во Вторую мировую, вообще не имея бронирования палубных орудий главного калибра.


А торпеды не понадобились


ПВО «Червонки» и «Красного Крыма» к началу Великой Отечественной была представлена универсальной артиллерией калибра 100 миллиметров – шесть стволов в трех двухорудийных установках, четырьмя 45-мм одноствольными АУ и семью крупнокалиберными пулеметами (12,7 мм). ПВО коллективной зоны вполне соответствовала требованиям времени – новейшие германские крейсера имели по шесть – восемь 88-мм орудий. Но средства ПВО зоны самообороны были совершенно недостаточны. 45-мм полуавтоматические АУ могли обеспечить максимальный темп – 25–30 выстрелов в минуту. Тогда как 37-мм автоматы имели темп 150, а боевую скорострельность до 80–90. При этом зона поражения целей почти не отличалась. 12,7-мм пулеметы имели приемлемую скорострельность – до 250. Однако поражающее действие пули на воздушную цель было невелико и для уничтожения самолета противника требовалось большое количество попаданий. А 37-мм снаряд уничтожал цель сразу. Невелика была и зона поражения пулеметов: эффективная по дальности – до двух километров, а по высоте – до одного. Пикирующие бомбардировщики Ю-87 сбрасывали бомбы с 1–1,5 километра (чтобы оставался запас высоты для выхода из пике), горизонтальные и того больше. Против таких целей пулеметы были неэффективны – не хватало дальности стрельбы. Они были хороши против самолетов, применяющих стрелково-пушечное вооружение. Но такие самолеты серьезной угрозы для крейсера не представляли. Таким образом, при приемлемой мощи средств ПВО большой дальности корабли не имели достаточных средств ПВО зоны самообороны, что сказалось на судьбе «Червонки». Крейсер был потоплен 12 ноября 1941 года бомбами пикирующих бомбардировщиков Ю-87 на стоянке у Совторгфлотской пристани в Севастополе. В корабль попали две авиабомбы крупного калибра, еще три взорвались рядом, каждая нанесла корпусу повреждения, сопоставимые с подрывом на мине. В итоге крейсер затонул, погибли 70 членов экипажа.


ПВО «Красного Крыма» была существенно усилена в 1942 году. Дополнительные 10 зенитных автоматов 70-К калибра 37 миллиметров позволили довести возможности крейсера до требований того времени, по крайней мере до минимальных.
На кораблях имелось и развитое торпедное вооружение – четыре трехтрубных 450-мм на «Червонке» и два трехтрубных 533-мм на «Красном Крыме». Но в ходе боевых действий их ни разу не использовали, как, впрочем, и с подобных кораблей других стран.


В годы Великой Отечественной «Червона Украина» и «Красный Крым» были, наверное, самыми «востребованными» из всех крейсеров РККФ. До момента своей гибели «Червонка» совершила 17 выходов для решения различных задач, в том числе обеспечения минных постановок, переброски личного состава на изолированные плацдармы (в Одессу), эвакуации с них мирного населения и войск, а также огневую поддержку боевых действий на приморском направлении. Последняя задача для «Червонки» была главной. Точных данных не имеется, однако можно оценить по показателям отдельных эпизодов, что до момента своей гибели крейсер мог выпустить до 500 снарядов – около 20 процентов боекомплекта.

 

За годы войны «Красный Крым» выпустил по врагу больше снарядов главного калибра, чем любой другой, – 3156

«Красный Крым» прошел всю войну и 23 марта 1945 года был переведен в разряд учебных кораблей. Всего за годы Великой Отечественной он совершил более 90 выходов для решения различных задач – больше, чем любой другой его «одноклассник» в Советском ВМФ. Привлекался для решения самых разных задач, притом что новые крейсера нашего флота (типа «Киров») берегли. Немудрено, что при такой интенсивности использования корабль потерял в максимальной скорости. За годы войны он выпустил по противнику больше снарядов главного калибра, чем любой другой в этом классе: 3156 или около 1,2 боекомплекта. «Красный Крым» участвовал во всех мало-мальски значимых операциях наших Вооруженных Сил на причерноморских направлениях.


В целом можно констатировать, что в сравнении с кораблями такого класса других стран наши крейсера «Красный Крым» и «Червона Украина» были самыми активными. Конкуренцию им могли составить разве что японские крейсера, действовавшие на Тихом океане. Но там была совсем другая война – океанская. Более активное использование в ней корабельных сил вполне естественно.

Константин Сивков, член-корреспондент РАРАН, доктор военных наук

 

 

Вниманию читателей «ВПК»

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц