Версия для печати

Как авиаснаряд через ствол «Шермана» М4А2 убил нашего танкиста

Трагедия с «никакой» вероятностью
Кустов Максим

Как только не погибали танкисты в боях – горели в танках, взрывались, когда «рванет боекомплект», погибали, успев покинуть горящий  танк, от  огня противника. Но бывали и совершенно невероятные причины их смертей.

Одно из таких трагических происшествий описал Герой Советского Союза Дмитрий Лоза. Случилось это в  начале октября 1944 года,  в северной Трансильвании с одним из его  товарищей, боевым офицером – танкистом, которого  уважали те, с кем вместе он воевал.
Командир танковой роты старший лейтенант Александр Кучма решил в момент затишья послушать радио в танке, послушать и записать последние известия. Затем он собирался пересказать новости личному составу своей роты, как обычно делал.  Новости тогда  звучали в эфире для Красной Армии хорошие, было чем танкистов порадовать.


В «Шерманах» М4А2, танкисты называли свои машины «Эмча», от обозначения М4, радиостанция находилась в нише задней части башни. Старший лейтенант приподнял ствол пушки и опустил гильзоулавливатель. Так ему было удобнее слушать и писать. Спиной Алесандр Кучма прислонился к казеннику орудия.


Вместе с ним в машине находился радист Николай Шевцов. Он – то  и рассказал потом о случившемся. Запомнил радист вспышку и свист осколков. У него была ранена левая рука.


Кучма медленно сползал вниз, радист подхватил истекающего кровью офицера. Другие танкисты из этого экипажа в это время прятались под своей машиной от огня атаковавшего расположение танкистов немецкого истребителя. На крики Шевцова прибежали сослуживцы. Старшего лейтенанта Кучму еще живого, но потерявшего сознание извлекли из «Шермана» и уложили на брезент. Подоспевшие медики оказывали раненым первую помощь.


А танкисты пытались понять – что же произошло? На днище боевого отделения обнаружили  донную часть 20-мм снаряда авиапушки. А как он мог попасть в башню танка? Люк командирской башенки был открыт. Может быть, так и попал авиаснаряд в башню? Через открытый люк,  как же еще это могло случиться?


Но входное отверстие у офицера было между лопатками, выходное – в нижней части груди.  Раз так,  траектория полета у немецкого аииаснаряда была наклонно-горизонтальная. Если бы он прошел через открытый люк командирской башенки, то траектория была бы почти вертикальной. Следовательно, открытый люк был в этом случае ни при чем.


Скончался Александр Кучма – в госпиталь его отправить не успели. После ранения он не прожил и 20 минут. Танкисты продолжали осматривать «Шерман», чтобы выяснить причину гибели своего боевого товарища. На внешних и внутренних стенках башни не удалось найти никаких признаков попадания авиаснаряда. Не было никакого зазора между башней и корпусом танка, чтобы снаряд мог пролететь.
Наконец начальник артснабжения батальона старший лейтенант Иван Корчак сумел  найти причину трагедии. Он обнаружил  в стволе танкового  орудия следы ведущего медного пояска немецкого снаряда на нарезах пушки «Шермана».


Носовая часть американского  танка была немного выше,  чем кормовая. Кучма приподнял ствол орудия и дульный срез его смотрел вверх. У танкистов существовало  правило -  если танк находится на боевой позиции, то непременно надо открыть  затвор  орудия. 
И открытый, как было положено, вертикально-клиновой орудийный затвор стал вторым слагаемым гибели офицера, вдобавок к задранному вверх стволу. Снаряд прошел через ствол (76-мм) и попал в танкиста… 


Дмитрий Лоза писал: «Какова вероятность попадания снаряда, выпущенного из летящего самолета в круг диаметром семь с половиной сантиметров? Правильно — никакой». Но снаряд все же попал в ствол танкового орудия, трагедия с «никакой» вероятностью произошла и стоила жизни храброму офицеру Александру Кучме, не раз уцелевшему в тяжелых боях…


Максим Кустов

 

 

Аватар пользователя Длинный нос
Длинный нос
09 июля 2018
Что только совки не вытворяли. Портили превосходные американские самолёты и автомобили неправильным маслом и топливом, пили бензин, воровали детали.
Аватар пользователя Длинный нос
Длинный нос
09 июля 2018
Что только совки не вытворяли. Портили превосходные американские самолёты и автомобили неправильным маслом и топливом, пили бензин, воровали детали.

 

 

Вниманию читателей «ВПК»

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц