Версия для печати

Дымок эпохи — часть I

Царские офицеры ушли с «Триумфом»
Чуприн Константин

При безусловном вреде, наносимом табакокурением, в культурологическом плане оно атрибут стиля жизни, в том числе армейской. Тривиальное «Курите?» при предложении папиросы или сигареты человеком в форме говорило не только о его соответствующих предпочтениях, но и в известном смысле о личном общественном позиционировании, принадлежности к особой профессиональной среде.

Первостепенную роль здесь играли фирменная марка, упаковка (для дорогих сортов непременно картонная), а еще лучше – портсигар.

Этот момент хорошо понимали табачные короли еще в царской России. Например, ростовская фабрика Кушнарева освоила выпуск папирос, которые так и назывались – «Военныя». В ходу были и другие «родственные» марки разных производителей: «Боевыя», «Гусарскiя» (не путать с одноименным современным изделием), «Парадныя». Впрочем, среди господ офицеров пользовались популярностью известные по всей империи престижные папиросы «Трiумфъ» фабрики «С. Габай» (впоследствии «Ява»), «Tурецкiя» («А. Н. Богданов и Ко») и «Ира» («Дукатъ»).

Даму в мехах на пачке «Красной звезды» сменил разведчик с ППШ

В советской России «военно-табачный» стиль стал еще более разнообразным. Причем названиям и самому оформлению папиросных пачек или коробок придавалось известное пропагандистское значение. Так, популярные папиросы «Наша марка» Донской государственной табачной фабрики выпускались в 20-е годы в роскошной картонной коробочке, подчеркивающей их востребованность всеми слоями дымящего населения. На ней красовались очень точно изображенные не только нэпман с нэпманшей, крестьянин, рабочий, спец из дореволюционных кадров и совслужащая, но и подтянутый командир полка РККА. В 30-е «Наша марка» производилась уже в гораздо более скромной упаковке, без всяких нэпманов и ранее присутствовавшего напоминания, что Донская ГТФ – бывшая фабрика Б. Асмолова. Но среди комсостава Красной армии и РККФ эти папиросы по-прежнему пользовалась широчайшим признанием.

Любопытна в данном плане эволюция оформления ленинградских папирос «Красная звезда», это была тоже распространенная среди военнослужащих (и не только) дешевая марка. До войны на пачке был изображен мотоцикл с красноармейцем в шинели и буденовке, перевозящий в коляске-«лодочке» даму в мехах. А после 1942 года «папиросный» мотоцикл стал совершенно конкретного типа – М-72, на котором мчались войсковые разведчики в шлемах СШ-40, вооруженные ППШ.

Кроме «Красной звезды», производились папиросы «Красноармеец» и «Краснофлотские», ставшие с заменой звания краснофлотец на матрос просто «Флотскими». И даже «Артиллерийские» (фабрика «Ява»), кстати, дорогие. На их картонной коробочке рельефно, золотом с черным на розовом фоне была выделена внушительная 280-мм мортира образца 1939 года. Бр-5 – довольно редкое в Красной армии орудие Резерва Верховного главного командования.

Окончание читайте в следующем номере.

Константин Чуприн,
ведущий рубрики

Опубликовано в выпуске № 30 (743) за 7 августа 2018 года

 

 

Вниманию читателей «ВПК»

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц