Версия для печати

Артиллеристы-подводники

«Народоволец» и «Спартаковец» сражались до Победы
Сивков Константин

«Декабристы» – первенцы советского подводного кораблестроения – активно действовали всю войну. Из четырех лодок погибли две. Но по результативности «Декабристы» были не на высоте. За всю войну ими потоплено два относительно крупных транспорта торпедами и одно малое судно.

История «Декабристов» начинается в 1926 году. Общее проектирование осуществлялось техническим бюро № 4 Балтийского завода под руководством Бориса Малинина. Исходно эти подводные лодки разрабатывались под условия боевого применения на Балтийском МТВД. В дальнейшем было признано, что их тактико-технические данные удовлетворяют и Черноморскому театру военных действий.

Официальная закладка трех подводных лодок первой серии – «Декабрист», «Народоволец» и «Красногвардеец» состоялась на Балтийском заводе 5 марта 1927-го. Они предназначались для Балтийского флота. Подлодки для черноморцев были заложены на Николаевском судостроительном заводе 14 апреля того же года. Они получили имена «Революционер», «Спартаковец» и «Якобинец». Первые две лодки этого типа – «Декабрист» и «Революционер» вступили в строй соответственно в ноябре и декабре 1930 года. Остальные – летом и осенью 1931-го. Таким образом общее время постройки всей серии составило около 55 месяцев, а с момента начала проектирования – около шести лет.

Размеры подводных лодок позволяли перевозить большие объемы грузов: 80 тонн жидкого топлива или до 100 человек личного состава

Главное вооружение «Декабристов» – естественно, торпедное, восемь ТА – шесть носовых и два кормовых. Калибр 533 миллиметра в советском флоте был использован для подводных лодок впервые – до этого применялись торпедные аппараты 450 миллиметров. Это позволило вывести торпедное вооружение наших подлодок на уровень мировых стандартов. Боекомплект включал 14 единиц. В качестве основной торпеды была принята новейшая на тот момент модель 53-27 (533 мм 1927 года). Она имела максимальную скорость хода 45 узлов при дальности 3700 метров. Боевая часть несла 265 килограммов взрывчатки. Однако к моменту постройки подводных лодок этих торпед в нашем флоте в достаточном количестве еще не имелось. В этой связи в ходе боевой подготовки использовались старые 450-мм. Для их применения в штатные ТА «Декабристов» вставлялись вкладыши, соответствовавшие меньшему калибру. В дальнейшем по мере насыщения нашего ВМФ новыми торпедами необходимость в это отпала.

Подводное оружие совершенствовалось, и со временем «Декабристы» получили парогазовые торпеды 53-38, 53-38У и 53-39, а также электрические ЭТ-80.

Вспомогательное вооружение «Декабриста» первоначально включало 102-мм АУ Б-2, подобную тем, которые были установлены на эсминцах типа «Новик» («Ленин» – на Балтике, «Сталин» – на Тихом океане»). При длине ствола 45 калибров эти орудия обеспечивали стрельбу на дистанцию около 90 кабельтовых снарядом весом около 18 килограммов. Для задач ПВО на подводной лодке была установлена 45-мм АУ 21-К. Боекомплект составлял для главного калибра – 120 снарядов, для 45-мм пушки – 500. Оба орудия первоначально размещались на рубке.

Наблюдение и связь в подводном положении обеспечивались двумя перископами – командирским и ночным зенитным, а также приборами звукоподводной связи «Сириус». Для поиска противника в подводном положении лодка имела шумопеленгатор «Марс-16». Радиостанция обеспечивала гарантированную связь на дальности до 200 миль, но только в надводном положении «Декабриста».

Водоизмещение в надводном положении составляло 938 тонн, а в подводном – 1360. На этом основании корабли были отнесены к классу больших ПЛ. Максимальная скорость хода в надводном положении – 14 узлов. Предельная дальность плавания при этом составляла около 2500 миль. Экономическая надводная – около девяти узлов – обеспечивала дальность плавания до 8900 миль. Такой же была наибольшая подводная скорость. Но на девяти узлах лодка могла идти всего около двух часов, то есть 17 миль. Экономическая подводная скорость составляла 2,9 узла. В этом случае ресурса хватало на 158 миль. То есть непрерывное время боевых действий в подводном положении – около двух суток. Если учесть, что подзарядка аккумуляторной батареи должна была осуществляться вне района боевых действий, то время на позиции могло составлять в пределах полутора суток. Предельная глубина погружения – 90 метров, а рабочая – 75. Если учесть, что гидрологические неоднородности (подводный звуковой канал и слой скачка) распространены от 20 до 50–100 метров, можно сделать вывод о том, что «Декабрист» мог, маневрируя глубиной, использовать это для повышения дальности обнаружения противника в подводном положении или наоборот – для ухода от преследования его противолодочных сил. Но в ту пору, к сожалению, наши подводники не имели технических средств выявления распределения скорости звука по глубине. Тем не менее, опираясь на опыт, могли успешно отрываться от преследования противолодочных кораблей и катеров немцев.

Важная характеристика любой подводной лодки – минимальное время погружения из крейсерского и позиционного положения. У «Декабристов» оно составляло соответственно 90 и 30 секунд. Для своего времени это были вполне удовлетворительные показатели.

«Якобинец» к началу войны находился в капитальном ремонте и был взорван при оставлении Севастополя

Сравнение «Декабриста» с современными ему итальянскими лодками типа «Джованни Боузан» (водоизмещение: 860 тонн – надводное и 1038 – подводное) и «Фрателли Бандиера» (соответственно 850 и 1100 тонн) показывает, что наша подводная лодка по вооружению, дальности плавания и глубине погружения находилась на уровне высших достижений мирового кораблестроения. Однако она уступала «итальянцам» в максимальной скорости хода – они имели около 18 узлов против наших 14. Это был существенный недостаток: в условиях неразвитости противолодочных сил обгон в надводном положении обнаруженной цели для выхода в позицию атаки был вполне приемлемым способом действий.

В 1933–1934 годах, когда в нашем флоте для подводных лодок были введены буквенно-цифровые обозначения, их получили и «Декабристы». Головной корабль стал Д-1, «Народоволец» – Д-2, «Красногвардеец» – Д-3, «Революционер» – Д-4, «Спартаковец» – Д-5 и «Якобинец» – Д-6. Однако в повседневной жизни и даже порой в боевых документах продолжали фигурировать и первоначальные имена.

В 1936–1941 годах все сохранившиеся пять подводных лодок типа «Декабрист» прошли капитальный ремонт и модернизацию. Они получили новое орудие главного калибра – 100-мм АУ Б-24 ПЛ, которая была перенесена на палубу. Несколько были изменены форма и размеры рубки. 45-мм АУ осталась на ней. Замена орудия обусловлена тем, что скорострельность АУ Б-2 признали недостаточной – она составляла всего четыре – шесть выстрелов в минуту. Кроме того, военные посчитали необходимым повысить дальность стрельбы лодочного орудия (новое имело дальность до 120 кабельтовых). Были также установлены более совершенные РЭС.

К началу войны в строю оставалось пять «Декабристов». Д-1 была переведена на Северный флот и 13 ноября 1940 года погибла в ходе испытаний после ремонта при глубоководном погружении. Предполагается, что она опустилась ниже 120 метров, что привело к разрушению прочного корпуса. Д-2 служила на Балтике, Д-3 – на Севере, а остальные (Д-4, Д-5 и Д-6) – на Черном море.

Д-2 («Народоволец») благополучно пережила войну. Она совершила четыре похода (70 суток, коэффициент боевого использования – 0,05), выполнила 12 атак, из которых две были успешными (по документам СССР и Германии): потоплен транспорт «Джекоб Фритцен» водоизмещением 4090 тонн и поврежден торпедой паром «Дойчланд».

Североморский Д-3 «Красногвардеец» погиб после 10 июня 1942 года, предположительно подорвавшись на мине. Эта лодка действовала намного активнее – восемь боевых походов общей продолжительностью 138 суток. Выполнила также 12 атак. Однако по сверенным советско-германским данным, все они оказались безрезультатными.

Черноморские «Декабристы», помимо действий на коммуникациях противника, активно привлекались к решению транспортных задач в интересах снабжения войск на изолированных плацдармах. Благо, размеры подводных лодок позволяли перевозить относительно большие объемы – 80 тонн жидкого топлива, или до 60 тонн сухих грузов, или до 100 человек личного состава. Д-4 «Революционер» погиб 11 ноября 1943-го во время транспортного рейса в Севастополь, атакованный итальянским торпедными катерами. Всего он совершил двенадцать боевых и шесть транспортных походов общей продолжительностью 227 суток. Выполнил восемь атак, из которых одна оказалась успешной: потоплен болгарский транспорт «Варна» водоизмещением 2441 тонна. Д-5 «Спартаковец» – вторая подводная лодка типа «Декабрист», встретившая победу и единственная этого типа на Черном море. Она совершила тринадцать боевых и три транспортных похода общей продолжительностью 128 суток. За всю войну ей только один раз довелось применить торпедное оружие, но атака оказалась безрезультатной. Правда, помогла артиллерия – огнем 100-мм орудия она потопила судно водоизмещением около 50 тонн.

Д-6 («Якобинец») к началу войны находилась на капитальном ремонте в Севастополе и была взорвана личным составом при оставлении города.

«Революционер» и «Спартаковец» активно привлекались к огневой поддержке приморского фланга армии, нанося артиллерийские удары по наземным целям.

Константин Сивков,
заместитель президента РАРАН по информационной политике, доктор военных наук

#Борис Михайлович Малинин

Опубликовано в выпуске № 34 (747) за 4 сентября 2018 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
Loading...