Версия для печати

Наполеон, встать в строй — часть I

Для настоящего коллекционера главное – мундир
Лебедев Сергей
Коллаж Андрея Седых

Еще два века назад оловянные солдатики были весьма примитивны. Отливались в основном плоские модели. Окрашивались просто, нередко в один цвет.

Тогда это было оправданно, так как солдатики изготавливались на фабриках поточным методом и относились к массовому товару. Лишь в 50–60-е годы в продаже стали появляться объемные оловянные солдатики, которые отливались в металле под давлением в специально изготовленных формах. А прежде скульптор должен был изготовить модель-образец. И судя по солдатикам британской фирмы Hinchliffe в масштабе 1/32 (54 мм), скульпторы не всегда были на высоте.

Сегодня уровень отливок из «белого металла» (сплава, в состав которого входит и олово) на порядок выше. Яркий пример – продукция из Екатеринбурга. Детализация лиц, амуниции, мундиров потрясающая. Правда, если купить это чудо и поставить на полку, фигурка так и останется безымянным солдатиком. Безликим, серым и неинтересным. Свершить чудо перевоплощения должны краски. Уточню: акриловые. Именно они плюс терпение и склонность к художественному творчеству позволят увидеть на книжной полке драгуна Петра I или наполеоновского кирасира.

Отними у военных мундир – и не найдется ни одного человека, который захотел бы стать солдатом, считал персонаж Эриха Марии Ремарка

Вообще-то «красить» у нас любят. Умельцы покупали, к примеру, некоторые номера журнальной серии оловянных солдатиков Eaglemoss (Джи Фабрри). Отмывали неряшливо окрашенные фигурки и доводили их до «исторического» ума.

Если у вас нет этих навыков, но вы любите военную историю и очень хочется заняться коллекционированием оловянных модельных солдатиков, особенно в реалистичной окраске армий XVIII или XIX веков, придется раскошелиться. Цена расцвеченной настоящим художником фигурки повышается в разы.

Приближаемся к серьезному взрослому коллекционированию оловянных солдатиков. Люди, занимающиеся этим всерьез, даже при отсутствии творческого таланта, но при наличии средств, обычно на «ты» с таким сложным предметом, как армейская униформа. Особенно XVIII века и эпохи наполеоновских войн. Эта тема очень популярна. Вместе с тем сложна и весьма объемна. Ведь красочное многообразие униформы при вроде бы единообразном для непосвященных покрое ставила молодых людей в строй еще три века назад.

Наступление полков Карла XII под Полтавой шведский историк Петер Энглунд описывал так: «Строй шведской пехоты с его яркими, насыщенными красками представлял собой впечатляющее зрелище. Вам может показаться надуманным сравнение боевого порядка с произведением искусства, однако в начале XVIII века он действительно напоминал балет – как по своей пластике, так и по драматизму». Говоря о том, что «так претворялись в жизнь аристократические мечтания о хорошей, благородной войне», исследователь тем не менее справедливо отмечает, что «шелк знамен заляпывался ошметками мозгов и плоти, а красивые форменные штаны пропитывались кровью и испражнениями».

Но это о реалиях войны, какой бы красивой ни была форма. Другие связанные с ней реалии того времени в том, что разнообразие красок несло свою смысловую нагрузку. Вплоть до появления на поле боя неприметного цвета хаки, чему поспособствовал технический прогресс.

Окончание читайте в следующем номере.

Опубликовано в выпуске № 35 (748) за 11 сентября 2018 года

 

 

Вниманию читателей «ВПК»

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц