Версия для печати

Русская «Мертвая петля»

105 лет назад поручик Петр Нестеров положил начало высшему пилотажу

Это произошло 27 августа (9 сентября) 1913 года над Сырецким аэродромом в Киеве. Летчик управлял самолётом «Ньюпор-4» с двигателем «Гном» в 70 лошадиных сил.

 

Читаем протокол, составленный специальной комиссией в составе подполковника Борескова, командира 3-й авиационной роты (в ней проходил службу Нестеров), военных летчиков штабс-капитана Орлова, спортивного комиссара Императорского Всероссийского аэроклуба при Киевском обществе воздухоплавания (КОВ), и поручика Есипова: «27 Августа 1913 г., в шесть часов десять минут вечера поручик Нестеров, поднявшись на ньюпоре на высоту 1000 метров, остановив мотор, начал планировать почти вертикально вниз. На высоте 600-800 метров от поверхности земли летчик включил мотор, выровнял рулем глубины аэроплан, поставил его носом кверху, повернул на спину и, опять переведя в вертикальное положение носом вниз и замкнув таким образом кривую в вертикальной плоскости, выключил мотор и нормальным планирующим спуском аттерировал на стартовой площадке того же Сырецкого военного аэродрома. Весь поворот в вертикальной плоскости проведен без перегибов плавной кривой в течение 6-8 секунд».

 

А вот что рассказал сам Нестеров о причинах, подвигнувших его на эту в полном смысле слова исторически значимую инициативу, и подробностях ее осуществления в статье, опубликованной в газете «Русский инвалид» несколько месяцев спустя: «Мысль о полётах вниз головой у меня возникла уже давно. Меня всегда смущало и ставило в тупик, почему птица не боится никаких положений в воздухе, свободно наклоняется, кувыркается, опрокидывается, а аэроплан, эта искусственная птица, старается, наоборот, все время сохранить одно и то же положение.

 

В то же время я видел, что авиаторы совершенно не стараются воспользоваться центробежной силой. У меня не было серьёзной теоретической подготовки для выполнения траектории (пути) мёртвой петли. Но я этим не смутился и решил с теми познаниями механики и высшей математики, которые я приобрел в Михайловском артиллерийском училище, рассчитать тот наименьший радиус мёртвой петли, при котором отталкивающая вверх центробежная сила сумеет уравновесить силу тяжести самого аппарата и находящегося в нем летчика.

 

Расчет этот осложнялся благодаря целому ряду сложных теоретических выкладок. Для упрощения этого расчета я сделал целый ряд упрощений, и притом в невыгодную для меня сторону. После продолжительных расчетов я нашел, что мертвую петлю вполне безопасно можно описать по кругу радиусом в 25–30 метров... Все время я жил и мыслил только одной своей мертвой петлей... Я решил, во что бы то ни стало осуществить свое желание. Не скрою, что перед этим полетом я до того волновался, что даже осенил себя крестным знамением.

 

Наконец, я сел в аппарат, поднялся, достиг высоты около 1000 м и ринулся вниз. Я не испытывал никакого ощущения при этой петле. В эти несколько секунд, во время которых я описывал петлю, я был все время занят исключительно управлением аппарата и стремился сохранять необходимую высоту, чтобы в случае неудачного исхода моей попытки оказаться в состоянии выправить аппарат и благополучно опуститься вниз...»

Перед этим полетом я до того волновался, что даже осенил себя крестным знамением

 

В заключение - коротко о жизни и героической гибели Петра Николаевича Нестерова. Родился в Нижнем Новгороде 15 (27) февраля 1887 года. В 1904-м в числе шести лучших выпускников Нижегородского кадетского корпуса направлен в Михайловское артиллерийское училище. В 1906 году, отлично выдержав выпускные экзамены, произведён в подпоручики. Служил во Владивостоке, где лично разработал правила корректирования артиллерийской стрельбы из аэростата. В 1912-м сдал экзамены на звания пилота-авиатора и военного лётчика и в сентябре того же года совершил первый самостоятельный полёт. В 1913 году — окончил курс авиационного отдела Офицерской воздухоплавательной школы в Гатчине и был назначен в авиационный отряд, формировавшийся в Киеве, с прикомандированием к 7-й воздухоплавательной роте, а в июне переведён в 11-й корпусный отряд 3-й авиационной роты. Вскоре стал командиром отряда. 31 августа (13 сентября) произведён в штабс-капитаны.

 

С началом Первой мировой войны - на Юго-Западном фронте, осуществлял воздушную разведку, выполнил одну из первых в России бомбардировок приспособленными для этого артиллерийскими снарядами. Бомбометание было проведено лётчиком так эффективно, что австрийское командование пообещало крупную денежную награду тому, кто собьёт аэроплан Нестерова.

 

Выполняя боевые задания, совершил 28 полетов. Погиб 8 сентября (26 августа по старому стилю) 1914 года около городка Жолква (ныне Львовская область, Украина), протаранив вражеский самолёт, в котором находились летчик Франц Малина и наблюдатель барон Фридрих фон Розенталь, отслеживавшие передвижения русских войск. Тяжёлый «Альбатрос» летел на высоте, недосягаемой для выстрелов с земли. Нестеров пошёл ему наперерез на лёгком быстроходном «Моране». Австрийцы пытались уйти от столкновения, но русский пилот настиг их...

 

Посмертно награжден орденом Святого Георгия 4-й степени.

 

В 1962 году Международная авиационная федерация учредила переходящий приз для победителя первенства мира по высшему пилотажу - кубок имени Петра  Нестерова. С 1994-го в России существует государственная награда - медаль Нестерова. В честь Петра Николаевича названы улицы в ряде городов бывшего СССР.

 

 

 

Вниманию читателей «ВПК»

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц