Версия для печати

«Сталинец» немецкой закваски

Подлодки, спроектированные для СССР, оказались самыми результативными и у нас, и в Германии
Сивков Константин

Лучшими советскими средними подводными лодками Великой Отечественной были «Сталинцы». В их создание основной вклад внесли бывшие (и будущие) противники – немцы.

В 1932 году группа наших специалистов-подводников прибыла в Гаагу, где размещалась проектно-конструкторская фирма IVS. Директорствовал в ней бывший немецкий подводник Блюм, а техническим руководителем был конструктор германских субмарин доктор Техель. Фирма принадлежала известному немецкому машиностроительному концерну «Дешимаг». По Версальскому мирному договору Германия не имела права создавать подводный флот. Однако немецкие конструкторы нашли выход – их фирмы, занятые проектированием подлодок, регистрировались и размещались в других странах.

Голландская IVS привлекла внимание советского правительства и командования ВМФ положительным опытом разработок для испанского, финского, японского флотов. Наших специалистов-подводников более всего заинтересовала модель под шифром Е-1, спроектированная для Мадрида. Мы в этой сделке рассчитывали получить новые технологии подводного судостроения, а немцы – дополнительные средства для разработки новых субмарин.

Немецкая лодка несла менее мощное вооружение, но выдерживала вдвое большую предельную глубину погружения

Новый проект, получивший шифр Е-2, был создан в течение 1933 года. По сравнению со «Щуками» (https://www.vpk-news.ru/articles/45193) это качественный скачок – намного лучшая обитаемость обеспечивалась просторными отсеками и рациональным размещением механизмов. Скорость надводного хода была просто огромной, что достигалось установкой двух мощных германских дизелей фирмы MAN по две тысячи лошадиных сил каждый.

В начале 1934-го проект был принят к закладке для советского ВМФ большой серии кораблей. Ему присвоили номер IX, а буквенное обозначение первоначально Н (немецкая), а затем С (средняя, которое затем постепенно превратилось в «Сталинец» сообразно моде называть образцы боевой техники в честь руководителей государства и партии).

По исходному проекту построили три лодки – от С-1 до С-3. В дальнейшем было принято решение перейти на комплектацию исключительно отечественными механизмами. Прежде всего германские MAN заменили на советские дизели Д1. Мощность осталась прежней, как и надводные скоростные характеристики. Было снято ограждение орудия главного калибра. Модификацию отнесли к серии IX-бис.

Немцы на базе Е-2, то есть нашего «Сталинца», спроектировали подводную лодку тип VII. Она стала самой массовой из когда-либо производившихся в мире.

Интересно сравнить тактико-технические данные этих подводных лодок. Полное надводное водоизмещение «Сталинца» – около 840 тонн, «немки» – в пределах 750–770 для самых массовых модификаций. Подводное водоизмещение у нашей – около 1080 тонн, у немецкой – 1040–1070. Максимальная скорость надводного хода – 19 и 17 узлов соответственно, экономическая – около 10 у обеих. Одинакова и дальность хода на такой скорости – примерно 8500 миль. Под водой наша «эска» развивала максимально около 10 узлов, а «семерка» – только восемь. Но экономический подводный ход у «немки» был четыре узла против трех у нашей. Здесь «Сталинцы» имели явное преимущество по дальности подводного хода – около 150 миль против 90. Но проигрывали по рабочей и предельной глубине погружения – соответственно 80 и 100 метров против 100 и 200.

У «эски» более мощное торпедное и основное артиллерийское вооружение: шесть ТА (четыре носовых, два кормовых) против пяти (четыре носовых, один кормовой) и 100-мм орудие против 88-мм, превосходившее немецкую АУ более чем в полтора раза и по максимальной дальности стрельбы, и по весу снаряда. Хотя боекомплект торпед у «семерки» больше: 14 против 12. Плюс немецкая субмарина показывала лучшую скорость погружения – 50 секунд из крейсерского положения против 60–68 у нашей.

«Эска», рассчитанная для действий в мелководных, прилегающих к советскому побережью морях, имела меньшую глубину погружения, но более мощное вооружение с учетом более плотной противолодочной обороны противника. «Семерка», создававшаяся для океанской зоны, несла менее мощное вооружение, но выдерживала вдвое большую предельную глубину погружения и вмещала больший запас торпед.

Подводных лодок серии IX-бис было заложено 45 корпусов. К началу Великой Отечественной в строю насчитывалось 14. Еще 15 были введены в ходе войны, а девять – после ее окончания. К июню 1941-го наш флот располагал 32 «Сталинцами».

Все три подводные лодки IX серии служили на Балтике. С-2 погибла в ходе Советско-финляндской войны. С-1 и С-3 встретили Великую Отечественную, находясь в капитальном ремонте в Лиепае. С-1 была взорвана личным составом при приближении противника, а С-3, не имея возможности погружаться, попыталась прорваться в Усть-Двинск, двигаясь в надводном положении, но была обнаружена двумя торпедными катерами противника, вступила с ними в бой и погибла. Из 29 подлодок серии IX-бис 12 воевали на Северном флоте, 10 – на Балтике, четыре – на Черном море, две – в составе ТОФ и одна – в ККФ. 13 погибли: две – на Севере, девять – на Балтике, две – на Черном море. Таким образом, наибольшие потери – 90 процентов кораблей этого типа – понес Балтфлот. Черноморские «эски» недосчитались половины состава. Наименьшие потери на Северном флоте – менее 17 процентов.

За годы войны «Сталинцы» потопили на Северном флоте 12 транспортов и боевых кораблей, вывели из строя два. Балтийские «эски» уничтожили девять транспортов и боевых кораблей немцев и их союзников, серьезно повредив торпедами четыре. Еще два небольших транспорта записала на свой счет артиллерия балтийских «Сталинцев». На Черном море результативность оказалась существенно ниже: самоходная баржа и два десантных корабля. Еще один потоплен артиллерией. Повреждены торпедами противолодочный и десантный корабли.

За годы войны лодки этого типа потопили 27 целей, еще восемь повредили. Итого – 2,7 транспорта и боевых корабля противника на погибшую подлодку. Это один из лучших результатов, приближающийся к показателям кригсмарине: 4,41 транспорта и боевых корабля противника на одну немецкую потопленную субмарину. Но надо заметить, что наши подводники действовали в неизмеримо более сложных условиях, чем немцы, особенно в первый период Второй мировой. И если учесть, что тактико-технические данные наших «Сталинцев» примерно равны немецкой «семерке», надо признать – выучка наших моряков не только не уступала немецкой, но в чем-то и превосходила.

На этих «эсках» служили такие знаменитые подводники, как Григорий Щедрин и Александр Маринеско, который за один поход смог потопить два крупнейших немецких транспорта, действовавших на Балтике: 30 января на дно после попадания трех торпед ушел «Вильгельм Густлофф» водоизмещением более 25 тысяч тонн, а 10 февраля был потоплен «Генерал Штойбен» (около 15 тысяч тонн). Маринеско по потопленному тоннажу является самым результативным подводником советского флота времен войны.

Константин Сивков,
доктор военных наук

Опубликовано в выпуске № 38 (751) за 2 октября 2018 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
Loading...