Версия для печати

«Минога», выросшая в «Акулу»

110 лет назад спущена на воду первая в мире дизель-электрическая подлодка
Кулинченко Вадим

20 сентября на Адмиралтейских верфях с помпой спустили на воду ДЭПЛ «Кронштадт» проекта 677 («Куда пойдет «Кронштадт»). Об этом событии сообщили все ведущие телеканалы страны. Но никто и словом не обмолвился о том, что 110 лет назад, 11 октября 1908 года, здесь же, в Петербурге со стапелей Балтийского завода была спущена прародительница «Кронштадта» – дизель-электрическая подлодка «Минога», первая не только в России, но и в мире. Этот проект открыл новую эру в подводном кораблестроении. На смену бензиновым моторам пришли дизели.

Превосходство русских подлодок над иностранными было очевидно, но чиновники предпочитали закупать иностранные образцы

Сравнение «Миноги» с современными дизель-электрическими субмаринами позволяет судить о том, как далеко шагнула отрасль. Даже ее подводное в 152 тонны водоизмещение не идет ни в какое сравнение с ДЭПЛ шифра «Лада» (1765 тонн), а о вооружении и бытовых условиях для подводников и говорить не приходится. Одно их роднит, что строились долго. Но у «Миноги» есть оправдание – она была головной ПЛ проекта, а у затянувшихся сроков спуска «Кронштадта» другие причины.

Проект «Миноги» корабельный инженер Иван Бубнов и капитан второго ранга Михаил Беклемишев создали в конце Русско-японской войны. Конструкторы пошли по пути совершенствования ПЛ типа «Касатка» с увеличением скорости хода под водой до 18 узлов при дальности плавания в надводном положении до пяти тысяч миль и 32 мили – в подводном. Предусматривалась установка трубчатого ТА в носовой части и шести торпедных аппаратов системы Джевецкого в вырезах надстройки.

20 сентября 1905 года проект рассмотрели и одобрили в Морском техническом комитете. Балтийский завод взял подряд на строительство. По окончании выделки рабочих чертежей 6 сентября 1906-го состоялась закладка корабля на стапеле. Постройка ПЛ велась при непосредственном руководстве Ивана Бубнова. Два дизеля для нее были сделаны в Петербурге на заводе Нобеля, где к тому времени накопился большой опыт постройки таких моторов.

23 октября 1908 года «Минога» в первый раз вышла в Морской канал, правда, под одним дизелем и электромотором, второй еще не доставили. 7 ноября лодка погружалась на Неве у пристани Балтийского завода. Вследствие сильных холодов и ледостава в дальнейшем пришлось ограничиться лишь испытанием дизелей на швартовах.

К началу июня 1909-го после установки аккумуляторной батареи были опробованы все механизмы и начались заводские испытания ПЛ. В сентябре после устранения неисправностей провели торпедные стрельбы, а в октябре «Минога» вошла в состав Балтфлота.

Она продолжила линейку подлодок русского типа, которые во многом отличались от субмарин иностранной постройки. Дальнейшим развитием этого проекта была ПЛ большего водоизмещения «Акула» конструкции Ивана Бубнова.

В 1906–1911 годах в русском подводном кораблестроении наблюдался значительный прогресс. С увеличением водоизмещения ПЛ улучшались мореходные качества и условия для экипажей. Ненадежные в работе и опасные в пожарном отношении бензиновые моторы менялись на дизели. Уменьшение расхода топлива позволило значительно увеличить дальность плавания подлодок.

Применение дизелей на подводных лодках стало крупнейшим шагом в развитии этих кораблей. Превосходство русских ПЛ периода 1903–1911 годов над иностранными было очевидно, но отечественное чиновничество предпочитало закупать зарубежные образцы. Несмотря на это, конструкторы в России не прекращали совершенствовать подлодки. Следующим шагом стала ПЛ «Почтовый», спроектированная Степаном Джевецким, где конструктор предпринял попытку создать единый бензиновый двигатель для подводного и надводного хода, прототип сегодняшней ВНЭУ.

Во время Первой мировой «Минога» участвовала в боевых действиях на Балтике, совершив 14 боевых выходов. В 1918 году прошла ремонт на Балтийском заводе и была отправлена на Каспий, где экипаж ПЛ принял активное участие в Гражданской войне на стороне красных морских сил. В ноябре 1925-го «Миногу» списали в связи с изношенностью механизмов.

Вадим Кулинченко,
капитан 1-го ранга в отставке, ветеран-подводник

#Иван Григорьевич Бубнов #Михаил Николаевич Беклемишев #Степан Казимирович Джевецкий

Опубликовано в выпуске № 39 (752) за 9 октября 2018 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
Loading...