Версия для печати

Бронекорыта имени Порошенко – «Гюрза-М»

Украинские бронекатера следует передать Узбекистану
Дмитриев Борис

В свете пресеченной российскими пограничниками провокации в Керченском проливе возникает вполне закономерный вопрос – что именно представляют собой украинские бронекатера «Гюрза-М», которые по замыслу Петра Порошенко должны были прорваться в Азовское море, и каковы бы были шансы этих плавсредств, если бы они все же решились оказать вооруженное сопротивление?

Отметим что принятие на вооружение украинских ВМС этих бронекатеров (всего их до 25 ноября в военном флоте Украины было шесть единиц) проходило, как обычно, с большой помпой.


Утверждалось, что они смогут бросить вызов господству Черноморского флота России в акватории Черного и Азовского морей.  Используя особую тактику «маскитного флота» (иногда украинские адмиралы сбивались и называли ее тактикой «волчьих стай» по аналогии с доктриной гитлеровского флотоводца Деница), эти небольшие верткие суда смогут вшестером без труда разделаться с любым российским фрегатом, эсминцем или даже крейсером.


«Когда «волчья стая» будет атаковать, российский корабль будет не в состоянии одновременно держать на мушке шесть, пять или даже четыре цели. А это означает, что, по крайней мере, один из этих бронированных «волчат» достанет противника. Так что теперь увидим, кто кого», –рассказывал украинским телевизионщикам Роман Мокряк, командир малого артиллерийского катера «Бердянск», сдавшегося 25 ноября российским пограничникам.


Но может быть все дело в трусости украинских моряков, испугавшихся раскрыть мощный потенциал своих грозных катеров?


Начнем с того, что «Гюрза-М» вовсе не предназначена для морского или даже каботажного плаванья. Это сугубо речной катер, с весьма ограниченными возможностями действия в морской прибрежной зоне. Собственно, и запас хода у него не предполагает длительных плаваний – при максимальной скорости в 52 км/ч он составляет всего 400 км. Использование этой посудины, чья защита представляет собой алюминиевую противопульную броню, а вооружение две 30-мм пушка ЗТМ-1, два 7,62-мм пулемета КМ, два 30-мм гранатомета КБА-117 и два ПТУРа «Барьер», для морского боя – это даже не смешно.


В 2004 году две «Гюрзы» были проданы Узбекистану и вполне успешно используются пограничниками этой страны в составе Термезской речной флотилии на Амударье. Впрочем, узбеки не применяют тактики «волчьих стай» и атакуют на них не эсминцы, а лодки контрабандистов и наркоторговцев. В этой нише эти катера вполне успешны.


Планы оснастить украинскую погранслужбу и ВМС этими корабликами возникли в 2012 году, однако уже в декабре 2013 года военные и пограничные моряки решили от них отказаться в силу ряда выявленных проблем конструкции. Выяснилось, что они обладают крайне низкой остойчивостью даже при небольшом волнении, а также пушки катера не могут вести эффективный огонь без использования противовеса для улучшения устойчивости и стабилизации боевого модуля.


Ситуацию спасла победа «Евромайдана». Дело в том, что «Гюрзы» производились на ЧАО «Ленинская кузница» (после «декомунизации» она стала «Кузницей на Рыбальской»), принадлежавшей Петру Порошенко. Который, конечно, и сделал все возможное, чтобы украинские моряки получили как можно больше этого «чудо-оружия». До 2020 года они должны были получить 18 таких катеров (по 6,238 млн. долл. каждый).
Собственно, чтобы не составлять им конкуренции, Порошенко фактически заблокировал поставки старых американских катеров береговой охраны класса Island.


Впрочем, после недавнего рабочего визита в США и участия в получении двух катеров класса Island от правительства США, Петр Порошенко, вернувшись на Украину, быстренько продал другому олигарху – Сергею Тигипко, свой судостроительный завод «Кузница на Рыбальском». В чем причина: в феноменальной интуиции «шоколадного короля» или в строгом внушении, полученном от американских хозяев, сказать трудно.


Но Порошенко избавился от «Кузницы» аккурат перед фиаско в Керченском проливе. В свете сказанного остается только удивляться везению и отваге украинских моряков, которые сумели на речных катерах пройти такое расстояние по осеннему Черному морю, где в это время года нередки штормы, не утопив их, а в целости и сохранности передав в руки наших пограничников.


Возникает вопрос, а что же делать с этим вполне законным призом? Мне кажется, что наилучшим выходом могла бы стать их передача пограничникам Узбекистана, которые уже имеют опыт их безопасного использования.


Украине же, которая создает такие опасности для своих матросов, их возвращать никак нельзя, негуманно это. А  у узбеков на Амударье даже творение кораблестроителей Порошенко не утонет…


Борис Дмитриев

 

 

Вниманию читателей «ВПК»

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц