Версия для печати

Шаги к армии будущего

Литовкин Дмитрий
Пять лет назад Сергей Иванов возглавил военное ведомство. А в конце прошлого года он стал вице-премьером, отвечающим за реализацию и исполнение гособоронзаказа, а недавно - еще и главой Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ.


МИНИСТР ОБОРОНЫ ОПРАВДАЛ ОЖИДАНИЯ ВЕРХОВНОГО ГЛАВНОКОМАНДУЮЩЕГО


Пять лет назад Сергей Иванов возглавил военное ведомство. А в конце прошлого года он стал вице-премьером, отвечающим за реализацию и исполнение гособоронзаказа, а недавно - еще и главой Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ.
{{direct_hor}}
Еще в первом своем интервью Сергей Иванов сказал, что главная его задача - реформирование Вооруженных Сил. Напомнив, что и в Совбезе (он занимал пост секретаря СБ) он отвечал за разработку концепции военного строительства. По его словам, "кто разрабатывал реформу, тот и будет не только ее исполнять, но и нести ответственность за это". Реформирование армии - это не самоцель и не только способ сокращения расходов, говорил новый министр, армии необходимо придать более современный облик и мобильность, обеспечить ее новыми вооружениями. Помимо этого, необходимо добиться ситуации, при которой "люди в погонах пользовались бы большим уважением в обществе". Итак, по сути, 5 задач. Выполнены ли они и насколько?

Сергею Иванову, можно сказать, повезло. Его предшественник в должности руководителя МО Игорь Сергеев не имел столь успешных стартовых позиций. Помимо тотального безденежья, маршалу достался в наследство еще и конфликт с начальником Генштаба Анатолием Квашниным. Единственное, что удалось добиться Сергееву, это сконцентрировать те немногие деньги, что были у Минобороны, на создание и постановку на вооружение стратегического ракетного комплекса "Тополь-М". Понятно, что в таких условиях ни о какой реальной реформе военного ведомства речи идти не могло. Она и не шла. Если таковым не считать упразднение и последующее воссоздание Главкомата Сухопутных войск, разъединение и последующее объединение видов и родов войск, а также военных округов. Владимира Путина, пришедшего во власть не в последнюю очередь благодаря поддержке силовиков, подобное положение вещей не устраивало.

В январе 2001 г. президент утвердил План строительства Вооруженных Сил на 2001-2005 гг., согласно которому новый министр обороны Сергей Иванов и стал работать. Одним из первых его шагов был переход на трехвидовую структуру: Сухопутные войска, ВВС и ВМФ. Ракетные войска стратегического назначения преобразовали в два самостоятельных рода - РВСН и Космические войска. К декабрю 2001 г. завершили формирование Главкомата Сухопутных войск. Далее в рамках оптимизации военно-административного деления с 1 сентября 2001 г. произошло слияние Приволжского и Уральского военных округов. Следующим шагом стала оптимизация численности армии. На сегодняшний день она чуть превышает 1 млн. человек, и, по словам Сергея Иванова, эта "численность, оптимальная для России".

Рост доходов государства позволил в 3 раза увеличить бюджет военного ведомства. Благодаря этому, смогли приступить к решению третьей задачи - техническому переоснащению армии и флота. Если в 2001 г. до 70% военного бюджета уходило на содержание армии и флота и только около 30% - на их развитие, то при Сергее Иванове в 2005 г. это соотношение составило уже 60 к 40%. К 2011 г. эти показатели должны быть 50 на 50.

В 2006 г. по статье гособоронзаказ (ГОЗ) выделено 253 млрд. рублей, что больше не только показателей прошлого года, но и объемов выручки от торговли оружием на мировом рынке (6,1 млрд. долл. в 2005 г.). Это, по словам главы военного ведомства, позволит перейти от единичных закупок опытных образцов вооружения и военной техники к серийным закупкам. По словам Сергея Иванова, в войсках сегодня только 20% техники, которую можно назвать современной. В то же время в армиях Запада ее уже более 70%. Модернизация Вооруженных Сил - приоритетная задача, поставленная президентом перед министром обороны. Процесс должен быть завершен в 2008 г. Уже в этом году Вооруженные Силы должны получить 6 межконтинентальных баллистических ракет, 6 космических аппаратов и 12 ракет-носителей, 31 танк Т-90, то есть батальонный комплект, 125 бронетранспортеров (4 батальонных комплекта), 3770 автомобилей многоцелевого назначения. В ВВС будет поставлено 9 самолетов, в том числе стратегический бомбардировщик Ту-160, и 8 новых вертолетов.

Задача четвертая - мобильность ВС. С этого года 16% военного бюджета (в 2 раза больше, чем в прошлом году) целенаправленно выделены на боевую подготовку. В 90-е гг. ротное тактическое учение с боевой стрельбой считалось чуть ли не высшей формой обучения. Батальонное тактическое учение с боевой стрельбой - и вовсе событием вселенского масштаба. Так, только в прошлом году в Сухопутных войсках проведено 31 полковое тактическое учение, из них 12 - с боевой стрельбой, а российские корабли совершили 28 дальних походов.

Параллельно Сергей Иванов решал еще несколько задач. Внутри силового блока он добился того, что Минобороны приобрело функцию единого для всех силовиков заказчика продукции военного назначения - распределителя ГОЗ в части обычных вооружения и техники, а также единого заказчика тылового имущества. В 2007 г. эту структуру планируется вывести из состава военного ведомства и сделать основой нового уполномоченного федерального органа (агентства), который будет работать уже в интересах всей силовой составляющей нашего государства. Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству стала партнером госпосредника в области торговли оружием - компании "Рособоронэкспорт". При МО был создан строительный комитет, в который, помимо чисто военных строителей, вошел ранее самостоятельный Спецстрой РФ.

На одном из совещаний в военном ведомстве Владимир Путин заявил: этап реформирования Вооруженных Сил закончен. Однако самое сложное только начинается - завершен этап "разгребания завалов", начинается строительство новой армии. С 1 января 2004 г. стартовала программа по переводу частей постоянной боевой готовности на преимущественно контрактный принцип комплектования. К 2007 г. в России должны появиться 170 тыс. военнослужащих-контрактников, которые составят костяк армии, а заодно решат еще одну проблему - избавят солдат-срочников от необходимости находиться в горячих точках. В отношении срочной службы с 2008 г. появится еще одно послабление - вместо 2 лет нужно будет служить год. Сегодня, как отметил Сергей Иванов, контрактники уже составляют 70% от необходимого количества солдат, сержантов и офицеров в Вооруженных Силах - 42 формирования (соединения и воинские части) общей численностью 60 623 должностей солдат и сержантов уже укомплектованы по новому принципу.

Да и ситуация с курсантами военных вузов и молодыми лейтенантами постепенно стабилизируется. Благодаря проводимой работе количество отчислений из вузов неуклонно сокращается. Если в 1998 г. каждый третий курсант по различным причинам прекращал обучение, то в 2005 г. - только один из шести. Все меньшее число лейтенантов пишут рапорты о расторжении контракта сразу же по прибытии к месту службы. Для сравнения: в 2003 г. таких было 102 человека, в 2004 - 89, в 2005 г. - 74. Это происходит благодаря усилиям, которые прилагает государство для усиления социальной защищенности военнослужащих. Это в первую очередь относится к вопросам увеличения их денежного довольствия и решения наболевшей жилищной проблемы.

Начиная с 1января 2006 г. военным обещано повышение денежного довольствия в 1,5 раза в течение 3 лет.

За 5 лет руководства Минобороны Сергею Иванову удалось сдвинуть с мертвой точки еще одну застарелую проблему армии и флота - жилищный вопрос. Минобороны за счет строительства и приобретения получено 60,5 тыс. квартир для обеспечения ими военнослужащих. Служебный жилищный фонд увеличен на 121,6 тыс. квартир. Очередь бесквартирных офицеров, имеющих право на получение жилья в собственность, сократилась более чем на 15 тыс. человек. К концу этого года она должна уменьшиться еще почти на 10 тыс. очередников.

В целях ускорения решения жилищной проблемы военнослужащих и придания этой работе принципиально нового качества в конце прошлого года было выделено дополнительно 30 млрд. рублей на решение жилищной проблемы армии. Решено, что с 2006 г. государственные жилищные сертификаты (ГЖС) будут давать не только увольняемым со службы офицерам, но и тем, кто служит. Начала действовать новая ипотечно-накопительная схема (ИНС) предоставления жилья. По мысли авторов программы, уже через 3 года службы нынешние лейтенанты смогут купить жилье в кредит в любой точке страны. Гарантом этого выступает государство, которое ежегодно зачисляет на их именные счета в банке деньги, индексирует их с учетом инфляции и гарантирует, что после 20 лет службы купленная квартира перейдет в собственность военнослужащего. Причем, как подчеркивают в Минобороны, независимо от того, участвует офицер в ИНС или нет, во время службы ему будет предоставляться служебное жилье.

Всех остальных военнослужащих государство предполагает обеспечивать, как и раньше, бесплатным жильем, а также распространить программу Государственных жилищных сертификатов (ГЖС) не только на увольняемых в запас, но и на действующих военных. В МО полагают, что реализация всех этих программ должна позволить окончательно закрыть квартирный вопрос в армии не позднее чем через 5 лет.

Как бы там ни было, но ясно одно - 5 лет, проведенных Сергеем Ивановым в должности министра обороны, не стали напрасными. Процесс реформирования, а теперь и строительства новой российской армии действительно пошел. И роль Сергея Иванова в этом очевидна.

Дмитрий ЛИТОВКИН
сотрудник газеты "Известия", специально для "ВПК"

Опубликовано в выпуске № 13 (129) за 5 апреля 2006 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
Loading...