Версия для печати

Эвакуация промышленности в 1941-42 гг.: Промахи и успехи. Часть I

Вагоны загружались домашней мебелью и канцелярскими шкафами
Антонова Ирина

Эвакуация сопровождалась всеми ошибками, присущими системе управления того времени. В руководстве процессом присутствовала излишняя степень централизации. Без указаний Государственного комитета обороны (ГКО) и Совета по эвакуации местные органы не имели права принимать решения о вывозе оборудования заводов.

Обстановка же в прифронтовой полосе в первые месяцы войны так быстро менялась, что директивы из Москвы запаздывали. Так, решение о перебазировании предприятий Донецкого бассейна состоялось лишь 9 октября 1941 года, когда начались бои в районе Донбасса. Случалось, работа велась в уже заминированных на случай вражеского прорыва цехах. Эвакуация зачастую шла под огнем. 


При демонтаже «Запорожстали» с противоположного берега завод обстреливался, были раненые и убитые. Тем не менее, ежедневно уходило до 900 вагонов. 3 октября 1941 года, когда сдали Запорожье, «оставалось только подмести цехи металлургических заводов, больше там было нечего делать». Заместитель наркома черной металлургии В. С. Бычков вспоминал: «…в один из дней ноября звонит директор Солнечногорского завода Савельев, взволнованно кричит в телефон: в Солнечногорск вошли немецкие танки. Под обстрелом нам удалось вывезти заводским паровозом последние десять вагонов с оборудованием». Тем не менее, задержки удавалось компенсировать мобилизацией всех людских и транспортных ресурсов, а также жестким контролем. По решению Совета по эвакуации были использованы имевшиеся в областях «аппарат по переселению и переселенческие отделы», как официально назывались репрессивные органы, в предшествующие годы проводившие выселение раскулаченных и прочих «антисоциальных элементов». У них имелся обширный опыт быстрой отправки больших масс людей на дальние расстояния.


Согласно принятому «Положению об эвакуации рабочих, служащих и их семей», рабочие предприятий военной промышленности и машиностроения, заводов тяжелой индустрии считались мобилизованными и эвакуировались организованно, то есть не могли от нее уклониться или действовать поодиночке. Впрочем, было бы глупо объяснить невероятно высокие темпы эвакуации одной жесткостью. Хотя и без этого невозможно было обойтись, учитывая панические настроения. В крупных промышленных центрах прифронтовой зоны, да и в столице, имели место забастовки и массовые беспорядки. Так, в октябре 1941 года из-за нехватки денежных знаков и бегства руководства, прихватившего с собой заводские кассы, в Москве и области на многих предприятиях не была выплачена заработная плата. В ответ на это рабочие прекращали работу, захватывали и блокировали территории предприятий, избивали начальство.


Но это одна сторона медали. В отечественной литературе об эвакуации советской промышленности на Восток всегда писали как о «героической эпопее», значение которой не умаляют, а наоборот, даже подчеркивают негативные детали и аспекты, обусловленные экстремальностью ситуации.


Дата 16 октября 1941 года, к примеру, могла быть смело внесена в книгу рекордов Гиннеса. В 14 на совещании в Кремле было решено «до конца дня и в ночь вывезти из Москвы все наркоматы, учреждения и ведомства». В итоге за одну ночь из города было вывезено 150 тысяч человек!


«Конечно, в первые месяцы у нас было много ошибок и трудностей, - вспоминает член Совета по эвакуации Н.Ф. Дубровин. - Значительное число вагонов с эвакуируемым имуществом не имело адресов назначения, вагоны часто отправлялись на чрезмерно большие расстояния, грузилось много малоценного имущества. Желание увезти все приводило к тому, что вагоны загружались домашней мебелью, канцелярскими шкафами, столами, личными вещами в ущерб ценному оборудованию».


Но, как бы то ни было, «во второй половине 1941 г. на восток было вывезено оборудование 2593 промышленных предприятий», из которых 1360 крупных, главным образом военных. А их эвакуация отличалась особой спецификой и сложностью (только для перевозки металлургического комбината «Запорожсталь» из Днепропетровска в Магнитогорск потребовалось 8 тысяч вагонов). Большая часть производственных механизмов была громоздкой и нетранспортабельной. Вместе с тем за время эвакуации на восток отправили 1,5 млн вагонов с людьми, машинами, сырьем, топливом. Такого пространственного маневра не знает ни одна экономика в мире. Другая проблема, с которой столкнулась эвакуация, — транспортная. Особенно не справлялась с нагрузкой железная дорога. Продвижение поездов осенью 1941 года снизилось до 100–150 километров в сутки. К тому же поезда с эвакуированными грузами двигались под ударами авиации противника, что приводило к ощутимым потерям. Приходилось строить обходные пути для сквозного пропуска эшелонов, тушить пожары, растаскивать составы со снарядами, спасать людей, технику. Грузопотокам, возникшим на фронтовых дорогах, неоднократно изменяли направление. Немало составов и отдельных вагонов с эвакуируемыми грузами в первый месяц войны застряли в общем потоке, осели на малых станциях, в тупиках, на второстепенных ветках. Многие дороги Поволжья и Урала были забиты вагонами, причем у значительной части грузов не было хозяина. Только на Пермской ж/д стояло неразгруженными более 58 тысяч вагонов. Это грозило срывом всей эвакуационной программы. Проблему надо было срочно решать. Для начала усилили ответственность и ужесточили контроль. Совет по эвакуации ежедневно отчитывался перед ГКО о проделанной работе.


Кроме того, был сформирован централизованный аппарат (25 декабря организован Комитет по разгрузке транзитных грузов). Решали проблему и за счет перераспределения транспортных средств. Был отдан приказ о задержке поездов с несрочными грузами. Часть вагонов разгружали и передавали местным исполкомам для использования более важных перевозок, а остальные в дальнейшем отправлялись к месту назначения. Иначе говоря, железнодорожники сами принимали решения, какой груз выносить из вагонов, а какой оставить. В результате принятых мер «в течение февраля заторы грузов на дорогах были ликвидированы».


Однако вывезти людей и оборудование — это было только полдела. Предстояло разместить их и наладить работу предприятий…

Продолжение следует


Ирина Антонова

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
Loading...