Версия для печати

Подводная лодка саперного генерала

Умнов Сергей
7 января исполнилось 220 лет со дня рождения выдающегося русского военного инженера и изобретателя Карла Андреевича Шильдера. Впервые в мировой практике он применил электрозапуск ракет, создал и испытал первую в мире цельнометаллическую подводную лодку с ракетами.


ИНЖЕНЕРНЫЙ ТАЛАНТ КАРЛА ШИЛЬДЕРА ПОРАЖАЛ СОВРЕМЕННИКОВ


7 января исполнилось 220 лет со дня рождения выдающегося русского военного инженера и изобретателя Карла Андреевича Шильдера. Впервые в мировой практике он применил электрозапуск ракет, создал и испытал первую в мире цельнометаллическую подводную лодку с ракетами.
{{direct_hor}}
Карл Шильдер родился в 1786 г. в семье купца. Получил домашнее образование и в 1802 г. был зачислен унтер-офицером в Московский гарнизонный батальон. Первое боевое крещение пришлось принять в сражении под Аустерлицем в 1805 г. За храбрость он был пожалован орденом Св. Анны 4-й степени. В мае 1806 г. получил первый офицерский чин - поручика. В августе 1812 г. Шильдер уже штабс-капитан, его перевели в саперную часть, а через год произвели в капитаны. В 1821 г. - в полковники.

Посмотреть рисунокПодводная лодка К.А. Шильдера на испытаниях.
Рисунок из книги Потаенные суда

Одним из первых изобретений военного инженера была разработка конструкции разборного канатного моста. По берегам реки устанавливались две опоры для подвеса моста - рели, соединенные вверху перекладиной. По релям перебрасывали через реку канаты, которые, свисая, образовывали криволинейный профиль. Через равные интервалы к ним привязывали веревки, к концам которых прикрепляли поперечные брусья, на которые клали продольные брусья, а поверх - настилочные доски.

Мост этой конструкции был принят на вооружение инженерных войск и использовался длительное время. Однако широкую известность и признание как талантливый инженер полковник Шильдер получил в период русско-турецкой войны 1828-1829 гг., которую он встретил в должности командира саперного батальона. Огромное значение для успеха кампании имела крепость Варна - крупный морской порт на Черном море - прикрывавшая один из горных проходов через Балканы. Более месяца осада Варны не приносила результатов. Состоящая из 14 мощных бастионов с огромным количеством артиллерии, крепость казалась неприступной. Помимо этого, она была выгодно защищена естественными препятствиями (глубокий ров, высокие валы). Полковник предложил сосредоточить атаку на участке крепостной ограды (куртины) между 1-м и 2-м бастионами, в которой предполагалось выкопать пространный окоп (ложемент). Начатые ранее работы по рытью траншей (сапов) закипели с новой энергией. Углубляясь на несколько метров, саперы проделывали через ров длинные подземные галереи.

Эти работы с выходом на поверхность производились при ожесточенном противодействии противника. Турки непрерывно вели по саперам ружейный огонь, иногда предпринимали массированные атаки. Но к исходу 22 сентября 1828 г. ход был доведен до отверстия основания 2-го бастиона, а затем началась закладка минных горнов с зарядами до 150 пудов пороха. Они были взорваны в 3 часа дня 22 сентября. Через неделю Варна сдалась. Шильдер получил орден Св. Георгия 4-й степени и был произведен в генерал-майоры с назначением командиром лейб-гвардии Саперного батальона.

Инженерный талант Шильдера помог и при осаде крепости Силистрия. Генерал разработал план создания плавучего моста напротив крепости, при помощи плавучих ракетных батарей разбил неприятельскую флотилию, что позволило русскому осадному корпусу беспрепятственно переправиться через Дунай. Главные силы русской армии подошли к Силистрии и обложили ее кольцом. При осаде этой крепости также широко применялись фугасные мины. 18 июня 1829 г. Силистрия пала. За отличия, проявленные под ее стенами, Шильдер стал кавалером Св. Георгия 3-й степени.

После заключенного с Турцией Адрианопольского мира генерал обратил свою творческую энергию на усовершенствование способов обороны крепостей и средств ведения осадных работ. Опыт прошедших войн красноречиво показывал, что наши морские прибрежные крепости зачастую оставались незащищенными. В поисках средств защиты Шильдер проводил неоднократные эксперименты по применению электричества для воспламенения пороховых зарядов и по созданию подводных мин.

Эффективное действие подводных мин заставило генерала искать способы незаметного подвода мин к неприятельскому флоту. Эта идея воплотилась в создании подводной лодки. В отличие от конструкций своих предшественников, ПЛ Шильдера имела цельнометаллический корпус, представлявший собой удлиненное тело обтекаемой формы, имевшее в длину около 6 м. Ширина доходила до 1,5 м, а высота - 1,8 м. Обшивка была изготовлена из котельного листового железа толщиной до 5 мм. Листы соединялись внахлест и скреплялись заклепками. Водоизмещение составляло 16,4 т. Экипаж состоял из 10 человек.

Погружение субмарины обеспечивалось наличием балластной цистерны, наполнявшейся по мере необходимости водой. При подъеме вода откачивалась ручным насосом. Для устойчивого положения лодки применялся балласт из свинцовых отливок, выполненных по профилю днища лодки. Корабль приводился в движение гребками, расположенными по два с каждого борта. Гребок состоял из двух складывающихся лопастей, поворачивающихся на шарнире горизонтального вала, на внутренней стороне которого была надета шестерня, входившая в зацепление с зубчатым колесом. Это колесо вращал рукоятью один из членов экипажа. Управление движением ПЛ осуществлялось при помощи вертикального руля, поворачивающегося посредством ручного привода. Прообразом перископа служила выдвижная коленчатая медная труба с зеркалами. Лодка предназначалось для действий против деревянных парусных судов, поэтому ее вооружение состояло из подводной мины и 6 ракет. Специальный гарпун вонзался с миной в корпус корабля. Субмарина давала задний ход, а мина взрывалась по проводу электрическим импульсом от батареи.

В августе 1834 г. на Неве прошли первые испытания ПЛ Шильдера. На них присутствовал Николай I. Условный противник (в виде парусника) был уничтожен ракетами (это были первые пуски ракет с подводного корабля). Была также показана в действии пороховая мина. Вместе с тем надежды, возлагавшиеся на способность лодки эффективно выполнять боевые задачи, не оправдались. Несмотря на ряд дальнейших доработок, скорость лодки по-прежнему была крайне мала, а направление движения под водой часто оказывалось ошибочным. Заключение Комитета о подводных работах, составленное в октябре 1841 г. и одобренное морским министром графом А.И. Чернышевым, постановило прекратить дальнейшие опыты, а саму лодку уничтожить.

В октябре 1849 г. Карл Андреевич назначается на должность начальника инженеров действующей армии. С началом Крымской войны он стремился добиться активного использования разработанных им средств и способов штурма крепостей (например, взрывной способ прокладки сап). Наряду с этим он по-прежнему придавал большое значение ракетному оружию. В июле 1854 г. генерал был смертельно ранен в бою.

Сергей УМНОВ

Опубликовано в выпуске № 1 (117) за 11 января 2006 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц