Версия для печати

Почему «Катюше» московский водитель не подходил

Нахрен нам первый класс? С МТС, с деревни - давай к нам
Кустов Максим

Неожиданную деталь подбора кадров в ГМЧ – гвардейские минометные части привел в воспоминаниях о службе в этих частях Ростилав Жидков (сайт «Я помню»).

Для обслуживания «Катюш» действительно существовала возможность достаточно придирчиво отбирать личный состав. Принцип – «воюйте с теми, кого прислали» на гвардейские минометные части не распространялся. На «Катюши» возлагались особые надежды, а обслуживание их требовало от личного состава определенного уровня  технической грамотности. 


Кроме того, «Катюши» считались секретным оружием, которое не должно было попасть к врагу ни при каких обстоятельствах. В критической ситуации их надлежало подорвать, чтобы ни в коем случае немцы не захватили. 


Так что необходимость отбора личного состава была вполне очевидной. Особенно важен был выбор водителя «Катюши»… От него непосредственно зависела жизнь расчетов. Огневые позиции, отстрелявшись, часто нужно было покинуть как можно скорее, пока от немцев «ответка» не прилетела. Ростислав Жидков подчеркнул: «А вдруг он забуксовал - все, будь здоров».


На первый взгляд принцип отбора водителей может показаться странным: «Водителей нам на отбор прислали. Сначала с Москвы - все первого класса. Мы уже умные были: нахрен нам первый класс? С МТС, с деревни - давай к нам. Они же привыкли по грязи, по снегу и ремонт в полевых условиях, а городские что? - они привыкли к дорогам да мастерским. Шофера молодцы были». 


Можно представить себе удивление «забракованных» опытных водителей первого класса и тех, кто их присылал. Но ведь и в самом деле «московские «навыки» вождения в полевых условиях, на снегу и в грязи были малоприменимы. Тут не требовалось соблюдение правил уличного движения,  а вот умение (которое приходит только с опытом) не увязнуть в грязи или быстро вытащить увязшую «Катюшу» было жизненно необходимо. Такой опыт в избытке имелся у любого деревенского водителя, а вот москвич мог и вовсе им не обладать.
И умение «выкрутиться», самому быстро устранить неисправность  машины у небалованной «деревни» прочно вырабатывалось на гражданке.  


Ведь рассчитывать на  помощь технических служб, в отличие от москвичей, деревенские водители зачастую вовсе не могли.
Так что решение предпочесть «деревенских» водителей, а москвичей, даже весьма опытных, отослать, выглядит вполне логичным. 
Открытым остается вопрос – насколько широко применялся такой принцип  отбора водителей? Применялся ли он исключительно в части, где служил Ростислав Жидков, или  в других частях его тоже использовали?


Максим Кустов

Loading...
Загрузка...
Аватар пользователя Боженов Юрий Петрович
Боженов Юрий Петрович
31 января 2019
Эх, молодёжь! Меньше кино смотреть надо... И больше думать. Ещё в 70-х годах в была поговорка "Отъездил зиму по Москве, можешь считать себя шофёром". "Привыкли к дорогам да мастерским"? А вы видели московские дороги тридцатых годов? Когда их начали покрывать асфальтом? Великолепные московские дороги тех времён сохранились только на Красной площади да у метро Краснопресненская. Граница города проходила или по Садовому кольцу или по Окружной железной дороге, и московские водители мотались по всей области. Мастерские? Так они есть в каждой воинской части. До них ещё надо добраться. А заправки через 200 км Вы себе представляете? МТСовский водитель? Да половина из них через неделю оставит на марше машину без бензина (дойти десяток километров до МТС с канистрой не проблема, если не уследил за баком). А водитель 1-го класса должен был не только знать правила (они, кстати были порядка 3-х страниц) но и уметь ремонтировать машину в полевых условиях. И заработать 1-й класс было одинаково сложно и в Москве и в зауральском посёлке: требования были единые. А байки всегда и везде ходили разные. И память у людей разная. Не всем мемуарам надо верить, Робинзон Крузо тоже "писал мемуары". Водителей отбирала комиссия и не по месту призыва. И если Ростилав Жидков из деревни прошёл эту комиссию и водил Катюшу, честь ему и хвала. А вот байки его яйца выеденного не стоят.
Аватар пользователя Боженов Юрий Петрович
Боженов Юрий Петрович
31 января 2019
Эх...
Аватар пользователя Ilia Aksenov
Ilia Aksenov
03 февраля 2019
Это точно! Покойная мама моей жены, я называл её маманя, была лучше моей родной матери. Так она в годы Великой Отечественной войны и после неё работала на полуторке водителем. Так вот она рассказывает, что однажды в дороге у неё лопнула левая задняя рессора, а машина была груженная под завязку. Маманя взяла топор, пошла в лесополосу, срубила там подходящее дерево, поддомкратила сломанную сторону, вставила ствол дерева под полуось и доехала до дома.
Аватар пользователя Боженов Юрий Петрович
Боженов Юрий Петрович
31 января 2019
Эх, молодёжь! Меньше кино смотреть надо... И больше думать. Ещё в 70-х годах в была поговорка "Отъездил зиму по Москве, можешь считать себя шофёром". "Привыкли к дорогам да мастерским"? А вы видели московские дороги тридцатых годов? Когда их начали покрывать асфальтом? Великолепные московские дороги тех времён сохранились только на Красной площади да у метро Краснопресненская. Граница города проходила или по Садовому кольцу или по Окружной железной дороге, и московские водители мотались по всей области. Мастерские? Так они есть в каждой воинской части. До них ещё надо добраться. А заправки через 200 км Вы себе представляете? МТСовский водитель? Да половина из них через неделю оставит на марше машину без бензина (дойти десяток километров до МТС с канистрой не проблема, если не уследил за баком). А водитель 1-го класса должен был не только знать правила (они, кстати были порядка 3-х страниц) но и уметь ремонтировать машину в полевых условиях. И заработать 1-й класс было одинаково сложно и в Москве и в зауральском посёлке: требования были единые. А байки всегда и везде ходили разные. И память у людей разная. Не всем мемуарам надо верить, Робинзон Крузо тоже "писал мемуары". Водителей отбирала комиссия и не по месту призыва. И если Ростилав Жидков из деревни прошёл эту комиссию и водил Катюшу, честь ему и хвала. А вот байки его яйца выеденного не стоят.
Аватар пользователя Боженов Юрий Петрович
Боженов Юрий Петрович
31 января 2019
Эх...
Аватар пользователя Ilia Aksenov
Ilia Aksenov
03 февраля 2019
Это точно! Покойная мама моей жены, я называл её маманя, была лучше моей родной матери. Так она в годы Великой Отечественной войны и после неё работала на полуторке водителем. Так вот она рассказывает, что однажды в дороге у неё лопнула левая задняя рессора, а машина была груженная под завязку. Маманя взяла топор, пошла в лесополосу, срубила там подходящее дерево, поддомкратила сломанную сторону, вставила ствол дерева под полуось и доехала до дома.

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
Loading...