Версия для печати

Морской бой кризису

Лебедев Владимир
Судостроение, составляющее основу оборонно-промышленного комплекса Северо-Западного федерального округа, вошло в глобальный кризис с большим производственным заделом и запасом финансовой прочности. На "Адмиралтейских верфях" и калининградском "Янтаре" сформированы портфели заказов на ближайшие три-четыре года; "Севмашпредприятие", по признанию его генерального директора, загружено аж до 2018-го. Помимо долгосрочных экспортных контрактов, оборонные заводы работают по крупным гражданским подрядам, в том числе на проектирование и строительство судов принципиально новых для отечественных корабелов классов.


НА РОССИЙСКИХ ВЕРФЯХ СТАЛО НЕ ХВАТАТЬ РАБОЧИХ РУК


Судостроение, составляющее основу оборонно-промышленного комплекса Северо-Западного федерального округа, вошло в глобальный кризис с большим производственным заделом и запасом финансовой прочности. На "Адмиралтейских верфях" и калининградском "Янтаре" сформированы портфели заказов на ближайшие три-четыре года; "Севмашпредприятие", по признанию его генерального директора, загружено аж до 2018-го. Помимо долгосрочных экспортных контрактов, оборонные заводы работают по крупным гражданским подрядам, в том числе на проектирование и строительство судов принципиально новых для отечественных корабелов классов.
{{direct_hor}}

Военные корабелы России сформировали солидные портфели заказов.
Фото Леонида ЯКУТИНА
Калининград:

"Янтарь" набирает обороты

"Кризис нам на руку! - говорит генеральный директор старейшего оборонного предприятия Калининградской области - ОАО "Прибалтийский судостроительный завод "Янтарь" Игорь Орлов. - Пользуясь ситуацией на рынке труда, мы набираем более квалифицированные кадры, нехватку которых ощущали в последнее время. Профиль заказов позволил предприятию сверстать программу до 2012 года. Поэтому о сокращениях даже не думаем, напротив, в ближайшие годы планируем дополнительно принять на завод 300 рабочих и 200 инженеров".

В настоящее время на "Янтаре" трудятся 2826 человек и число специалистов растет. Здесь полным ходом идет строительство трех фрегатов для Военно-морских сил Индии, являющихся наряду с российским ВМФ крупнейшим заказчиком предприятия. Отечественный флот уже этой весной получит от калининградцев новый сторожевой корабль проекта 11540. Постройка СКР "Ярослав Мудрый" завершена, в конце февраля он выйдет на ходовые испытания, на апрель намечена госприемка, затем официальное зачисление в списки ВМФ России, подъем Андреевского флага и выход на боевую службу. По предварительной информации, перед сторожевиком может быть поставлена задача патрулирования Аденского залива.

Оборот завода "Янтарь" вырос с 2,8 миллиарда рублей в 2007-м до 7,6 миллиарда в 2008 году, план на 2009-й - 10 миллиардов. Предприятие постоянно в центре внимания областного правительства, калининградского губернатора Георгия Бооса. На днях на заводе побывала представительная делегация регионального парламента. Руководители завода попросили у депутатов помощи в упрощении конкурсных процедур при постановке кораблей на ремонт и обратили внимание на необходимость срочно наладить подготовку квалифицированных специалистов в калининградских вузах.

Северодвинск:

"Севмаш" строит платформы на перспективу

Еще более остро, чем в Калининграде, дефицит кадров ощущается в Северодвинске. ОАО "ПО "Севмашпредприятие" объявило на минувшей неделе о готовности принять дополнительно 2500 квалифицированных рабочих, в том числе из других регионов России. "Несмотря на кризисные явления в экономике страны, представители основных кораблестроительных специальностей без работы не останутся", - убежден генеральный директор ОАО Николай Калистратов. Сегодня предприятию требуются судовые трубопроводчики, слесари-монтажники, сборщики корпусов и т.д. Заработная плата - минимум 25 тысяч рублей, что в 1,6 раза выше средней по Архангельской области. Иногородним компенсируется стоимость билета до Северодвинска, выплачиваются подъемные, предоставляется общежитие.

В настоящее время, по словам Николая Калистратова, "завод загружен работой до 2018 года, менеджмент предприятия прорабатывает возможности получения перспективных заказов". На "Севмаше" трудятся более 25 тысяч человек. Это одна из крупнейших в России верфей. Сегодня здесь ремонтируется тяжелый атомный ракетный крейсер "Адмирал Нахимов", по программе военно-технического сотрудничества выполняется переоборудование тяжелого авианесущего крейсера "Викрамадитья" (бывший "Адмирал Горшков"). Предприятие также активно работает по гражданским подрядам, в частности на строительство нефтяных платформ. С учетом перспектив освоения месторождений на Арктическом шельфе, отмечают эксперты, это многообещающее направление, позволяющее получать заказы не только от российских, но и от зарубежных добывающих компаний.

Санкт-Петербург:

"Адмиралтейские верфи" взялись за флагман

В сложившейся ситуации особенно ценны возможности оборонного комплекса Петербурга. Здесь уникальная концентрация инженерных и конструкторских умов, сосредоточенных, в частности, в ЦКБ "Рубин" и ЦНИИ им. академика Крылова. Свои перспективы "оборонщики" связывают не только с военными заказами, но и со строительством коммерческих судов с ориентацией на экспорт, а также современных кораблей ледового класса для защиты интересов России в высоких широтах.

ОАО "Адмиралтейские верфи" начало год с контракта на проектирование и строительство нового флагмана российского научного флота. Заказчиком стал Росгидромет. "Это знаковое событие, - считает гендиректор "Адмиралтейских верфей" Владимир Александров, подписавший контракт от имени подрядчиков. - До сих пор подобные суда в нашей стране не строились. Во-первых, потому, что приоритеты отдавались военным кораблям. Во-вторых, были определенные опасения: справимся ли? Сейчас могу уверенно сказать: справимся. У нас появились и опыт, и необходимые технологии для работы с высокопрочной сталью, используемой для обшивки корпуса. Сегодня компания располагает крупным инженерным центром, специалисты которого совместно с ЦНИИ им. Крылова и его филиала - бюро "Балтсудпроект" способны довести задуманное до конкретных чертежей. При этом, конечно же, будут учтены не только все пожелания заказчика, но и международные регламенты, разработанные для судов подобного класса. В компании налажено хорошо оснащенное корпусообрабатывающее производство. В частности, в 2008 году мы ввели в эксплуатацию две мощные окрасочные камеры. Что касается другого необходимого для выполнения контракта оборудования, у нас есть полное понимание того, что нужно заказывать и где. Часть поставят российские производители, часть закупим за рубежом".

Новое научно-исследовательское судно ледового класса проекта 22280 для Российской антарктической экспедиции должно быть сдано в эксплуатацию в сентябре 2011 года. Сумма контракта составляет 5,3 миллиарда рублей.

Говоря о недавнем акционировании "Адмиралтейских верфей", Владимир Александров отметил, что "коллектив прекрасно осознает ответственность. Понятно, что работа акционерного общества серьезно отличается от работы государственного предприятия. Теперь все зависит от экономических результатов нашей деятельности: и развитие компании, и ее техническое перевооружение, и социальные блага сотрудников". Он также выразил надежду, что заказ Росгидромета - только начало большой работы по созданию современного научного флота страны.

Над материалом работали: Дмитрий Григорьев, Дмитрий Орлов, Владимир Широков

Владимир ЛЕБЕДЕВ

Опубликовано в выпуске № 7 (273) за 25 февраля 2009 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
Loading...