Версия для печати

Создать на Балканах устойчивый прецедент мира

Лихачев Василий
Ситуация вокруг поиска оптимальной модели урегулирования проблем Косово становится все более политически напряженной. На ее решение направлены усилия международных организаций - ООН, Евросоюза, ОБСЕ, НАТО, Совета Европы, а также многих государств, включая Российскую Федерацию, других постоянных членов Совета Безопасности. Совершенно очевидно, что подход к вопросам Косово должен опираться на общепризнанные принципы международного права и справедливости, известные резолюции (1244) Совета Безопасности, Хельсинский заключительный акт. Только в этом случае сохранится надежда на господство здравого смысла, объективность в построении современного миропорядка, укрепление в международных отношениях атмосферы взаимопонимания и партнерства.


ПРОБЛЕМА КОСОВО ДОЛЖНА РЕШАТЬСЯ НА ОСНОВЕ ПРИНЦИПОВ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА


Ситуация вокруг поиска оптимальной модели урегулирования проблем Косово становится все более политически напряженной. На ее решение направлены усилия международных организаций - ООН, Евросоюза, ОБСЕ, НАТО, Совета Европы, а также многих государств, включая Российскую Федерацию, других постоянных членов Совета Безопасности. Совершенно очевидно, что подход к вопросам Косово должен опираться на общепризнанные принципы международного права и справедливости, известные резолюции (1244) Совета Безопасности, Хельсинский заключительный акт. Только в этом случае сохранится надежда на господство здравого смысла, объективность в построении современного миропорядка, укрепление в международных отношениях атмосферы взаимопонимания и партнерства.
{{direct_hor}}

Следы боевых действий в Косово видны и поныне.
Фотоархив "ВПК"
Сегодня все заинтересованные и подключенные к решению косовской проблемы государства должны действовать ответственно, таким образом, чтобы создать на Балканах устойчивый прецедент мира, межнационального и межконфессионального диалога. Однако мы видим, что США, отдельные страны Евросоюза предлагают другой по своим целям и последствиям сценарий, опирающийся на идеи субъективизма, "просвещенного" эгоизма, отхода от императивных норм международного права и Устава ООН.

Вследствие этого через искусственное государствотворчество, безоглядное желание наделить Косовский край независимостью, ограничить, даже разрушить самым неприемлемым образом суверенитет и территориальную целостность Сербии мир стоит у опасной, кризисной для всего международного сообщества черты. Последствия эскалации этой политики очевидны - разломы в отношениях между государствами-членами ООН, фактическое стимулирование международно-правового нигилизма, поощрение тенденций сепаратизма и национализма во многих странах. Одним словом, "критическая масса" в международных отношениях, о наличии которой неоднократно предупреждал президент Российской Федерации В.В. Путин, будет только усиливать объем негативного влияния на функционирование действующего миропорядка. В условиях глобализации и неделимости международной безопасности XXI века такого рода поведение государств, наделенных политическим, экономическим и военным ресурсом, ни справедливым, ни ответственным не назовешь. Вот почему дипломатия Российской Федерации говорила о ценности международного права и будет утверждать верховенство права в регулировании любого территориального или межнационального спора, подчеркивая особое место в таких процессах переговорных механизмов, в том числе с участием Организации Объединенных Наций.

Сегодня Белград и Приштина, несмотря на весь драматизм их отношений, сложную историю сосуществования сербского и албанского народов, не могут, не в праве отказываться от дальнейшего диалога, самой способности слушать и слышать друг друга. Политика добрососедства и прагматизма, безусловного уважения прав и свобод человека, экономической интеграции - вот что должно и может быть объектом особых действий со стороны ответственных и дееспособных стран, которые желают мира и благополучия этому европейскому региону. Работать, иными словами, на объединение двух народов, которые в равной степени ценны для Европы, а не на их разделение и тем более противопоставление. Перспектива на политически благоприятное, и главное, правовое решение существует.

Вне всякого сомнения, свой вклад должна внести и парламентская дипломатия мира, включая международную деятельность Федерального собрания России. Что можно и нужно предпринять в оперативном режиме? Следует разработать своего рода "дорожную карту" деятельными и скоординированными усилиями Совета Федерации и Государственной Думы. Ее органичные элементы: Обращение Федерального собрания России к парламентскому сообществу с призывом содействия дальнейшим переговорам Сербии и Косово, поддержания между ними атмосферы открытости и сотрудничества на основе уважения принципов международного права. Проведение немедленных консультаций с Конгрессом США, Европарламентом, Межпарламентским союзом, другими международными структурами, а также с иными национальными парламентами, прежде всего Балканского региона. Включение вопроса о ситуации вокруг Косово в двусторонние и многосторонние форматы международной деятельности Совета Федерации и Государственной Думы с целью привлечения внимания зарубежных парламентариев, международного общественного мнения к справедливому решению этой проблемы. Разработка проекта (с последующей всемирной презентацией) декларации о критериях международно-правового признания государств в условиях XXI века. Опираясь на существующий опыт (в частности, заявление Европейского союза о принципах признания новых государств в Восточной Европе и Советском Союзе от 16 декабря 1991 г.), можно утверждать, что в число таких критериев должны войти требования демократии, уважения общепризнанных прав человека, отсутствия территориальных конфликтов с соседями, неприменения террористических методов для проведения внутренней и внешней политики, способность к самостоятельному экономическому развитию, наконец, проведение легитимных итогов референдума в многонациональном образовании. Формулирование предложения о проведении в России в 2008-2009 гг. международной конференции "Парламентаризм и международное право. Перед вызовами XXI века". На ней должна быть выработана стратегия парламентского содействия прогрессивному развитию и имплементации международного права в новом столетии.

К этому плану могут быть добавлены и другие предложения как национального, так и международного характера. Главное и принципиальное - в решении косовской проблемы, других существенных вопросов повестки дня внешняя политика России должна быть представлена в единстве политической воли действий исполнительной и законодательной власти. Их содержание опирается на идеи реальной демократии и общие принципы международного права. Вот почему они имеют широкие перспективы конструктивной поддержки со стороны тех, кто выступает за цивилизованное развитие современного мира.

Василий ЛИХАЧЕВ
заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам, чрезвычайный и полномочный посол, профессор

Опубликовано в выпуске № 49 (215) за 19 декабря 2007 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
Loading...