Версия для печати

Учеба на экспорт

Лисанов Евгений
Сравнительно недавно вступил в силу закон "О ратификации Соглашения о подготовке военных кадров для государств-членов Организации Договора о коллективной безопасности". Само соглашение устанавливает основные принципы формирования и развития единой системы подготовки военных кадров для Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований государств-членов ОДКБ по согласованным специальностям и программам обучения как совместно с российскими военнослужащими, так и раздельно на специальных факультетах (в отделениях, группах) российских военных учебных заведений. Что меняет этот закон в системе подготовки иностранных военных специалистов и насколько фундаментальные знания получают они в военных вузах России?


ВОЕННО-ГУМАНИТАРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ С ЗАРУБЕЖНЫМИ СТРАНАМИ НАБИРАЕТ ОБОРОТЫ


Сравнительно недавно вступил в силу закон "О ратификации Соглашения о подготовке военных кадров для государств-членов Организации Договора о коллективной безопасности". Само соглашение устанавливает основные принципы формирования и развития единой системы подготовки военных кадров для Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований государств-членов ОДКБ по согласованным специальностям и программам обучения как совместно с российскими военнослужащими, так и раздельно на специальных факультетах (в отделениях, группах) российских военных учебных заведений. Что меняет этот закон в системе подготовки иностранных военных специалистов и насколько фундаментальные знания получают они в военных вузах России?
{{direct_hor}}

Теоретические занятия в российских военных вузах всегда подкрепляются полевыми выездами.
Фото Евгения Лисанова
- На самом деле соглашение это было подписано в Москве еще в июне 2005 года, - говорит начальник направления подготовки иностранных военнослужащих в вузах Минобороны России Главного управления международного военного сотрудничества МО РФ (ГУМВС МО РФ) полковник Алексей Степанов. - Тогда его завизировали главы Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана. А спустя год в Минске на сессии Совета коллективной безопасности членство в ОДКБ восстановил Узбекистан. Так что вступивший в силу закон лишь законодательное оформление документа.

А принимать иностранцев из некоторых стран СНГ в российские военные учебные заведения начали еще раньше - с 1992 года, когда был подписан Договор о коллективной безопасности.

- Такое сотрудничество имеет огромное значение для укрепления политических и экономических интересов нашей страны в мире через гуманитарный, человеческий фактор, - продолжает Алексей Степанов. - Ведь после обучения наши выпускники вскоре могут составить костяк военного и политического руководства своих государств. Поэтому сегодня обучение иностранцев - один из определяющих факторов расширения военно-технического сотрудничества с зарубежными странами, наряду с поставками российских ВВТ и укреплением отечественного ОПК на международном рынке вооружений.

ЛУЧШЕ МЕНЬШЕ, ДА ЛУЧШЕ

Вообще-то заморских военспецов на обучение у нас начали принимать еще в ХIХ веке. Но тогда обучение не носило системного характера. Новый импульс оно получило в советскую эпоху. Одной из первых стран в этом списке была, как ни странно, Германия: проводились совместные учения, оттачивалось мастерство на маневрах. Правда, многие немцы, получив в Стране Советов знания, в годы войны воевали против нашей страны и ее народа.

На качественно новую ступень развития военно-гуманитарное сотрудничество вышло уже в послевоенные годы, когда вырос престиж государства на международной арене. А наибольший пик приема военспецов в вузы страны пришелся на вторую половину 80-х годов, когда СССР занимал лидирующие позиции в мире. Военные учебные заведения были разбросаны буквально по всей стране. Существовали даже специализированные вузы для иностранцев. Всего же за всю историю сотрудничества в вузах СССР отучились более 300 тысяч(!) иностранцев из 87 стран.

Иностранцы из многих развивающихся и социалистических стран в то время учились бесплатно. Такая форма сотрудничества экономической выгоды государству не приносила. Более того, в последние годы существования Союза обучение "на халяву" стало приносить казне лишь убытки - полученная от такого сотрудничества выгода была неадекватна затратам.

С распадом СССР ситуация изменилась кардинально. Число военных иностранцев в российских вузах сократилось в разы. Что и понятно. Ведь и Россия была вынуждена переходить на новые условия обучения. Так, оплата за обучение на сегодня ведется из расчета всех расходов, которые несет наша страна по обучению каждого военного иностранца. Правда, коммерциализация обучения привела к резкому сокращению государств, которые продолжили военное сотрудничество с Россией. Но тут, видимо, надо руководствоваться известным принципом: лучше меньше, да лучше.

В настоящее время более 4000 иностранных военных специалистов из всех регионов мира проходят подготовку в 55 военно-учебных заведениях и других центрах Минобороны России по 600 специальностям и специализациям. Среди них пятьсот человек из стран Азии и Ближнего Востока, тысяча африканцев. Но львиную долю составляют граждане из стран СНГ - около 2600 человек. Приоритетное значение придается подготовке специалистов из государств - членов ОДКБ. Так, в рамках Договора о коллективной безопасности от 1992 года за весь период сотрудничества с этими странами в российских военных вузах подготовлены около 8000 военнослужащих.

СИТО ОТБОРА

Вернемся к принятому закону, о котором речь шла выше. Подготовка военных кадров, читаем далее в документе, осуществляется как на платной основе (за счет направляющей стороны), так и на льготной или безвозмездной основах, по установленным российской стороной квотам.

- При подготовке на льготных условиях, - комментирует соглашение главный эксперт направления ГУМВС МО РФ полковник Владислав Синькевич, - обучение оплачивает Россия, а расходы на содержание несет направляющая сторона. А вот тем, кто учится на безвозмездной основе, повезло еще больше. Они находятся на полном пансионе российского налогоплательщика.

Правда, нам затруднились назвать точную цифру затрат хотя бы за год - ведь и обучение, и содержание выходят государству в копеечку. Пояснили лишь, что затраты на содержание иностранца не превышают нормативных затрат на обучение российского военнослужащего.

Разработанный регламент приема иностранцев - многоступенчатая процедура, длящаяся не один месяц. Прием зарубежных военных осуществляется на основании решения министра обороны России. Сначала заявки о приеме на обучение на очередной учебный год подписываются зарубежным военным руководством и не позднее 1 января учебного года направляются в российское военное ведомство. Специальная комиссия их рассматривает и выносит решение о предоставлении мест для обучения в вузах, с чем и сообщается национальному военному командованию.

За месяц до начала занятий списки отобранных счастливчиков направляются в Минобороны РФ. Но бывает, условия приема на отдельные специальности видов Вооруженных Сил, родов войск (служб) уточняются уже при подписании контрактно-договорных документов.

- Перед иностранцами распахнуты двери почти всех военных вузов, - считает Владислав Леонидович. - Они стали желанными гостями в военных академиях и университетах, военных училищах и учебных центрах. Кроме того, мы готовим научно-педагогические и научные кадры для государств-членов ОДКБ в докторантурах и адъюнктурах вузов. У нас они могут получить даже ученую степень.

Само собой, не обходится и без ограничений. Например, в учебные заведения РВСН вход иноземцам заказан категорически. А вот общевойсковые вузы пользуются большим спросом. Много желающих попасть в летные училища, Военно-медицинскую академию.

Офицерам с высшим военным образованием, "управленцам" крупных воинских формирований, преподавателям, а также преподавателям военно-учебных заведений прямая дорога в академии и университеты. Здесь они постигают военную науку от 1 года до 3 лет.

Офицеры рангом пониже: командиры взводов, рот, батальонов - направляются как в университеты, так и обычные военные училища. Да и сроки обучения этого контингента несколько больше - от 4 до 6 лет.

Помимо этого, работают академические и офицерские курсы. Здесь повышают квалификацию и проходят переподготовку офицеры, генералы и адмиралы для назначения на вышестоящие должности у себя на родине.

А вот для рядовых предназначены учебные центры. Здесь проводится подготовка расчетов, экипажей, подразделений и частей по боевому применению и эксплуатации российского вооружения и военной техники.

Когда "новобранец" приезжает в Россию, его встречает представитель вуза. Правда, даже при пересечении госграницы иногда происходят курьезы. Пару лет назад с сыном одного из руководителей африканского государства произошел забавный случай, чуть не вылившийся в международный скандал. Паренек приехал на курсы повышать квалификацию в сопровождении охраны. На таможне его "тормознули", а многочисленных телохранителей разоружили.


Работе с картой в Военной академии Генерального штаба уделяется особое внимание.
Фото Евгения Лисанова
Я РУССКИЙ БЫ ВЫУЧИЛ...

Военный университет МО РФ по праву снискал добрую славу не только в стране, но и далеко за ее пределами. Для многих бывших и нынешних иностранцев в погонах спецфакультет этого вуза стал настоящей alma mater. Сегодня здесь нашли свое временное пристанище курсанты и слушатели из 13 стран.

Первое, что бросается в глаза, большинство иноземцев облачено в российскую военную форму с национальными знаками отличия. Впрочем, встречаются и слушатели в своей национальной военной форме.

- Для курсантов и слушателей из дальнего зарубежья, - рассказывает начальник спецфакультета университета полковник Владимир Ромашов, - организованы курсы русского языка. За год обучающийся должен научиться сносно говорить по-русски.

Кстати, мне удалось побывать на уроке русского языка. Очхуу Энхбат из Монголии учится в России почти год. И нужно признать: неплохо учится, если судить о его достижениях в области русского языка. Он уже может худо-бедно изъясняться, читать и даже писать.

После занятий мы разговорились. Очхуу оказался бывшим корреспондентом. До армии работал на национальном телевидении. Но журналистская карьера не увлекла, и он решил переквалифицироваться в военные. В универе изучает психологию. Говорит, что ему очень нравится учиться в Москве. Средств на проживание хватает.

Но не всем курсантам и слушателям дается русский язык одинаково. Здесь подметили, что, например, лаосцам он дается хуже, а мозамбикцам или эфиопам - лучше. В этом убедился, пообщавшись с младшим лейтенантом из Эфиопии Тамратом Чери. За два года учебы в России он уже сносно говорит по-русски. Рассказывает, что его военная карьера началась еще в эфиопской армии, где служил инструктором по тактике и огневой подготовке. По окончании академии предложили продолжить учебу в Москве.

А вот с лаосцем Мухасаем Мибуб-пха пришлось распрощаться. Русский язык для него был своего рода дремучим лесом, непреодолимым препятствием. Он никак не мог освоить программу подготовительного курса. Жаловался на частые головные боли. Дважды пересдавал русский. Увы.

Молоденькая преподавательница русского языка Александра Андреева обучает иноземцев языку Пушкина и Толстого уже третий год. Она объясняет разницу в усваивании предмета не только национальными особенностями своих подопечных, но и их социальным положением, возрастом, личным желанием учиться.

- Выходцы из дальнего зарубежья, - подключается к нашей беседе заведующая кафедрой русского языка университета профессор Татьяна Токарева, - приезжают к нам впервые. Так что их приходится обучать русскому с нуля. А вот некоторые слушатели, адъюнкты уже не раз бывали в России. Да и отношение у них к учебе иное.

На хорошем счету сержант из Мозамбика Монтейро Оливейра Педро. На родине он служил в Войсках ПВО, был командиром зенитного расчета. После учебы станет социальным работником. Но не всем нравятся условия обучения в университете. Попадаются и такие, кому здешняя воинская дисциплина в тягость.

В аудиториях университета, рассчитанных на 5 - 7 человек, чисто и светло. Национальная символика разных государств, которой насыщены классы, свидетельствует об особом характере здешнего контингента.

- При формировании учебных групп, - рассказывает заместитель начальника спецфакультета по воспитательной работе подполковник Андрей Припутин, - мы стараемся учитывать различные нюансы, в том числе и политические. И по возможности не сводить в одну группу представителей конфликтующих стран. Но пока никаких эксцессов не возникало.

Еще пару шагов - и мы оказываемся в представительской комнате. Вот уж где можно по-настоящему расслабиться, помечтать, отвлечься от серой прозы повседневности! Огромный аквариум с рыбками, многочисленные картины с изображением горных хребтов Памира и Тянь-Шаня, рек и водоемов, национальные одежды народов Средней Азии, портреты президентов стран СНГ, замысловатые фигурки из керамики и дерева на полках настраивают здешних обитателей на лирический лад, являясь своего рода морально-психологической подпиткой для плодотворной учебы.

На втором этаже - спортзал. Напичканный всевозможными силовыми тренажерами, он также полюбился иностранцам. Да и многие преподаватели, признался Андрей Анатольевич, частенько сюда захаживают.

На первом этаже - общежитие. В комнатах светло и уютно. Здесь проживают по 4 - 5 человек. Помимо коек и стульев, есть холодильники и телевизоры. Некоторые обзавелись компьютерами, микроволновками. Душевая и кухня одна на всех. Хотя проживающих иностранцев здесь с гулькин нос, каждый привносит свой национальный и неповторимый колорит в однообразные, монотонные будни курсантского общежития. Например, в пригтовление национальных блюд.

Их любят готовить не только выходцы из Юго-Восточной Азии. Мой новый эфиопский знакомый раскрыл секрет национального блюда "Вот". Рецепт достаточно прост: обжаренная курица вместе с фасолью помещается в кастрюлю, в качестве специй добавляются лук и перец. Все это заливается томатной пастой и тушится. Мне не удалось дегустировать это блюдо. Но говорят, оно чем-то напоминает наше рагу, только более жидкое.

Вообще-то нет никакой необходимости готовить нечто особенное. Прибыв в Россию, иностранцы весьма быстро привыкают к нашей пище. Для курсантов в университетской столовой организовано трехразовое питание по нормам продпайка в Вооруженных Силах. Так что голодающих здесь не встретишь.

ЖДИ МЕНЯ, И Я ВЕРНУСЬ

Руководство университета позаботилось и о проведении свободного времени своих подопечных. Благодаря кипучей деятельности заместителя начальника факультета университета по воспитательной работе подполковника Андрея Припутина культурно-массовая работа здесь бьет ключом. Андрей Анатольевич показал мне весьма впечатляющий список многочисленных экскурсий, культурных мероприятий, которые ежегодно проводятся с иностранцами. Так, отдел воспитательной работы еженедельно выделяет билеты в Театр Российской армии. Кафедра русского языка факультета организует всевозможные экскурсии по Москве для первокурсников.

Немалый вклад в военно-патриотическое воспитание вносят и общественные организации. Так, Комитет ветеранов Великой Отечественной войны проводит экскурсии по Подмосковью - у разъезда Дубосеково, где в тяжелом 41-м держала оборону Панфиловская дивизия.

Да и сами иностранцы нередко принимают участие в организации культурно-массовой работы. По выходным, в праздничные дни они устраивают вечера художественной самодеятельности. Наиболее активны, пожалуй, представители Казахстана. А курсант из Эфиопии Сисая Лета выступил с чтением стихов на литературном вечере "Дороги войны: вчера, сегодня, завтра" в Московском государственном областном университете. Его проникновенное чтение стихотворения "Жди меня" Константина Симонова вызвало бурю аплодисментов, покорив собравшихся до слез.

Большое значение в университете придают развитию физкультуры и спорта. В позапрошлом году иностранцы приняли участие в соревнованиях по армейскому рукопашному бою, которые проходили в Северной столице. Проводятся спортивно-массовые мероприятия и по праздникам. Словом, спорт любят все. Больше всего полюбился футбол, на втором месте - волейбол, на третьем - вольная борьба. В этом небольшом интернациональном армейском коллективе есть свои спортивные передовики. Так, года три назад казахстанец курсант Руслан Батмулданов стал чемпионом универа по гиревому виду спорта, а годом раньше на вершину спортивного вузовского олимпа поднялся киргиз Расул Люхуров, став первым в рукопашном бою.

К иностранцам у нас отношение всегда было особое. Наверное, сказываются многовековые традиции российского гостеприимства и радушия. Их окружают заботой и вниманием. Их проблемы по мере возможности решаются. Судите сами: для этой разноголосой, разноликой, разномастной публики со всего мира созданы все условия для хорошей жизни и плодотворной учебы.

Объективности ради следует отметить, что у Военного университета проблем хватает. Попав под пресс реформаций, он переживает не лучшие времена. Здесь не без основания опасаются, что предполагаемая оптимизация уже сейчас может нанести непоправимый ущерб учебному процессу в целом. Поговаривают, например, что здание общежития на Садовой Кудринской, о котором шла речь, в планах на распродажу. Впрочем, если это даже случится, место жительства со всеми удобствами для иноземных служивых, можно не сомневаться, найдут - под стать их особому статусу.

Евгений ЛИСАНОВ

Опубликовано в выпуске № 3 (269) за 28 января 2009 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
Loading...