Версия для печати

«Скаут», признанный своим

В американские разведчики готовили в Урюпинске
Драгомиров Иван
Коллаж Андрея Седых

Бок о бок с отечественными БА воевали «американцы» – легкие многоцелевые бронетранспортеры Scout Car M3А1, поступавшие в СССР по программе ленд-лиза. Стоить заметить, что у нас аналогов заокеанских машин тогда попросту не существовало.

С 1942 по 1945 год разными путями – по морю, в Архангельский и Мурманский порты, затем и во Владивосток или сушей через Иран в Советский Союз поставили 3034 «Скаута».

Военное ведомство США при формировании в 30-х годах техзадания особо оговорило, что легкий автомобиль-разведчик должен иметь привод на все колеса. И в 1933-м фирма White Motor Company выкатила заказчикам прототип разведчика, донором для которого стал серийный полуторатонный грузовичок White Indiana 4х4. В документах он проходил под шифром Т7. Малая серия броневичков получила название «Скаут Кар» М1.

Сварной открытый корпус устанавливали на раме, по периметру монтировался рельс для крепления пулеметов. «Скаут» оснастили шестицилиндровым двигателем «Геркулес» мощностью 75 лошадиных сил, четырехскоростной коробкой передач, двухступенчатым демультипликатором, двойным дифференциалом, гидравлическими тормозами с вакуумным усилителем. Машину вооружили двумя 12,7-мм пулеметами «Браунинг» М2 спереди и двумя 7,62-мм М1919А4 по бортам.

Мощное вооружение и хороший обзор позволяли эффективно использовать «Скауты» в уличных боях

Следующим стал бронеавтомобиль «Скаут» М2, за ним появилась модификация М2А1, которую конструкторы фирмы УМК снабдили пятилитровым двигателем «Геркулес» JXD мощностью уже 110 лошадиных сил. Изменилась и форма корпуса. Бронелист перед радиатором расположили под наклоном, что улучшило пулестойкость. Толщину брони нарастили до 12,7 миллиметра. В 1938 году военным департаментом США новинку стандартизировали под шифром М3, но произвели немного – за два года всего 64 экземпляра.

После обкатки в войсках чиновники Пентагона решили вооружить легкими разведывательными бронеавтомобилями все кавалерийские части. В фирме White Motor Company подсуетились и предложили военному ведомству усовершенствованный бронетранспортер М3А1. Отличительной меткой, которая, кстати говоря, перекочевала затем на другие американские БТР того времени, стал установленный на месте буфера барабан с лебедкой. Конструкторы WMC обновили форму кузова – удлинили корпус в корме, изменили форму дверей и конструкцию лобового листа. При массе 5,6 тонны броневик перевозил восемь человек – двух членов экипажа и шестерых десантников.

В боекомплекте – восемь тысяч патронов 7,62 миллиметра и до 750 калибра 12,7 миллиметра. Пулеметы устанавливались на подвижном станке, что позволяло стрелять по всем направлениям. Колеса снабдили усиленными многослойными шинами с противопульным наполнителем.

Именно такой «Скаут» и поступал в Красную армию: в тяжелом 1942-м прибыл 261 БТР, годом позже – 608. Пик поставок пришелся на 1944-й – 1954 «Скаута». Поначалу в документах о приемке царила неразбериха – машины называли бронетранспортерами, бронемашинами и полубронемашинами. Экипажи для «американцев» готовили в Урюпинске на базе 20-го танкового полка, затем учебный центр обосновался в Рязани. Командиров выпускало 3-е Саратовское училище бронемашин и бронетранспортеров.

В войсках машина пришлась ко двору, «Скауты» стали самыми массовыми и популярными бронетранспортерами в Красной армии. Их использовали на всех фронтах как разведывательные и командные, тягачи для 76-мм пушек ЗИС-3, а при сильной нужде и как санитарный транспорт. Но все же эти бронетранспортеры не были машинами поля боя, потому «Скауты» распределялись только в разведывательные подразделения РККА.

БТР развивал приличную скорость – более 80 километров в час при запасе хода 360 километров, мог заехать на горку с уклоном 30 градусов и одолеть брод глубиной до 40 сантиметров.

Мощное вооружение и хороший обзор позволяли эффективно использовать бронетранспортеры в уличных боях: на них отбивали российские и украинские, брали польские, чешские, немецкие города и веси, сражались на улицах Берлина и Вены. В книге «Танки ленд-лиза» Михаил Барятинский писал о том, как советские фронтовые разведчики воевали на своих «американцах»: «25 апреля 1945 года первыми на восточную окраину чешского города Брно ворвались бойцы разведроты старшего лейтенанта Матушкина из 4-й гвардейской механизированной бригады 2-го гвардейского мехкорпуса. Водитель заметил, что немецкие артиллеристы торопливо разворачивали пушку, чтобы уничтожить бронетранспортер, но сделать это им не удалось. Сержант Баязиев увеличил скорость. А пулеметчик рядовой Иванов меткой очередью из крупнокалиберного пулемета расстрелял расчет вражеской пушки. Вслед за разведчиками в Брно вступили бойцы мотострелковых подразделений 4-й гвардейской механизированной бригады».

В Красной армии «американец» прослужил до конца 40-х годов и успел стать прототипом при создании отечественного БТР-40, унаследовавшего лучшие черты заокеанского предшественника.

Справка «ВПК»

В СССР к 1942 году полностью прекратили производство довоенных бронемобилей-разведчиков. На конвейере остался только БА-64, в 1943-м в серию пошел модернизированный БА-64Б («Последний броневик»).

Опубликовано в выпуске № 15 (778) за 23 апреля 2019 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
Loading...