Версия для печати

НАТО не приговор

Нормальные отношения с альянсом возможны, но движение к этому должно быть взаимным
Герасимов Валерий

Нормой коллективного Запада стали односторонние действия в отношении других государств, проводимые без учета мнения их законных правительств и не санкционированные ООН. Зачастую под предлогом продвижения демократии осуществляется так называемое гуманитарное вмешательство, провоцируется внутригосударственная нестабильность.

В качестве инструмента проведения политики все больше используется глобальное информационное воздействие. С его помощью в глазах мирового сообщества искусственно формируется отрицательный образ неугодных для США правительств.

Активно используются технологии гибридной войны. Ставка делается преимущественно на вооруженную оппозицию, незаконные вооруженные формирования, протестный потенциал населения, применение сил специальных операций.

Методы ведения гибридной войны разработаны не нами. Спецслужбы Запада давно применяют их и в первую очередь против России. Однако пытаясь замаскировать свои действия, бездоказательно обвиняют в этом нашу страну. Только готовых поверить в эту ложь становится все меньше.

Продолжает усиливаться санкционная политика. Экономическое давление все больше используется США для принуждения других государств к выполнению выгодных Вашингтону политических требований. Все эти действия сопровождаются постоянной угрозой применения военной силы. Их целью является навязывание своей воли, в том числе посредством подрыва суверенитета, смены законно избранных органов государственной власти, ликвидации государственности неугодных стран.

Обстановка в Европе характеризуется стремлением США сохранить курс на конфронтацию с Россией

Опора на военную силу требует от США постоянного наращивания боевого потенциала своих вооруженных сил, развития форм и способов их применения. При этом следует констатировать качественное изменение направленности их военной стратегии от антитеррористической и контрпартизанской к ведению военных действий наступательного характера против технологически развитого и равного по силе противника. В практику войск активно внедряются концепции «Единые силы-2020», «Глобальный удар», «Многосферное сражение».

Примечательно, что для обоснования своей политики страны Запада в качестве угрозы национальной и коалиционной безопасности выставляют Российскую Федерацию. Это служит «весомым» аргументом для оправдания развязываемой гонки вооружений и способствует ухудшению российско-американских и российско-натовских отношений, которые и без того находятся на самом низком уровне за всю историю взаимодействия.

Внутриполитическая борьба в США не дает возможности начать конструктивный диалог между Москвой и Вашингтоном, провоцирует развитие антироссийской истерии, возвращает мир в эпоху противостояния холодной войны.

Военно-политическая обстановка в Европе характеризуется стремлением США сохранить курс на конфронтацию с Россией и при поддержке союзников по НАТО разговаривать с нашей страной только с позиции силы. Именно для этого расширяется Североатлантический альянс, наращивается боевой потенциал объединенных вооруженных сил блока. На момент распада СССР в НАТО было 16 стран, сейчас их уже 29. Напрашивается вопрос: в каких целях и против кого все это? Ведь Советский Союз давно распался и противостояние между блоком НАТО и Организацией Варшавского договора ушло в прошлое.

Очевидно, что новый термин – «сдерживание агрессивных намерений России» – введен за океаном для оправдания своих военных приготовлений. В результате указанных действий нарушается баланс сил, повышаются риски военных инцидентов в Европе, ставится под угрозу ее население, формируется тенденция на разрушение не только региональной, но и общемировой системы безопасности.

В свою очередь Российская Федерация проявляет максимальную сдержанность. Наши действия являются исключительно ответом на наращивание военной активности США и НАТО. В противовес размещению войск альянса у границ России мы вынуждены усилить состав войск Западного и Южного военных округов. При этом данные мероприятия проводятся в пределах установленной численности Вооруженных Сил Российской Федерации за счет сокращения состава других военных округов. В ответ на развертывание системы ПРО США в Европе Россия в приоритетном порядке развивает и поставляет в войска перспективные вооружения.

И даже в этих непростых условиях Россия никогда не отказывается от контактов с американскими коллегами. Регулярно проводятся встречи и телефонные переговоры по линии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации и объединенного комитета начальников штабов ВС США, а также Верховного главнокомандующего ОВС НАТО в Европе. Это позволяет избегать инцидентов и кризисных ситуаций между нашими странами в военной сфере.

Значительное влияние на региональную стабильность оказывает возрастание активности НАТО на Европейском Севере. Необходимо отметить, что в современных условиях Арктика с ее богатствами имеет ключевое значение. Важно, чтобы этот регион остался зоной добрососедства и экономического сотрудничества. В Арктике пока нет существенных угроз, которые бы требовали принятия экстренных мер военного реагирования. Исходя из этого мы не проводили и в ближайшее время не планируем проведение здесь масштабных учений.

При этом внимательно отслеживаем ситуацию с действиями НАТО. Например, проведенное в 2018 году на территории Норвегии учение «Трайдент джанкче-2018» по суммарно привлеченным силам и отработанным вопросам было направлено на демонстрацию возросшего военного потенциала НАТО в Арктике. Мы полагаем, что такая деятельность альянса провоцирует гонку вооружений и противоречит задачам развития и освоения Арктики.

Мы предлагаем западным партнерам отказаться от создания на Европейском континенте новых «разграничительных линий», снизить противостояние по линии Россия – НАТО, строго руководствоваться «Основополагающим актом о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и НАТО» 1997 года, в котором, в частности, закреплено, что Россия и НАТО не рассматривают друг друга как противников.

Важным условием для снижения напряженности может стать прекращение дестабилизирующей активности вооруженных сил блока вблизи западных границ России, размещения дополнительных войск и объектов военной инфраструктуры в странах Балтии, Восточной Европе, наращивания военного присутствия в Черном море.

Валерий Герасимов,
начальник Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, генерал армии

Опубликовано в выпуске № 16 (779) за 30 апреля 2019 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
Loading...