Версия для печати

Мадьярский «Turán» - танк, рожденный устаревшим

Безнадежная попытка венгерских оружейников догнать советских танкостроителей
Джерелиевский Борис

Венгрия адмирала Хорти была, пожалуй, наиболее верным европейским союзником гитлеровской Германии во Второй мировой войне и активно участвовала в войне против Советского Союза.

Впрочем, особых успехов в боях с РККА венгерские войска не демонстрировали. Причем, возможно, не только в силу специфических боевых традиций, согласно которым гонведы, яростные и свирепые во время карательных операций, были довольно скромны в полевых боях с реальным противником. Дело еще и в том, что Венгрия вступила в «войну моторов» (как часто называют Вторую мировую) с не слишком впечатляющим парком бронетехники, что с учетом того, что главным ландшафтом для действий мадьярских соединений были степи, было для них серьезным ограничением.


Собственно и своим основным боевым танком 40M Turán ВС Венгрии были обязаны немецким союзником. После оккупации Чехословакии в распоряжении Третьего рейха оказался весьма значительный арсенал и военно-промышленный комплекс этой страны. Большинство чехословацкого оружия и техники было поставлено на вооружение вермахта и Ваффен-СС. А кроме этого в распоряжение нацистов попали и многочисленные перспективные разработки чешских оружейников, в том числе и прототип танка Škoda Š-II-c T-21, да еще в двойном экземпляре.


Впрочем, эта разработка после серии испытаний была немцами отвергнута, и в 1941 году прототип и техническая документация на него были переданы венгерским союзникам, которые на их основе разработали свой танк и начали его выпуск.


Боевая машина получила обозначение 40M Turán и 40-мм противотанковую пушку, явно не обладающей необходимой для того времени мощностью. Что и подтвердило боевое применение «Турана» на Восточном фронте, выявившее его беспомощность перед советскими танками, причем не только перед тяжелым КВ-1, но и перед Т-34.


Вследствие этого производство танков, которых к тому моменту было выпущено 285 единиц, было остановлено, и начались работы над их модернизацией. Так появился средний танк 41M Turán II, получивший усиленное (в сравнении с предыдущей моделью) бронирование. Так, толщина лобовой брони увеличилась до 50 мм, кроме того, машина получила дополнительные бронеэкраны в боковой проекции, которые должны были защитить ее от огня ПТР.


На новой модификации была установлена новая увеличенная башня и 75-мм короткоствольное орудие. Однако производство этих танков и, соответственно, поступление в войска, началось только в 1943 году. К этому моменту советские танкостроители продвинулись далеко вперед, вновь радикально опередив мадьярских оружейников, сделав их отставание совершенно безнадежным. В результате производство новой модификации «Турана» было свернуто через год. В войска успело поступить 139 машин. Была начата работа над еще одной модификацией - 43M Turán III, было даже создано два прототипа. Однако серийное производство так начать и не успели – в связи с поражением в войне. Венгерские танки на Восточном фронте, как и войска, оказались хороши только в карательных и контрпартизанских операциях.


 Ну а ВС Венгерской народной республики получили на вооружение те самые «тридцатьчетверки», что безжалостно разносили «Тураны» в щепки.


Борис Джерелиевский

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
Loading...