Версия для печати

Е-паровоз задолго до е-мобиля

Американские локомотивы поставлялись в СССР до 1947 года
Гришин Арсений
Фото: scaletrainsclub.com

Историки и черпающие из их работ разного рода эксперты в оценке «железнодорожного ленд-лиза» разделились на два непримиримых лагеря. Одни утверждают, что без американских паровозов СССР войну бы не выиграл. Другие считают эти поставки, как, впрочем, и весь ленд-лиз, жалкой мелочью, подачкой и вообще несущественно малой величиной.

Союзники помогали СССР не по принципу «Что дадим – тому и радуйтесь», а на основе заказов, формируемых советской стороной. И оформлялось это как продажа товаров, а вовсе небезвозмездно.

По ленд-лизу союзники направляли в СССР в основном два типа паровозов, изготовленных в США заводами ALCO и Baldwin: серии Е и серии Ша, а частично произведенными в Канаде.

По имеющимся данным, железнодорожные поставки осуществлялись главным образом в 1943–1947 годах и включали 1911 паровозов, 70 дизельных локомотивов, 11,2 тысячи разных вагонов и 94 тысячи тонн колес, осей и колесных пар. Еще одна впечатляющая цифра: 622 тысячи тонн железнодорожных рельсов.

Американские поставки были столь заметными, что позволили свернуть собственное производство подвижного состава: за четыре года (1942–1945) было выпущено всего 92 паровоза, а вагонов – чуть более тысячи. Для сравнения: в 1940-м отечественная промышленность выдала их более 33 тысяч. Высвободившиеся мощности были загружены выпуском боевой техники, в частности одним из основных изготовителей танка Т-34 стал Уральский вагоностроительный завод в Нижнем Тагиле.

С переходом Красной армии в наступление по всем фронтам проблема увеличения локомотивного парка стала весьма острой

Переориентации тяжелого машиностроения на бронетехнику поспособствовал, конечно, не ленд-лиз, а созданный в годы ударных пятилеток «паровозный задел». Запас подвижного состава и грамотный уход за техникой позволили даже в самые тяжелые первые военные годы избежать транспортного коллапса – не зря железнодорожники считались военизированной структурой. Надо отметить и тот факт, что территория, оккупированная немцами, существенно сократила объем обслуживаемой железнодорожной сети. Но с момента перехода Красной армии в наступление по всем фронтам проблема восстановления путей и увеличения локомотивного парка стала весьма острой. Потому и начало поставок приходится на конец 1943 года.

Паровоз – штука основательная, в трюм не погрузишь и просто так на палубе не поставишь. Под перевозку через океан были переоборудованы четыре советских лесовоза – «Максим Горький», «Севзаплес», «Комилес», «Клара Цеткин». Советские и американские инженеры совместно решали трудную проблему подготовки этих судов для погрузки и крепления 18 паровозов на каждом.

Поставленные по ленд-лизу «американцы» оказались не первыми на наших рельсах. В Первую мировую в США был размещен заказ на производство паровозов серии Е, разработанной отечественными инженерами, – они выпускались с 1915 по 1919 год. Эту же модель заказали и в 1943-м, поскольку колесная формула оказалась оптимальной для советских стальных магистралей. Однако пока производство серии Е разворачивали, НКПС для ускорения поставок заказал полторы сотни уже выпускавшихся в Штатах паровозов, получивших у нас название Ша, где «а» означает американский. Это был такой «виллис на паровой тяге» – аскетичный, с минимальным количеством бронзы, легированной стали и прочих излишеств. Зато прочный, надежный и ремонтопригодный – пусть и довольно слабенький. Испытания на кольце ВНИИ ЖД в Щербинке показали скорость около 70 километров в час, мощность – 850–1000 лошадиных сил. К началу 1944-го были поставлены 44 таких паровоза, за последующие полгода – еще 149. Шесть локомотивов утонули при транспортировке.

Чуть позже пошла серия Е, называвшаяся соответственно Еа. Потом были Ем и Емв. На магистральных линиях американские паровозы можно было заметить еще в 60-е, а как маневровые их использовали аж до 80-х годов.

Еще один плюс от поставок из-за океана – в СССР вновь обратили внимание на тепловозы, работы над которыми были свернуты еще в 1937 году. Несколько десятков дизельных локомотивов Да, появившихся у нас в 1945-м, показали себя очень хорошо, и это направление производства вновь стало успешно развиваться.

Опубликовано в выпуске № 19 (782) за 21 мая 2019 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
Loading...