Версия для печати

Почему МиГ-15 у китайских летчиков на войне в Корее обиду вызвал

Китайцы летали на самолетах меньшей мощности, а мы на бисах
Кустов Максим

МиГ-15 по праву считают лучшим истребителем, использованным на войне в Корее (1950-1953 годы). Неслучайно он стал самым массовым боевым самолетом в истории реактивной авиации. Тем не менее, китайские летчики, на нем воевавшие, обижались…
Полк, в котором с 1951 года воевал Леонид Матвеевич Павлов (сайт «Я помню») взаимодействовал с китайским истребительным авиаполком. Они и располагались на одном китайском аэродроме.

Советским летчикам, по воспоминаниям Леонида Павлова, запрещалось на 100 километров приближаться к 38-й параллели. Кроме того, не разрешали летать над морем.


А у китайцев ограничений не было. Поэтому выработали такую схему действий -  первыми поднимались в воздух китайцы. Они летели на территорию и «работали» там. А когда они возвращались, как правило, преследуемые американцами, над «разрешенной» территорией их прикрывали советские летчики. 


Потом схему пришлось усложнять. Американцы удачно атаковали полк Павлова, когда МиГи пошли на посадку. Один из летчиков под огнем дернул вправо от полосы и приземлился на поле. Машина перевернулась. Подбежали человек 10, пытались приподнять машину и вытащить пилота. Но машина оказалась слишком тяжелой. Самолет загорелся, начал рваться боекомплект. Летчик погиб.


Пришлось просить подкрепления. Из Союза прислали эскадрилью, которую разместили на запасном аэродроме. Она взлетала, чтобы прикрыть заходящие на посадку самолеты полка, в котором служил Леонид Павлов.


Но китайские летчики были недовольны: «Помню, китайцы обижались на наше правительство, говорили, что их обманули. Дело в том, что в первое время МиГи выпускались с одним двигателем, меньшей мощности. А потом пошли МиГ-15бис, с более мощным двигателем. И вот китайцы летали на самолетах меньшей мощности, а мы на бисах. Они это узнали и очень обижались на наше правительство».
По мнению Леонида Павлова, американский  истребитель F-86 «Сейбр», ставший главным противником МиГов, превосходил МиГ-15, а вот с МиГ-15бис они были «примерно наравне».

 
Вот как он описал тактику боя на МиГ-15бис с американскими истребителями: «На Сейбрах в конце фюзеляжа поставили громадные, воздушные тормоза. Скорость большая, их выпускают, очень резко сбрасывают скорость. В особенности это они применяли, когда только на вираж пойдешь. На скорости идешь, вираж, он нажимает кнопку – лопухи растопырились, и мы вперед проскакиваем. У нас таких лопухов не было, поэтому мы на вираж старались не ходить. Мы применяли вертикаль – косая спираль, потому что если взять вертикаль в прямом смысле – тяжело, а косая спираль – все видно. И так смотришь, и так смотришь. А Сейбр он на вертикали тяжелей. Было несколько случаев – сзади четверка Сейбров, я уже петлю делаю, они открыли огонь. А там дистанция тройная, снаряды не долетает. Медленный подъемчик, они идут, идут и недовольные уходят. А когда их больше было, нападают – здесь, конечно, вертикаль. Но вертикаль тоже на 12 тысяч нельзя. Возможности двигателя не такие, хотя и полная мощность».


Безусловно, выдержать такое противостояние на МиГ-15 было сложнее, чем на Миг-15бис. Так что причины обижаться у китайских летчиков действительно были, правда, не слишком долго. Когда полк возвращался в СССР, было приказано оставить МиГ-15бис в Китае…


Максим Кустов

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
Loading...