Версия для печати

Британия бомбила Кенигсберг как часть Советского Союза — часть III

Самолеты предписывалось использовать для уничтожения как можно большего числа мирных жителей
Хорст Герфрид

Пять государств, имевших в то время статус великих держав – Англия, Франция, США, Италия и Япония, созвали в конце 1922 года в Гааге конференцию, которая поставила задачей разработать правила ведения воздушной войны. Германия и Советский Союз приглашены не были.

Продолжение. В газете уже опубликованы первая и вторая части.

Правила ведения воздушной войны содержат следующие положения:

«Статья 22. Запрещается воздушная бомбардировка с целью терроризирования гражданского населения, уничтожения частной собственности, не имеющей военного значения, или нанесения ей ущерба и поражения некомбатантов…

Статья 24. 1. Воздушная бомбардировка является законной только тогда, когда она направлена на военный объект, то есть на объект, разрушение или повреждение которого может представить определенную военную выгоду для воюющей стороны. 2. Такая бомбардировка является законной только тогда, когда она направлена исключительно на следующие объекты: вооруженные силы, военные сооружения, военные учреждения или склады, заводы, являющиеся важными и хорошо известными центрами по производству оружия, боеприпасов или типично военных предметов довольствия, линии связи или транспорта, используемые для военных целей. 3. Бомбардировка городов, селений, жилых построек или зданий, не находящихся в непосредственной близости от района операций сухопутных сил, запрещается».

Разработанные на конференции документы не были ратифицированы правительствами стран-участниц. Таким образом, Правила ведения воздушной войны так и не вступили в юридическую силу. Однако их можно применить для оценки бомбардировок во время Второй мировой войны.

За несколько лет до начала Второй мировой в Британии началась разработка дальнемагистральных бомбардировщиков

Уже перед ее началом всем сторонам было ясно, что воздушные налеты на гражданское население и невоенные цели, в частности на культурные объекты, противозаконны. 21 июня 1938 года премьер-министр Невилл Чемберлен в британской палате общин заявил, что в будущей войне всеми ее участниками должны соблюдаться три принципа.

Первый: преднамеренное нападение и бомбардировка мирного населения противоречат международному праву.

Второй: воздушные налеты должны быть направлены только на военные цели, поддающиеся идентификации.

Третий: при нападении на военные цели необходимо обращать особое внимание на то, чтобы по ошибке не подвергать бомбардировке живущее поблизости мирное население.

30 сентября того же года Ассамблея Лиги Наций единогласно приняла постановление, содержавшее три принципа, выдвинутых Чемберленом.

«Воздушный контроль» опробовали на курдах

Но если правовое положение и заявление Чемберлена столь однозначны, как стало возможным, что британские ВВС с 1942 по 1945 год разрушили почти все немецкие города, уничтожив по меньшей мере 600 тысяч жителей? Ответ такой: Лондон говорил одно, а делал другое.

Уже в Первой мировой англичане по достоинству оценили военные возможности авиации, и 1 апреля 1918 года были созданы королевские ВВС Британии (Royal Air Force), третья самостоятельная часть вооруженных сил наряду с армией и флотом. Во время следующей войны, которую уже ожидали, они хотели уберечь жизни своих солдат. Самолеты предполагалось использовать для уничтожения городов в тылу врага, для убийства как можно большего числа жителей и таким образом для подрыва воли к сопротивлению среди оставшихся в живых. Однако будущим врагом в начале 20-х годов казалась не Германия, которая в соответствии с параграфом 198 Версальского договора вообще не имела права содержать военную авиацию, а Франция или Советский Союз.

Одним из первых энтузиастов доктрины стратегической воздушной войны был Уинстон Черчилль, в декабре 1918-го возглавивший британское военное ведомство, а с 1921-го – Министерство по делам колоний. Они и стали испытательным полигоном, на котором королевские ВВС опробовали воздушные налеты на мирное население как средство подавления народных восстаний. Эта практика получила название «воздушный контроль». Первая операция такого рода была проведена в 1919 году в Британском Сомали. Опыт признали успешным, и в 1921-м Черчилль приказал королевским ВВС действовать также в значительно большей по территории и политическому весу стране – в Ираке, против арабов и мятежных курдов. Позже «воздушный контроль» успешно применялся в других колониях Британской империи на Ближнем Востоке, в северо-западных пограничных областях Индии, в Афганистане.

Тогдашним командующим британскими бомбардировщиками в Ираке был Артур Харрис. Там он освоил технические приемы, которые впоследствии успешно применил в бомбовой войне против немцев. В начале противоправной войны США и Великобритании против Ирака весной 2003 года, обоснованием которой послужила ложь о том, что якобы у Саддама Хусейна есть оружие массового уничтожения, журналист Джонатан Глэнси, писавший для английской «Гардиан», напомнил, каким образом Великобритания вела войны уже 80 лет назад: «Терроризирующие бомбардировки, ночные бомбовые налеты, тяжелые бомбы, бомбы замедленного действия (несущие смерть прежде всего детям) разрабатывались во время налетов на глиняные, каменные и соломенные хижины, когда Великобритания обладала мандатом Лиги Наций... Ирак оказался полезным испытательным полигоном для только что изобретенных видов оружия как ограниченного действия, так и массового уничтожения, а также для новых методов поддержки отдаленных военных баз Британской империи и удержания под контролем вассальных государств».

Главная цель – жилые районы

В соответствии с концепцией стратегической войны в воздухе, разработанной еще в 1918-м, британское правительство уже в 1935–1936 годах, то есть за несколько лет до начала Второй мировой, стало проектировать тяжелые четырехмоторные дальнемагистральные бомбардировщики «Галифакс» и «Авро Ланкастер», которые могли доставить большой объем боеприпасов далеко в глубь Германии. В 1941–1942-м они были готовы вступить в бой. 14 февраля 1942 года Министерство военно-воздушных сил Великобритании адресовало Главному командованию бомбардировочной авиации (Bomber Command) британских ВВС директиву для ковровой бомбардировки (Area Bombing Directive): «Впредь деятельность в первую очередь должна быть направлена на подрыв морального духа гражданского населения противника, особенно у рабочих промышленных предприятий».

С 1942 по 1945 год британские ВВС разрушили почти все немецкие города и уничтожили по меньшей мере 600 тысяч жителей

Начальник штаба ВВС Чарльз Портал заявил по этому поводу: «Я полагаю, каждому пилоту должно быть ясно, что целями бомбардировок должны быть жилые районы, а не верфи или, скажем, авиационные заводы».

Британское правительство не могло отрицать, что немецкие города подвергаются массированным бомбардировкам, но это всегда выставлялось так, что настоящей целью налетов являются объекты, имеющие военное значение, а разрушение жилых кварталов – непреднамеренный побочный эффект.

Так, 31 марта 1943 года депутат Ричард Стоукс спросил во время заседания в палате общин министра авиации: «Были ли когда-либо отданы указания членам британских ВВС провести ковровую бомбардировку вместо точечной концентрации на чисто военные объекты?». Министр сэр Арчибальд Синклер ответил: «Цели авиаэскадры всегда носят военный характер, но в поле ночных бомбовых налетов на военные объекты попадают и ареалы, в которых они расположены».

Насколько ловко Лондон распоряжался информацией, можно увидеть на примере официальной британской истории бомбардировочной войны, это «Стратегическое воздушное наступление против Германии в 1939–1945 гг.» (The Strategic Air Offensive against Germany 1939–1945) Чарльза Уэбстера и Нобеля Франкленда. В книге утверждается, что Кенигсберг был выбран целью для бомбардировки, чтобы прервать связь немецкого тыла с фронтом в России (These targets were selected with a view to the disruption of German communications with the Russian front).

Правда, в конце августа 1944 года Советская армия уже стояла на границе Восточной Пруссии. Можно было ожидать, что прицельной бомбардировке со стороны королевских ВВС подвергнутся кенигсбергские вокзалы – Главный и Северный, а также железнодорожные пути, промышленные сооружения, порт, казармы за пределами городского центра, фортификационный пояс вокруг Кенигсберга и другие военные сооружения. Но этого не произошло. Бомбили исключительно городской центр. Так что немецкие связи с Восточным фронтом от бомбардировки Кенигсберга вовсе не были прерваны.

Заголовок газетной версии – «Британская ненависть к городу Канта».

Окончание следует.

Герфрид Хорст,
председатель Международного общества друзей Канта

Опубликовано в выпуске № 35 (798) за 10 сентября 2019 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
Loading...