Версия для печати

«Подкоп» под США: гватемальский вариант

Сооружению транспортного коридора помешало ЦРУ
Веленко Игорь

Никарагуанский канал не единственная альтернатива Панамскому. Известен проект, подготовленный в 1944–1947 годах в Гватемале, когда страной руководила антиамериканская коалиция во главе с президентом Хуаном Хосе Аревало и премьер-министром Хакобо Арбенсом.

Отклик на статью «Россия отказывается от банановой политики»

Трасса – 340 километров: от соседствующих карибских портов Ливингстон/Пуэрто-Барриос, далее по озеру Исабаль и реке Матагуа до города Эль-Прогресо. Затем по запроектированному тридцатикилометровому каналу между реками Матагуа и Куилапа до впадения последней в Тихий океан.

В мае 1947-го гватемальская экономическая делегация посетила Москву. Об этих переговорах обе стороны не сообщали, ибо советское проникновение на «задний двор» США могло обострить и без того ухудшавшиеся отношения с Соединенными Штатами. Гватемальская делегация предложила построить с участием СССР трансокеанский канал и обеспечить поставку советского оборудования для ее горнодобывающей и пищевой отраслей. А расплачиваться за это содействие страна намеревалась в основном своей сельхозпродукцией.

Советское проникновение на «задний двор» США могло обострить и без того ухудшавшиеся отношения

В Москве решили насытить проект советскими наработками, скорректированный совместный вариант планировалось завершить к 1952 году. В 1949-м гватемальские власти предложили отодвинуть южную (в т.ч. морскую) границу Британского Гондураса на 20–25 километров от упомянутых карибских портов в обмен на равнозначный район на севере. Но Лондон при поддержке со стороны Вашингтона отказался.

В ходе международного экономического совещания в Москве (с участием СССР и 49 стран) в апреле 1952 года («Друзья золотого рубля») делегация Гватемалы во главе с министром торговли Роалдесом согласилась с советскими проектными предложениями. Но ввиду известных геополитических факторов того периода Москва решила поддерживать прежде всего своих ближайших союзников. А в июне 1954-го ЦРУ свергло антиамериканское руководство Гватемалы.

Но уже в новом веке, по данным мексиканской «Эль Паис» от 23 июня 2013 года, «Гватемала изучает прежний проект трансокеанского канала. А в апреле 2014-го начнет сооружение межокеанских железной дороги и нефтепровода. Стоимость проекта – 12 миллиардов долларов с финансированием за счет частного капитала». На данный момент инвестиции не превышают трети от требуемых, так что задуманный транспортный коридор, по самым благоприятным прогнозам, будет создан не раньше 2030 года.

Опубликовано в выпуске № 1 (814) за 14 января 2020 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
Loading...