Версия для печати

Миллионы в бюджет России носятся в воздухе

Как открывали небо над Сибирью
Журин Анатолий
Ждущие открытия прямые маршруты. Внизу круга справа: Анкоридж, Сиэтл, Сан-Франциско, Лос-Анджелес. Вверху справа: Чикаго, Детройт и т. д. Вверху: Прага, Москва, Дели, Пекин и т.д.

30 лет назад, 16 февраля 1990 года было подписано историческое соглашение, значительно расширяющее возможности межконтинентальных полетов гражданской авиации.

Это меморандум «Об открытии новых международных воздушных трасс для полетов между СССР и США, через Северный Ледовитый океан, советское воздушное пространство в страны Юго-Восточной Азии». От имени нашей страны документ подписал начальник Главного управления воздушного движения МГА СССР Валерий Шелковников. Ныне президент международного консультативно-аналитического агентства «Безопасность полетов», он рассказал «Военно-промышленному курьеру», как все было.

– Валерий Георгиевич, теперь модно говорить о намечающихся или уже осуществленных прорывах в той или иной экономической сфере. А ведь февраль 1990 года, наверное, и стал тем самым прорывом. Похоже, тогда подписание документа было выгодно всем договаривающимся сторонам?

– Безусловно. Мир получил огромные преимущества, которыми, кстати, просто обязана воспользоваться и Россия в настоящее время, в том числе в геополитически сложном Арктическом узле. Ведь использование гигантского воздушного пространства РФ выгодно всем, но в первую очередь нашей стране как в экономическом, так и во внешнеполитическом плане.

– Как показывают исследования Института экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения РАН, в 70–80-е годы закрытость СССР и его воздушного пространства вынуждала выбирать в качестве основных международных авиамаршрутов направления в обход нашей территории. Хотя всем было ясно: многие наикратчайшие пути пролегают именно над территорией России и в частности над Сибирью.

Использование сибирских трасс позволяет сократить летное время за счет благоприятных метеоусловий и меньшей протяженности линий

– В том-то и дело. Ученые долго пытались пробить эту стену в наших отношениях с Западом. Использование уникального географического положения Сибири, регионов, над которыми предполагалось осуществлять перелеты, должно было не просто увеличить интенсивность трафика над нашей территорией, но и существенно пополнить копилку бюджета страны. Ведь налицо кратчайший путь, соединяющий Западную Европу и Юго-Восточную Азию. Более того, здесь же пролегают самые удобные маршруты, связывающие ту же ЮВА с Востоком и Центром Северной Америки. Давно ждут открытия через Арктическую зону и территорию России полеты из Сан-Франциско, Сиэтла, Лос-Анджелеса в ОАЭ. И наши казахские друзья очень заинтересованы в трассе Чикаго – Дели. Маршруты эти считаются ортодромическими, то есть самыми короткими.

– Есть цифры, иллюстрирующие взаимную выгоду?

– Во-первых, абсолютно всем перевозчикам это сулит значительные дивиденды по части повышения эффективности их деятельности и укрепление позиций в условиях жесткой борьбы с конкурентами. Во-вторых, использование сибирских трасс позволяет сократить летное время между теми же пунктами по сравнению с другими межконтинентальными маршрутами. Как подсчитала наука, на два – пять часов за счет благоприятных метеоусловий и меньшей протяженности линий: на 1400 километров на трассе Лос-Анджелес – Бангкок, на 3700 километров – Чикаго – Гонконг, на 4200 километров – Нью-Йорк – Сеул и т. д. А сокращение летного времени – это экономия топлива, ресурса двигателей, оплаты персонала и других слагаемых транспортных затрат. Это выигрыш миллионов долларов для фирм (по данным годового отчета NavCanada, сокращение одного часа летного времени лайнера, обслуживающего межконтинентальные рейсы, позволяет экономить порядка 10 тысяч долларов) и в то же время дополнительные миллионы в казну России, полученные в виде уплаты аэронавигационных сборов с перевозчиков.

– Однако пролет над Сибирью предполагает не только открытие маршрутов, но и обеспечение надлежащих условий для безопасных полетов. Насколько решаема данная проблема сегодня?

– Переход системы управления воздушным движением на новые спутниковые технологии позволяет обеспечить безопасность на всю глубину полета, включая участки трасс над Арктикой. Здесь решающее слово за предприятиями аэрокосмического комплекса, расположенными в Сибири, им по плечу внедрение спутниковых технологий в систему УВД. К примеру, только в Красноярском крае действуют такие предприятия, как «Прикладная механика» (в Красноярске-26), Аэрокосмическая академия, Аэрокосмический колледж, КБ «Искра», завод телевизоров и другие высокотехнологичные производства. Есть омский «Полет». Россия создала Магаданский океанический центр обслуживания воздушного движения с помощью спутниковых технологий CNS/ATM, наблюдающий за пространством от Нью-Йорка до Сингапура. Средства вложены с дальним расчетом: страна получает аэронавигационные сборы за пролеты тысячи воздушных судов и, разумеется, авторитет мирового авиационного сообщества. Центр неоднократно посещали глава государства и руководители правительства.

– Расскажите о деталях подписания меморандума.

– В 1989 году этому событию предшествовали совместная поездка со специалистами Федерального управления США и детальная проработка вопроса на всей территории от Бухты Провидения до Владивостока о возможности выполнения запланированных международных полетов. Что касается деталей подписания… Во-первых, поручение правительства о подписании меморандума визировал нынешний министр иностранных дел, а тогда начальник Управления МИДа Сергей Викторович Лавров. Одновременно впервые было заключено Соглашение о координации и организации связи между районными центрами УВД Анадыря и Анкориджа (Аляска, США). Тогда же было намечено подготовить договор между Главным центром УВД СССР и Главным центром планирования полетов США (HQ ATFM FAA – USA). Увы, и по прошествии 30 лет Соглашение по координации и организации связи теперь уже между Главными центрами обслуживания воздушного движения России и США так и не появилось. Несмотря на то, что Арктика, повторюсь, – серьезный геополитический узел. До настоящего времени нет соглашения и не организована связь между Главными центрами ОВД России и США, как того требует ИКАО. Стоит вспомнить, что в 1983 году, когда наша ПВО сбила южнокорейский «Боинг» над Охотским морем, связь между Центрами управления воздушным движением Анкоридж (Аляска) – Хабаровск сработала мгновенно, обеспечив безопасность полетов над Тихим океаном. Не устаю повторять: мы должны учиться на прошлых ошибках.

Я с благодарностью вспоминаю своих коллег, работавших тогда вместе со мной, многие из которых уже ушли в мир иной. Вспоминаю и свои беседы с руководителем Федерального авиационного управления США адмиралом Джеймсом Б. Бьюзи, главой делегации Федерального авиационного управления США Фрэнком Каннингемом, его замом Фрэнком Прайсром. Это был действительно прорыв, ведь меморандум, который отмечает 30-летие, стал основой для дальнейшего активного сотрудничества в этой области между нашими странами на более высоком уровне. В июне 1992 года министры транспорта США и иностранных дел России подписали Меморандум о взаимопонимании по использованию воздушного пространства, аэронавигации и управлению воздушным движением. В мае следующего года Минтранс США объявил о новом авиационном соглашении с Россией, обновив и расширив документ, подписанный в июне 1990-го. Соединенные Штаты тогда получили право на перелет через некоторые части нашей страны в пункты в Азии, а мы – на обслуживание своими авиакомпаниями 11 новых городов США. 30 июня 1995 года вице-президент США Альберт Гор и премьер-министр Виктор Черномырдин подписали Меморандум о взаимопонимании в отношении укрепления технического сотрудничества в целях заключения двустороннего соглашения о летной годности.

Главное, что 30 лет назад был дан старт и более серьезному международному авиационному сотрудничеству. Жаль, что сегодня из наших тогдашних отношений многое утеряно. Но это, как вы понимаете, не наша вина.

Заголовок газетной версии – «Миллионы долларов из воздуха».

Беседовал Анатолий Журин

Опубликовано в выпуске № 6 (819) за 18 февраля 2020 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
Loading...