Версия для печати

Учебник протекционизма

Знание американских законов не освобождает от ответственности
Лебедев Ярослав
«Покупай американское. Опыт защиты отечественного производителя». Под общей редакцией О. И. Бочкарева. М., «Техносфера», 2020, 168 стр.

Постсоветская Россия как маленький ребенок, который перенимает у старших (государств и правительств) только плохое. В США всю рыночную дурь, которую наша страна с упорством, достойным иного применения, опробует на себе уже 30 лет, выбили еще в 1933 году.

Исторический закон, известный как «Покупай американское», был принят именно тогда, на пике Великой депрессии. Поначалу он имел довольно узкую сферу применения – только регулирование госзакупок для проведения строительных работ. Но со временем был основательно дополнен в интересах и на пользу внутреннему производителю президентскими указами, последние из которых подписаны уже Дональдом Трампом.

«Закон «Покупай американское» и его развитие с 1933 года до наших дней – яркий пример того, как целые поколения воспитываются патриотами своей экономики, – отмечает Светлана Аппалонова, председатель Совета Ассоциации производителей электронной аппаратуры и приборов. – В этом законе экономическая стратегия, политика и идеология неразрывно переплетены и служат единой цели. Это важный опыт, который нужно изучать и творчески использовать в наших условиях». Политическую оценку закона «Покупай американское» дает Владимир Гутенев, заместитель председателя думского Комитета по экономической политике и предпринимательству: «Это образчик того, как американцы во всеуслышание декларируют идеи свободной торговли в рамках ВТО, а на практике действуют прямо противоположно. Это особо ярко проявляется в нынешних условиях, когда США вводят заградительные пошлины для ввоза импортных товаров не только из Китая, но даже из стран-союзниц в Европе». Составители сборника взяли комментарии у полутора десятков крупных российских экспертов. Представляя промышленность, науку и образование, они едины в том, что защита и поддержка своих производителей – основа технологического лидерства.

Закон «Покупай американское» допускает лишь восемь отступлений: несоответствие сделки общественным интересам, необоснованно высокая цена, отсутствие отечественного аналога (это может быть и товар, и ноу-хау), приобретение для перепродажи, для использования за пределами США или во исполнение межгосударственного договора, чересчур малый потребный объем продукции. Но даже в исключениях в последнее десятилетие наблюдалась тенденция к снижению. К примеру, закупки товаров, не производящихся в США, сократились с 2012 года (более 650 миллионов долларов) к 2019-му почти в шесть раз. Составители сборника поясняют, о каких импортных «изделиях» идет речь: побеги бамбука, бананы, консервированная солонина, книги, напечатанные за рубежом.

Читатель, знакомый с публикациями «Военно-промышленного курьера», неизбежно приходит к заключению: действуй подобный закон у нас хотя бы с начала 2000-х, небо Отечества бороздили бы тысячи Илов и Ту, а солнечная Мордовия не знала бы недостатка в лесозаготовителях с опытом работы в правительстве и хорошим западным образованием. Кстати, тексты американских законов приводятся в сборнике и на русском, и на английском.

Книга настоятельно не рекомендуется членам правительства (по крайней мере бывшим), кои наказ «Покупай американское» способны воспринять и претворить в жизнь лишь буквально.

Книга должна быть включена как настольная в список литературы для студентов высших школ экономики, родственных факультетов других вузов и соответственно переиздана массовым тиражом.

Ярослав Лебедев,
кандидат филологических наук

Опубликовано в выпуске № 7 (820) за 25 февраля 2020 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
Loading...