Версия для печати

Разгром Ju 88 эскадры «Гинденбург» летчиками Балтфлота

Немцы так и не поняли – кто «работал по Котлам»?
Кустов Максим

Воспоминания немецких генералов, или написанные ими военно-исторические работы у нас кое-кто привык воспринимать как некую истину в последней инстанции, кладезь достоверной информации. Немцы, дескать, славятся аккуратностью. Насколько оправдано такое отношение к немецким источникам и заслуживают ли они безграничного доверия?

Немецкий генерал Вальтер Швабедиссен, после Второй мировой, подобно многим своим коллегам, занявшийся написанием военно-исторических трудов, в книге «Сталинские соколы: Анализ действий советской авиации в 1941-1945 гг.» описал одну из самых удачных воздушных атак советскими летчиками немецкого аэродрома, совершенную в 1943 году:


«Поучительный пример возросшей эффективности русских бомбардировщиков был продемонстрирован во время налета на немецкий аэродром Котлы, расположенный в районе Финского залива. Через несколько часов после приземления немецких бомбардировщиков из I группы 1-й бомбардировочной эскадры, по летному полю со стороны моря и на малой высоте был нанесен классический бомбардировочный удар группой около 20 русских самолетов. Огонь зенитной батареи четырехствольных 20-мм пушек оказался неэффективным. Немецкие истребители прикрытия выполняли в это время другое задание и находились далеко от места события, о чем наверняка знало русское командование, проинформированное по разведывательным каналам. 


Бомбы легли точно на места стоянки самолетов и аэродромные сооружения. После нанесенного бомбового удара русские бомбардировщики вернулись и с бреющего полета произвели штурмовку летного поля. Кроме значительных потерь в личном составе, немцы лишились 10 бомбардировщиков Ju 88, уничтоженных или получивших тяжелые повреждения. После полудня по аэродрому нанесла удар еще одна группа русских бомбардировщиков, а на следующий день был осуществлен очередной налет, во время которого уничтожены 4 немецких бомбардировщика. В результате, I группа понесла невосполнимые потери, так как была укомплектована очень опытными экипажами, и ее перебросили в Восточную Пруссию для пополнения личным составом и материальной частью. Несмотря на то, что подобные случаи в 1943 г. являлись единичными и происходили при благоприятных для русских обстоятельствах, все говорило об укреплении их бомбардировочной авиации». 


А вот как эта же воздушная операция выглядит глазами отечественного историка:


«Наиболее примечательным стал налет на Котлы. Это один из немногих известных случаев нашей удачной «игры на опережение». 18 марта 1943 г. советская радиоразведка обнаружила посадку на этом аэродроме самолетов  группы 1-й бомбардировочной эскадры. Из-за плохих метеоусловий воздушная разведка смогла подтвердить данные радиоперехвата только 20 марта. По докладу экипажа самолета-разведчика Пе-2, на аэродроме находилось 19 «Юнкерсов-88». По немецким документам, это были машины 1-й группы эскадры KG 1 «Гинденбург», прибывшие под Ленинград из Украины (Миргород) только 19 марта. Третья группа «гинденбургов» в это время базировалась на авиабазе Дно.


Штаб ВВС КБФ очень оперативно реализовал добытые разведданные. Получивший приказ «работать по Котлам» штаб 7-го Гв.ШАП быстро организовал удар и перенацелил на решение новой задачи самолеты, подготовленные к действиям по переднему краю. Шесть Ил-2 (наиболее опытные экипажи во главе с командиром полка) в сопровождении 12 истребителей (6 И-16 и 6 Як-1) из 21-го ИАП практически без противодействия противника нанесли удар по Котлам. В результате, по советским данным, удалось уничтожить 4 «Юнкерса» и 5 повредить. На следующий день налет повторила восьмерка «Илов». Хотя практика боев на советско-германском фронте показала особую опасность повторных налетов, на этот раз военное счастье было на стороне советских летчиков, которые заявили об уничтожении шести самолетов. Несмотря на огонь зенитной артиллерии и атаки немецких истребителей, только один «Ил» получил повреждения и сел на вынужденную на своей территории. 23 марта во избежание дальнейших неприятностей немцы перебазировали остатки авиагруппы из Котлов в Дно, а 7 апреля вовсе отправили ее на отдых и восстановление в Восточную Пруссию».


Так кто же атаковал аэродром Котлы – бомбардировщики или штурмовики Ил-2 под прикрытием истребителей?


Максим Кустов

Окончание следует

Loading...
Загрузка...
Аватар пользователя Владимир Похиленко
Владимир Похиленко
06 марта 2020
Автор, ты некомпетентный или пропаганду гонишь? 20 марта указанная эскадра в Котлах потеряла безвозвратно (на 100%) только 2 самолёта, ещё 2 получили лёгкие повреждения (10-15%, как правило ремонтируется) а 21 марта ещё 1 самолёт получил 60% повреждения (может быть отремонтирован, но как правило на списание). Это разгром? За весь март 1943 указанная группа эскадры потеряла от противника безвозвратно 9 самолётов. За февраль 1943 года 10 самолетов, за январь 1943 года 12 машин и т.д. Уровень потерь за март находится в пределах нормы, о каком разгроме может идти речь? Какие "невосполнимые" потери? Что, промышленность не могла покрыть убыль? Безвозвратных потерь в летном составе 20 и 21 марта группа вообще не имела. Конченный лжец ты. Пропагандон.
Аватар пользователя Владимир Похиленко
Владимир Похиленко
06 марта 2020
Автор, ты некомпетентный или пропаганду гонишь? 20 марта указанная эскадра в Котлах потеряла безвозвратно (на 100%) только 2 самолёта, ещё 2 получили лёгкие повреждения (10-15%, как правило ремонтируется) а 21 марта ещё 1 самолёт получил 60% повреждения (может быть отремонтирован, но как правило на списание). Это разгром? За весь март 1943 указанная группа эскадры потеряла от противника безвозвратно 9 самолётов. За февраль 1943 года 10 самолетов, за январь 1943 года 12 машин и т.д. Уровень потерь за март находится в пределах нормы, о каком разгроме может идти речь? Какие "невосполнимые" потери? Что, промышленность не могла покрыть убыль? Безвозвратных потерь в летном составе 20 и 21 марта группа вообще не имела. Конченный лжец ты. Пропагандон.

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц