Версия для печати

ППГ-1 –пулеметное гнездо, опоздавшее на линию Маннергейма

«Шушпанцер», разработанный по формуле «быстро-просто-дешево» в серию не пошел
Дмитриев Борис

В числе сложностей, с которыми столкнулась РККА в ходе Зимней войны, была выявлена проблема с непосредственной огневой поддержкой во время подвижных боевых действий на сложных ландшафтах, которую испытывали пехотные подразделения Красной Армии.

Эксперты Вооруженных сил пришли к выводу, что этот вопрос можно быстро решить с помощью пулеметных танкеток. Чтобы быстро наполнить сражающиеся части необходимой техникой (война шла полным ходом), она должна была быть недорогой и максимально простой – в производстве и в освоении. При этом машина должна была быть хорошо защищена, проходима и обладать значительной огневой мощью.


Соответствующее техническое задание было сформулировано, и заказ Красной Армии был поручен Специальному конструкторскому бюро №2 Ленинградского Кировского завода под руководством Ж.Я. Котина в 1940 году. Непосредственным разработчиком и ведущим конструктором проекта «Объект 217» стал Л.С. Сычев. Позже танкетка получила обозначение ППГ (Подвижное пулеметное гнездо) -1. Конструкторский коллектив уложился в рекордно короткие сроки,  уже в марте 1940 года был изготовлен опытный образец и передан на испытания.


Танкетка получила вполне приличную защиту: лобовая часть корпуса должна была изготавливаться из 20-мм броневого листа. Борта корпуса имели толщину 10 мм. Все прочие детали имели толщину 8 мм. Кроме того, уровень защиты увеличивался за счет использования рациональных углов наклона бронелистов.


Силовая передача состояла из четырехступенчатой коробки передач, обеспечивающей три передачи вперед и одну назад, сухого однодискового главного фрикциона, двух бортовых фрикционов и двух бортовых передач.


Ходовая часть, применительно к одному борту, состояла из четырех литых опорных катков с внутренней амортизацией, ведущего колеса цевочного зацепления заднего расположения и мелкозвечатой гусеницы.


Вооружение танкетки состояло из двух 7,62-мм пулеметов ДТ, установленных в лобовом броневом листе корпуса в шаровых установках, с общим боезапасом 1575 патронов.


Ради удешевления и упрощения машины максимально упрощались трансмиссия и ходовая часть. В частности, подвеска не имела элементов.  С целью максимального уменьшения габаритов машины (таково было одно из требований ТЗ) пришлось использовать оригинальную компоновку внутренних объемов корпуса. Также значительному сокращению подвергся объем боевого отделения. Максимальная высота боевого отделения (оно же отделение управления) составляла всего 55 см!


Достичь такого минимализма удалось отнюдь не с помощью мобилизации лилипутов, а с помощью необычной компоновки – экипаж машины вел огонь из положения… лежа. Экипаж танкетки состоял из двух человек, размещавшихся: командир танкетки — пулеметчик — в лежачем положении у правого борта, механик-водитель — пулеметчик — лежа у левого борта. При перемещении машины к полю боя, вне зоны огневого воздействия противника, экипаж должен был размещаться в сидячем положении в кормовой части обитаемого отсека, для чего следовало открывать крупный двустворчатый люк в крыше, на который танкисты опирались спинами. Перед началом боя водитель и стрелок должны были ложиться на днище корпуса и закрывать за собой люк, после чего могли применять оружие.


Основными средствами наблюдения за обстановкой в боевом положении являлись два перископических прибора в передней части крыши. С их помощью можно было искать цели для пулеметов, а наводка осуществлялась при помощи штатных прицелов. Головки перископических приборов защищались коробчатыми кожухами, придававшими лобовой части корпуса характерный внешний вид.


Длина танкетки «Объект 217» составляла всего 2,5 м, ширина – 1,72 м, высота – 0,86 м. Клиренс равнялся 300 мм и не мог меняться из-за жесткой подвески. Боевая масса бронемашины составляла всего 1,73 т. 16-сильный мотоциклетный двигатель обеспечивал удельную мощность около 9,5 л.с., что не позволяло рассчитывать на получение высокой подвижности, однако считалось достаточным для решения поставленных задач. Максимальная скорость машины на хорошей дороге должна была достигать 18,5 км/ч. Запас хода по топливу – до 100 км. Имелась возможность подъема на склон крутизной 35 градусов или 40-см стенку. Ширина преодолеваемого рва – 1 м. Без подготовки можно было пересекать водные преграды по бродам глубиной до 0,5 м. Герметизация корпуса давала запас плавучести 40%. Тем не менее, танкетка имела некоторые ограничения в отношении мобильности. Из-за использования жесткой подвески бронемашина не отличалась особым комфортом, что должно было приводить к быстрому утомлению экипажа. По этой причине своим ходом ППГ-1 должна была только идти в бой, а перевозить ее к  месту применения предлагалось полуторками.


Военные остались недовольны «Объектом 217», поставив в претензию танкетки невысокую мобильность, некомфортное положение экипажа, приводившее его к быстрому утомлению. И самое главное, финская война завершилась. Соответственно, острая необходимость в таком, явно сыром «шушпанцере» отпала. Новая разработка была признана бесперспективной, был отменен заказ на строительство нескольких прототипов, а проект свернут.


Борис Дмитриев

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц