Версия для печати

Русский «Манифест судьбы»

Сергей Глазьев и вопросы крайне деликатного свойства: о национальном мифе
Калашников Максим
«Туманность андромеды», 1967 год. Фильм по роману Ивана Ефремова

Поднятая академиком РАН Сергеем Глазьевым тема требует серьезной дискуссии. Дело не столько в крайней небесспорности исторической теории Фоменко – Носовского, сколько в формировании вдохновляющего и объединяющего национального мифа для русских XXI века. Вопрос сей едва ли не поважнее, чем ядерное оружие.

Попробуем сделать зачин дискуссии. Коснемся крайне тонких и опасных материй.

То, что сплачивает нацию

С моей точки зрения, Носовский и Фоменко совершили гениальное историческое открытие, которое неправильно истолковали. Они обнаружили повторяющиеся динамические сюжеты в событиях прошлого, однако решили, будто речь идет не о разных странах, народах и временах, а об одних и тех событиях. Такие исследователи крайне нужны, ибо задают официальной науке обоснованные, но неудобные вопросы. Они же посмотрели на прошлое глазами не гуманитариев, найдя, к примеру, геобетонные блоки в пирамиде Хеопса. Однако не разделяю теорию их новой хронологии.

Сергей Юрьевич предлагает положить их учение в основу – назовем вещи своими именами – нового национального мифа России. Ибо таковые и движут историю, воодушевляя народы на небывалые подвиги и свершения. Миф, в который верят десятки и сотни миллионов душ, становится реальностью. И неважно уже, что было в истории на самом деле. Существует лишь то, во что истово верят. Без нового, окрыляющего мифа русским, ныне сильно деморализованным и разобщенным, ни экономики не поднять, ни из системного кризиса не выбраться.

Известны ли нам примеры национальных мифов, сподвигнувших народы на небывалые свершения. Злопыхатели обыкновенно приводят два зловещих примера.

Сергей Глазьев предлагает сотворение нового национального мифа России. Ибо таковые и движут историю, воодушевляя народы на небывалые подвиги и свершения

Первый – это японская религия синтоизма, фактически сконструированная элитой нации в эпоху Мэйдзи (1868–1912). Чтобы перейти от феодального отсталого общества в фазу буржуазного, индустриально развитого социума, мстящего белой расе за унижения, японцы создали учение о своем праве на всемирную гегемонию. Дескать, наши императоры – прямые потомки Аматэрасу, богини Солнца. Она покровительствует несравненному японскому народу, который должен править всеми прочими. Благодаря синтоистскому мифу Страна восходящего солнца разгромила Китай в 1895-м, нанесла поражение Российской империи в 1905-м и стремительно вошла в разряд промышленно развитых мировых держав. Потом она захватила Маньчжурию и бросилась воевать с Америкой, едва не заставив ее признать японские завоевания.

Но в итоге миф привел Японию к ядерным бомбардировкам Хиросимы и Нагасаки и к катастрофе.

Второй недобрый пример: Германия 30-х годов с ее верой в расовое превосходство людей арийского (индоевропейского) корня, самыми чистыми представителями являются немцы. Гении организации, науки и техники, войны и государственного строительства. В миф гитлеровского Рейха входили даже теория мирового льда Гербигера с ее бредовой космогонией, музыка Вагнера, философия Ницше и Гегеля. Но и эта вера, едва не сделав Германию владычицей Евразии, все-таки довела страну до катастрофы.

Но есть и другие примеры. Современный Китай, выходя на позицию первой сверхдержавы мира и промышленного центра планеты, исповедует миф о том, что он и есть центр человечества. А все прочие – всего лишь периферийные варвары. Что имеет логическое продолжение: китайцы и есть люди высшего сорта.

Миф о своей особости и богоизбранности до сих пор исповедуют евреи, принадлежащие иудаизму. Надо сказать, влияние еврейского сообщества на финансы, медиа, культуру и политику Запада и многих других стран огромно.

Однако и Соединенные Штаты, по-прежнему оставаясь сверхдержавой, тоже обладают своим национально-имперским мифом. Пускай их звездные часы уже в прошлом, пусть кризис терзает их страну изнутри, но при этом они остаются богатейшей страной мира. Да, нам не нравятся США, но сей «Пиндостан» тем не менее тоже смог сокрушить своих врагов: и Британскую империю, и Германию, и Японию, и СССР (бред о скрытой Британской империи, якобы правящей Соединенными Штатами, не комментирую).

Манифест судьбы (destiny)

В 1845 году САСШ (так тогда именовались нынешние США – Североамериканские Соединенные Штаты) были еще полуаграрной захолустной страной, которая опасно вибрировала. Многие улицы ее столицы – Вашингтона, распланированные по масонской символике, в ту пору еще даже не замостили, в городе паслись козы.

«…Город раскинулся на большое расстояние, имея небольшие дома из двух комнат в миле от других домов… Нанося визиты в городе, мы вынуждены миновать рвы и перелазы, попеременно идти по траве и булыжным мостовым и проходить по полю, чтобы добраться до нужной улицы», – писала в 1835-м британская писательница Гарриет Мартино.

В 1845 году популярный публицист Джон О’Салливан публикует небольшую статью «Аннексия» (о необходимости отторжения Техаса у Мексики и присоединения его к САСШ), и сей небольшой текст назвали затем «Манифестом судьбы», оказавшим громадное влияние на всю последующую историю Заатлантической республики.

«Америка, как говорил Джон О’Салливан, – нация, созданная из многих наций, не связанная с бременем тяжелого исторического прошлого. Он считал, что создание государства США – начало новой истории, в которой американцам предназначено стать великой нацией. Герои, по его словам, не те, кто сражается под властью королей и императоров, жертвуя своими жизнями для их прославления, а те, кто доблестно защищает свои дома, свои свободы, свои семьи. Именно в этом, как полагает О’Салливан, есть слава Америки. Ее великая судьба – расширять территории, принося с собой веру в Бога, благодетельные цели и чистое, незапятнанное в прошлом сознание.

Автор доктрины представляет Америку будущего как нацию многих наций, внушительную область пространства и времени, провозглашающую превосходство божественных принципов, как величественный храм, чьим основанием было бы полушарие, а крышей – небесный свод. Сообщество многих республик, собравших в себя миллионы счастливцев, управляемых только естественным и божественным законом равенства, законом братства, мира и доброй воли среди людей. Американцы – нация прогресса, индивидуальной свободы, всеобщего освобождения. Равенство прав – путеводная звезда союза Штатов…» (https://ushistory.ru/populjarnaja-literatura/100-manifest-destiny).

Во многом янки и сейчас исповедуют эту философию. В строках своей колонки О’Салливан рисует образ 1945 года: «…Двести пятьдесят, а то и триста миллионов американцев, собравшихся под трепещущими звездами и полосами, в быстро приближающемся Господнем 1945 году!» (John O’Sullivan, «Annexation», The United States Magazine and Democratic Review, Volume 17 (New York: 1845), 5–6, 9–10).

И это американский национальный миф, позволивший полусельской стране, балансировавшей на грани раскола, вырваться в повелители судеб мира. Угадан был и год начала глобального взлета – 1945-й, и даже нынешние размеры населения США.

Миф дает очень важное: непоколебимую уверенность в правоте своего народа и силы для свершений. Меня всегда поражало то, как арабы и турки оказались в шоке, столкнувшись с европейцами в эпоху Крестовых походов. Обдающие вонью немытых тел, неотесанные, в грубых одеждах, они тем не менее отличались истовой верой в то, что они самые лучшие и призваны править миром.

Сергей Глазьев предложил создать новый национальный миф. Но как это сделать?

Соединение прошлого с будущим

Дело требует максимальной выверенности. В русских условиях миф нации должен стоять на крепкой «скальной основе» в виде бурной индустриализации и научно-технических успехов страны. В виде не только высадки на Марсе, но и строительства – моя мечта – россыпи усадебных городов будущего (самоуправляемых футурополисов) и массовой авиатизации. Иначе получится такое же посмешище, как у самостийной Украины. В 2010 году на всемирной выставке в Шанхае на стене павильона Неньки намалевали карту: с жовто-блакитной территории на карте расходятся стрелочки с надписями: «Шумеры», «Индоевропейцы», «Эллины». Ничего, кроме гомерического смеха, сей «миф» вызвать не может. Никто в него не верит. Ибо сама Украина – территория глубокого упадка и победившей деиндустриализации, покорная воле внешних господ.

Чтобы избежать такого, русским и требуется совместить легенду о великом прошлом с впечатляющими успехами в настоящем и с построением своей цивилизации Будущего. Чтобы не стать подобием угасающей старухи, впавшей в грезы о безвозвратно ушедшей юности.

Считаю, что одновременно с созданием учения о великом минувшем нам, порождая свой национальный миф, надо совместить все это и с новой индустриализацией (слезанием с сырьевого кола), и с творением Великой Мечты о грядущем (что уже пытается делать Александр Проханов с его Академией Русской мечты – АРМ). А еще и очищением собственного общества от нечисти: национального самоуничижения и неверия в собственные силы, алчности, мародерства, коррупции и цинизма. С обустройством достойной жизни у себя в Отечестве. Космическое государство Асгардия Игоря Ашурбейли тоже дает футуристический элемент национальной мечты.

Но положить в основу русского мифа-XXI новую хронологию Носовского и Фоменко, с моей точки зрения, слишком рискованно. Их теория может и расколоть общество, вызвать опасное раздвоение сознания и подавление «традиционной» исторической науки. Нетрудно представить себе, что будет, если заменить трудами Носовского и Фоменко преподавание привычной русской истории в школах и вузах. Пусть работы уважаемых историков-новаторов останутся конкурирующим направлением, пускай Носовский и Фоменко сходятся в жарких спорах с «традиционщиками», но монополистами их делать слишком опасно.

Путь совмещения истории с самой дерзкой русской футуристикой, с буйным воображением в стиле Ивана Ефремова, помноженными на русский протекционизм и творческую промышленную политику, на прорыв в шестой техноуклад и в космос, – вот наш путь ко второй Победе. А Сергею Глазьеву – наше уважение за интеллектуальную смелость.

Опубликовано в выпуске № 35 (848) за 15 сентября 2020 года

Loading...
Загрузка...
Аватар пользователя Твердислав
Твердислав
16 сентября 2020
Господин футуролог взял в заставку иллюстрации кинокадры из фильма "Туманность Андромеды" по одноименному научно-фантастическому роману Ивана Ефремова. Причем имя Ивана Ефремова отсутствует. Запад нас обрабатывает как из многоствольного миномета "Катюша" киносериалами по принципу "Режиссура, как практическая психология". При чем все на русском языке. Где вся философия и концептуальная научная экономика талантливо вплетена в ткань сюжета и исподволь разрушает государство профессионально. Режиссер Адрон Кончаловский сподобился в свои 82 года создать кинополитический пасквиль высокого художественного уровня под названием "Дорогие товарищи" о Новочеркасских событиях расстрела рабочей демонстрации. Уже приз и громогласные овации ему по всему Евросоюзу. Но киноатака явно антипатриотична, смахивает на бактериологическую всемирную войну короновируса на 100 процентов. Только, как всегда, проплатил работу сразу видно - миллиардер Алишер Усманов - некий меценат, но с прибылью. Развязать войну и нарастить её ещё больше. Вопрос к олигарху именно от ФСБ и зампредседателя по безопасности Медведева Д.А. Он что не соображает, что это его задача противостоять НАТОвской агрессии!
Аватар пользователя Твердислав
Твердислав
16 сентября 2020
Господин футуролог взял в заставку иллюстрации кинокадры из фильма "Туманность Андромеды" по одноименному научно-фантастическому роману Ивана Ефремова. Причем имя Ивана Ефремова отсутствует. Запад нас обрабатывает как из многоствольного миномета "Катюша" киносериалами по принципу "Режиссура, как практическая психология". При чем все на русском языке. Где вся философия и концептуальная научная экономика талантливо вплетена в ткань сюжета и исподволь разрушает государство профессионально. Режиссер Адрон Кончаловский сподобился в свои 82 года создать кинополитический пасквиль высокого художественного уровня под названием "Дорогие товарищи" о Новочеркасских событиях расстрела рабочей демонстрации. Уже приз и громогласные овации ему по всему Евросоюзу. Но киноатака явно антипатриотична, смахивает на бактериологическую всемирную войну короновируса на 100 процентов. Только, как всегда, проплатил работу сразу видно - миллиардер Алишер Усманов - некий меценат, но с прибылью. Развязать войну и нарастить её ещё больше. Вопрос к олигарху именно от ФСБ и зампредседателя по безопасности Медведева Д.А. Он что не соображает, что это его задача противостоять НАТОвской агрессии!

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц