Версия для печати

Английский танк «Валентайн» глазами советского ремонтника

Из-за плохой сцепки гусеничного движителя с грунтом английские танки не могли буксировать друг друга
Купинов Максим

Британский пехотный танк Mk.III «Валентайн» (англ. Infantry Tank Mk.III «Valentine»), спроектированный в 1938 году фирмой Vickers-Armstrongs, был как известно, самым многочисленным британским танком Второй мировой. Великобританией и Канадой  было выпущено 8275 «Валентайнов», значительная часть из которых -  3782 танка по ленд-лизу была отправлена в СССР.

В Красной Армии об этой машине (во всех ее вариантах), сложилось крайне неоднозначное мнение. Среди отзывов  о «Валентайне» есть и резко критические, и восторженные: «Керосинка это, прогулочная машина, а не танк. Сколько ни жми — больше двадцати пяти не выжмешь, да и то на хорошей дороге… Что нравилось в «Валентайне», это планетарный поворотный механизм. На любой скорости он поворачивает куда надо, как на машине едешь… Пушка 40-миллиметровая и пулемет спаренный. Снарядики только бронебойные, осколочных не было. Пшик и полетела пулька, как плевок, зла не хватало».


Здесь надо отметить, что с появлением «Валентайнов» с 57-мм. и 75 мм. орудиями огневые возможности машины резко возросли.


В  статье «Анализ развития зарубежной танковой техники за годы войны и перспективы дальнейшего совершенствования», опубликованной в 1945 году генерал-майором инженерно-танковой службы, доктором технических наук Н. И. Груздевым указано: «Mk III, как пехотный (или, придерживаясь весовой классификации, — легкий) танк, безусловно, имеет наиболее плотную общую компоновку и среди этого типа танков является, бесспорно, наиболее удачным, хотя вынос тормозных барабанов вне корпуса, безусловно, неправилен. Опыт с танком Mk III прекращает дискуссию о возможности целесообразного использования автомобильных агрегатов для танкостроения.


Броневая перегородка между моторным и боевым отделением существенно уменьшает потери в экипаже при пожаре и сохраняет моторно-трансмиссионную группу при взрыве снарядов. Приборы наблюдения просты и эффективны. Наличие уравнителей в Mk III и сервомеханизмов, несмотря на невысокую удельную мощность, позволяет обеспечивать удовлетворительную среднюю скорость танка порядка 13—17 км/ч… Следует отметить надежно работающий дизель GMC. Из всех существующих легких танков танк Mk III является наиболее удачным. Можно сказать, что в условиях 1940—1943 гг. именно англичане создали тип пехотного танка».


Ну а как оценивали британский танк те, кому приходилось его, подбитого, с поля боя эвакуировать, а затем ремонтировать?


Александр Тарасенко, занимавшийся в годы войны ремонтом и эвакуацией танков с лета 1941 года в мемуарах «Вторая танковая индустрия» так описал эту машину и ее применение в бою: «7 августа 1943 года началась Спас-Деменская наступательная операция войск Западного фронта. Уже с первых дней бои приняли упорный характер. Гитлеровцы имели здесь мощную оборону, которую лишь на четвертый день удалось прорвать 10-й гвардейской армии. В прорыв был сразу введен 5-й механизированный корпус. 13 августа фашистов удалось выбить из Спас-Деменска. В этих боях ощутимые потери понес и 5-й мехкорпус. Дело в том, что на вооружении он имел английские танки «Валентайн», которые, как говорится, и в подметки не годились тридцатьчетверкам. Слабое вооружение и броня, плохая маневренность на поле боя — все это в значительной мере способствовало излишним потерям».


Были свои, специфические претензии к танку и с точки зрения ремонтников: «Валентайны» были знакомы мне и раньше. Из-за плохой сцепки гусеничного движителя с грунтом английские танки не могли буксировать друг друга, как это делали Т-34. Хочешь, не хочешь, а ремонтникам приходилось ползти к танку и на открытой местности, под градом пуль приводить его в надлежащее состояние. А если «Валентайны» удавалось оттащить в укрытие или на сборный пункт аварийных машин (СПАМ), то тут их подстерегала другая беда — отсутствие запасных деталей. Из двух-трех танков лепили один или же отправляли их в тыл. Когда я прибыл в 5-ю ПРБ (подвижная ремонтная база), которая располагалась в лесу, первое, что услышал от политрука В. Г. Фатунова, была жалоба на «Валентайны».


— Немцы их бьют как хотят, а нам потом морока. Послушали бы вы, как в экипажах кроют англичан!
— Слышал.
— Они искренне радуются, что танков союзников в войсках становится все меньше, а советских — все больше. Факт этот был неоспорим».


Поразительно – насколько же противоположные  отзывы в СССР «Валентайн» вызывал. С чем могла быть  связана такая полярность мнений?


Максим Купинов

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц