Версия для печати

Финансовое обеспечение безопасности требует новых подходов

Лавренюк Василий
В последние годы активизировалась научно-исследовательская работа военных ученых по изучению различных аспектов деятельности государства, направленная на обеспечение безопасности России. В ряду таких работ особое место занимает труд большого авторского коллектива под руководством доктора экономических наук генерал-полковника В. В. Воробьева и члена-корреспондента РАН, заслуженного деятеля науки Российской Федерации, доктора экономических наук, профессора, генерал-майора Б. Н. Кузыка "Военная финансово-экономическая служба России: история и современность". Впервые в современной России фундаментально и с научных позиций проанализирован и обобщен опыт работы военно-финансовых органов на протяжении веков, способы экономического обеспечения военной организации нашего государства.

Генерал армии Махмут Гареев.
Фотоархив ''ВПК''


ПОВЫСИТЬ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СТАТУС ВОЕННОСЛУЖАЩИХ УДАСТСЯ НЕ РАНЬШЕ 2011 ГОДА


В последние годы активизировалась научно-исследовательская работа военных ученых по изучению различных аспектов деятельности государства, направленная на обеспечение безопасности России. В ряду таких работ особое место занимает труд большого авторского коллектива под руководством доктора экономических наук генерал-полковника В. В. Воробьева и члена-корреспондента РАН, заслуженного деятеля науки Российской Федерации, доктора экономических наук, профессора, генерал-майора Б. Н. Кузыка "Военная финансово-экономическая служба России: история и современность". Впервые в современной России фундаментально и с научных позиций проанализирован и обобщен опыт работы военно-финансовых органов на протяжении веков, способы экономического обеспечения военной организации нашего государства.
{{direct_hor}}
Наш корреспондент встретился с президентом Академии военных наук, генералом армии Махмутом ГАРЕЕВЫМ и попросил его ответить на вопросы, в частности, касающиеся научных и практических подходов к решению сложнейшей проблемы - финансово-экономического обеспечения безопасности России, развития соответствующих организационных структур и механизма их функционирования.

- Махмут Ахметович, какой вклад в развитие военной науки, истории военной финансово-экономической службы внесли авторы упомянутого нами научного труда?

- Прежде всего, надо признать, что это издание энциклопедического характера. Его уникальность заключается в том, что зарождение, становление и развитие военной финансово-экономической службы представлено на фоне развития экономики страны и военного дела. Такой подход к освещению организации финансового обеспечения армии и флота страны позволяет не только проследить ее историю, но и осознать необходимость тех или иных изменений на протяжении многовековой истории наших Вооруженных Сил. В книге не осталось без внимания ни одно звено финансово-экономической службы, что позволяет понять значимость и многообразие решаемых ею задач. Она занимается и денежным довольствием, и обеспечением ремонта вооружения и военной техники, обеспечением деятельности подсобных хозяйств воинских частей и оплатой разработок нового вооружения, приобретением канцелярских принадлежностей и оплатой поставок вооружения, обеспечением текущего ремонта и оплатой капитального строительства зданий и сооружений и т. д. Особая ценность этой книги состоит в том, что в ней впервые история экономики страны, военного дела и финансового обеспечения войск представлена со времени появления денег и княжеских дружин, т. е. с допетровских времен и до настоящего времени.

- Действительно, без знания истории военно-финансовой службы невозможно понять тенденции ее развития, найти пути решения острейших проблем сегодняшнего дня.

- Хотелось обратить внимание на то, что до появления регулярной армии нашествие захватчиков отражалось, как правило, ополчением, которое становилось в ряды защитников своих земель со своим оружием, снаряжением и конем. Поскольку защита своих земель была священным долгом каждого, денежное содержание ополчению не выплачивалось, но вознаграждение могло выдаваться за счет военной добычи, если такая была. Следует отметить, что бескорыстный патриотизм русского народа прослеживается во всех войнах, которые пришлось вести России, а впоследствии и Советским Союзом.

- Какие причины обусловили появление денежного содержания военнослужащих? Когда пришел конец "бескорыстному патриотизму" воинов?

- С появлением профессии защитника, т. е. с созданием армии на постоянной основе появилось и денежное содержание военнослужащих. Это обусловлено не только потребностями военнослужащего, который уже не мог другим образом добывать себе пропитание и одежду, но и для обеспечения семьи.

Следует отметить, что при Петре Великом была впервые установлена сетка окладов для военнослужащих, в которой учитывалась не только занимаемая должность, но и условия службы: действующая армия или служба в гарнизоне, а также род войск (артиллерист получал больше пехотинца). На всех этапах российской истории со стороны государства уделялось большое внимание поддержанию престижности военной службы, начиная с регулярного пересмотра размеров денежного содержания, развития его по мере усложнения военной службы и заканчивая правом занимать высокий пост в структурах государственной власти и управления только лицам, имеющим военное образование и опыт управления войсками. Такое отношение к армии и флоту во многом способствовало появлению в них целой плеяды блестящих полководцев, а также военных снабженцев, финансистов, многие из которых занимали высокие посты в государстве. Например, генерал-интендант действующей армии Отечественной войны 1812-1814 годов. Егор Францевич Канкрин стал министром финансов России и избавил страну от внешних долгов, снабженцы-финансисты Сергей Кузьмич Вязмитинов и Александр Иванович Татищев возглавляли в свое время военные ведомства, причем Вязмитинов был первым министром военных сухопутных сил России.

- Известно ли, кто был первым военным финансистом российской регулярной армии и чем он прославился?

- Это Яков Федорович Долгоруков, который прослыл "хранителем казны". Он осмеливался возражать даже Петру I, если сталкивался с непродуманным решением. Известен случай, когда царь на глазах своих приближенных даже разорвал свой указ после получения объяснений о причинах непринятия его к исполнению Долгоруковым в том порядке, который предусматривался в указе царя.

- Какие наиболее значимые события в истории финансовом обеспечении армии и флота, на ваш взгляд, заслуживают особого изучения? Как они повлияли на развитие дела?

- В исторической ретроспективе развития военно-финансовой службы России четко просматривается постепенный курс на централизацию управления финансовым обеспечением армии и флота. На этапе становления регулярной армии ее обеспечение возлагалось на земства. Сбор установленных для содержания армии налогов возлагался на земских комиссаров, в помощь которым направлялись офицеры полков, однако вскоре налоги стали направляться в центр, и в войска деньги направлялись из центра по требованиям в порядке финансирования. Следует отметить, что финансирование длительное время поступало в войска сразу на 4 месяца, или, как еще говорили, "по третям", т. е. 1/3 годовых потребностей. При этом воинские части финансировались несколькими довольствующими службами. Например, расходы по содержанию медицинских подразделений финансировались медицинской службой, а содержание инженерных подразделений - инженерной службой. Причем каждой службой финансировались и денежное довольствие личного состава соответствующих подразделений, и специфические потребности каждой службы. Но такой порядок существовал только в мирных условиях. В военное время все финансирование проходило через единый финансовый орган, и поступающие деньги направлялись на удовлетворение любых непредвиденных потребностей. Командующий при этом пользовался широкими правами по перераспределению поступивших сумм как между статьями расходов, так и между департаментами. Ему предоставлялось право разрешать расходование средств в особых случаях даже без подтверждения их расходными документами.

Централизация же финансового обеспечения войск в условиях мирного времени была осуществлена уже в советский период в тревожные предвоенные годы, когда надо было направлять денежные средства на решение наиболее важных для обеспечения обороноспособности страны задач, и, в первую очередь, на оснащение армии и флота современным вооружением и боевой техникой. Контроль за решением этих задач возлагался на финансовую службу Красной Армии. Благодаря централизации финансового обеспечения и в последующие годы удавалось решать сложные задачи по развитию Советской Армии и Военно-Морского Флота, обеспечению становления новых видов Вооруженных Сил и родов войск.

- Какие изменения в финансовом обеспечении армии и флота были проведены в годы Великой Отечественной войны?

- Прежде всего, надо отметить, что военные финансисты внесли большой вклад в победу над фашистской Германией. Благодаря постоянному поиску путей экономного использования денежных средств были сэкономлены значительные суммы. По инициативе финансистов был установлен жесткий контроль за ценами на вооружение, в результате на протяжении всей войны они снижались. Например, самолет Ил-4 в 1941 году стоил 800 тыс. руб., а в 1945-м - 380 тыс. руб.; танк Т-34 в 1941 стоил 269,5 тыс. руб., а в 1944-м - 135 тыс. руб. Знаменитый ППШ за годы войны подешевел более чем в 3 раза.

В годы войны по опыту финансового обеспечения предшествующих войн, начиная с Полтавской битвы, Отечественной войны 1812 года и последующих войн, были введены премиальные выплаты личному составу, но уже за подбитые танки, за восстановление подбитой боевой техники на поле боя, вознаграждения за сбитые в воздухе и уничтоженные на аэродромах самолеты врага. До настоящего времени продолжается выплата денежного вознаграждения за классную квалификацию, которая родилась тоже в годы войны. Кроме этого, были введены повышенные оклады военнослужащим гвардейских, ударных и штурмовых частей.

- А как была организована работа по обеспечению денежного довольствия военнослужащих в боевых условиях? Вопрос не праздный, учитывая, что, к сожалению, сегодня происходят сбои в выплате "боевых" денежных средств участникам антитеррористической кампании на Северном Кавказе...

- В годы Великой Отечественной войны обеспечение выплат денежного довольствия каждому военнослужащему, в том числе раненым и эвакуированным с полей сражений, находилось на особом контроле у командиров и начальников. Для предупреждения потерь денежных средств личным составом в годы войны финансовой службой совместно с полевыми банками было организовано зачисление денежного довольствия военнослужащих во вклады.

Еще одно очень важное направление работы военных финансистов в годы войны - доведение части денежного довольствия по поручениям военнослужащих их семьям. При этом широко практиковалась высылка денежных аттестатов, по которым семьи по месту жительства через военкоматы получали положенные выплаты. Однако война сорвала многие семьи со своих мест, были разорваны их связи с военнослужащими. В этих условиях финансисты выписывали аттестаты без адресов и направляли их в Финансовое управление Красной Армии, в котором была организована работа по розыску военнослужащих по письмам жен и матерей. Картотека таких запросов насчитывала сотни тысяч карточек, с ее помощью было установлено 174 тыс. адресов семей и выслано 71750 аттестатов семьям. Эта работа дорогого стоит.

- Сегодня, как известно, Вооруженные Силы функционируют в условиях ограниченных возможностей бюджета. Но у военных финансистов, оказывается, уже есть исторический опыт работы в таких условиях...

- Действительно, такие периоды наступали, когда страна выходила из войны и сосредотачивала свои силы прежде всего на восстановлении экономики. В эти годы резко сокращались военные расходы. Командирам и начальникам невольно приходилось активизировать свои усилия на поиске внутренних источников финансирования потребностей войск, разрабатывать наиболее экономичные механизмы использования бюджетных средств.

Такая работа, кстати, активно проводится и в наши дни. Военное ведомство получает значительные суммы, например, от услуг по перевозке грузов транспортной авиацией, по запуску спутников ракетами, снимаемыми с вооружения. Полученные таким образом денежные средства используются в централизованном порядке, прежде всего, для решения наиболее актуальных и злободневных проблем, например, обеспечения жильем военнослужащих.

Реализация внутренних резервов в определенной мере смягчает остроту проблем, порождаемых пока еще не полным удовлетворением потребностей Вооруженных Сил из федерального бюджета.

- Какие современные проблемы финансового обеспечения армии и флота, на ваш взгляд, требуют сегодня основательного изучения их практического решения?

- Важнейшая проблема - разрыв между возлагаемыми на Вооруженные Силы задачами и выделяемыми государством средствами. Я думаю, авторы книги "Военно-финансовая служба России: история и современность" правы, предлагая выход из сложившейся ситуации - в переходе к выделению средств под конечные результаты. В организации финансирования войск отмечаются трудности в связи с переходом на обслуживание через казначейство, что значительно увеличило время на доведение денежных средств до войск и ограничило маневр ими. По собственному опыту знаю, что это серьезная проблема для войск. Решать ее надо с учетом накопленного уже финансовой службой опыта работы.

Заслуживают, на мой взгляд, внимания и предложения авторов научного труда увязывать проблему повышения престижности военной службы, в частности, с изменениями уровня денежного довольствия военнослужащего.

В книге справедливо критикуется введение в войсках громоздкого бухгалтерского учета, который, я думаю, не понятен командирам и отбирает у них много времени. Ранее действовавший учет был прост для понимания, да и ведения. С этими замечаниями авторов следует согласиться. В боевых частях все должно быть мобильным без излишнего усложнения.

- Вы являетесь членом экспертно-консультативного совета при председателе Счетной палаты РФ, координатором направления по проведению экспертиз и подготовке заключений по вопросам расходования средств федерального бюджета на национальную оборону. Как организована работа военных экспертов, и чем может быть полезна ваша деятельность нашему парламенту, Вооруженным Силам?

- Эксперты совета и привлекаемые специалисты планируют и проводят свою работу в соответствии с Федеральным законом "О Счетной палате Российской Федерации", а также руководствуются задачами, которые решают аудиторы. Военные экономисты на общественных началах занимаются аналитической работой и экспертизой проектов различных документов федерального уровня. В частности, мы делали оценку проектов федеральных законов о федеральном бюджете, готовили предложения о характеристике исполнения федерального бюджета, а также проводили расчеты по оценке экономических возможностей государства и определению экономических ограничений, в рамках которых будут формироваться элементы облика Вооруженных Сил. Секцией военной экономики Академии военных наук на основе открытых источников проведен прогноз социально-экономического развития России на длительную перспективу.

- Не могли бы вы подробнее остановиться на ваших выводах и прогнозах?

- Прогноз содержит два возможных варианта развития экономики и, соответственно, финансирования строительства Вооруженных Сил по разделу "Национальная оборона" - оптимистический и пессимистический.

Оптимистический вариант предполагает благоприятное сочетание ряда факторов экономического и политического характера, способных обеспечить подъем материального производства и рост объемов ВВП - 5-7% в год, что позволит в период до 2021 года выделять на финансирование национальной обороны ресурсы в объеме не менее 3% от ВВП.

- Это, как говорится, при благоприятной конъюнктуре развития экономики страны. А каков пессимистический прогноз?

- Пессимистический вариант предполагает несколько меньшие темпы экономического роста и, как следствие, отсутствие в рассматриваемый период у государства объективной возможности обеспечить расходы по разделу федерального бюджета "Национальная оборона" на уровне 3% от ВВП. То есть доля останется на уровне фактического выделения средств в предыдущие годы - не более 2,7% от ВВП.

При пессимистическом сценарии развития экономики суммарные размеры финансирования на национальную оборону за период с 2006 по 2020 годы будут соответствовать 8,0-8,2 трлн. руб. (здесь и далее в постоянных ценах 2003 года). При оптимистическом варианте названные расходы могут составить 10,8 и 10,1 трлн. руб. соответственно.

- Учитывалась ли при составлении прогнозов расходов на оборону программа перехода на контрактный принцип комплектования войск?

- Такие расчеты делались, и вот что получается. При сохранении численности ВС РФ на уровне 1,1 млн. военнослужащих, с учетом поэтапного до 2007 года перевода должностей рядового и сержантского состава в частях постоянной готовности на контрактный принцип комплектования и действующих в 2003 году норм довольствия, с 2007 года на содержание личного состава потребуется объем средств, которые составят 36% в 2006 году и 21% в 2020 году от расходов на строительство и содержание Вооруженных Сил.

Переход на новую структуру численности ВС за счет снижения доли генералов, старших офицеров, офицеров и прапорщиков до 25-30% и повышения доли солдат и сержантов до 70-75% (из них проходящих военную службу по контракту 80-85%) позволит достичь существенного сокращения расходов на обеспечение личного состава. Сэкономленные средства можно направить на решение социальных проблем или распределить по другим статьям, требующим дополнительного финансирования.

- Как могут быть распределены оставшиеся после выделения на обеспечение личного состава средства между другими статьями расходов?

- Учитывая опыт вооруженных сил развитых зарубежных стран и структуру расходов МО РФ в предшествующие годы, на боевую подготовку и материально-техническое обеспечение войск может быть выделено не более 15-20%. Тогда при пессимистическом варианте расходы на боевую подготовку в период с 2006 по 2010 год увеличатся незначительно. Следовательно, ассигнования, выделяемые на эти цели, обеспечат только функционирование частей, несущих боевое дежурство, и частично боевую подготовку в частях постоянной готовности.

Доля расходов на капитальное строительство, по сложившимся в предыдущие годы соотношениям, в 2006 году составит 5%, а к 2020 году снизится до 3% от расходов на строительство и содержание Вооруженных Сил.

Остальные средства, с учетом 1,5% так называемых других расходов, могут быть предназначены для НИОКР, закупки и ремонта ВВТ. В период с 2011 по 2015 год ежегодные расходы на данные цели возрастут в два и более раз по сравнению с 2003 годом.

- Когда, по вашим прогнозам, может произойти выравнивание текущих и инвестиционных расходов?

- При данном варианте развития и распределения средств по целевым статьям выравнивание текущих и инвестиционных расходов может произойти только к 2010 году, а их соотношение как 40:60 будет достигнуто лишь к концу прогнозируемого периода. Реальные условия для проведения перевооружения будут созданы только к 2017-2018 годам, когда доля инвестиционных расходов достигнет 60%.

- Какие расходы потребуются, по вашим расчетам, для осуществления перехода на контрактную систему комплектования и повышения социального статуса военнослужащих?

- Переход на контрактную систему комплектования потребует увеличения стоимостных норм довольствия военнослужащих в 1,5-2 раза.

Для решения данной задачи в прогнозе с 2004 по 2006 год нормы довольствия военнослужащих (их стоимостные эквиваленты) ежегодно должны увеличиваться не менее чем на 10%, а в 2007 году с завершением перехода на контрактную систему комплектования нормы довольствия должны увеличиться в 1,5-2 раза. При таком увеличении данные расходы в 2007 году достигнут 65% от расходов на строительство и содержание ВС, а к 2021 году постепенно снизятся до 38%.

Если учесть расходы на повышение социального статуса военнослужащих, то до 2021 года даже выравнивания расходов на содержание и развитие ВС не произойдет. До 2011 года от 65% до 55% выделяемых средств будут расходоваться на обеспечение личного состава.

- Какие средства предстоит направить на военно-техническое оснащение Вооруженных Сил, закупку вооружений и научно-исследовательские работы?

- Низкие объемы производства вооружения и военной техники неизбежно приводят к утрате предприятиями ОПК способности серийного производства вследствие потери технологий, стендовой и испытательной базы, а также разрушения коллективов предприятий. Это, в свою очередь, не позволит перевооружить, при достаточном наличии необходимых средств, даже войска (силы) постоянной готовности облика 2010 года.

В целях обеспечения нормального функционирования системы вооружения и смены поколений ВВТ (с циклом 20-30 лет) необходимо в рамках гособоронзаказа на 2006 и последующие годы создать заделы для перевооружения (после 2010 года) Вооруженных Сил, последовательно поднимая планку минимальных уровней ежегодных закупок ВВТ. На основе анализа результатов пессимистического варианта прогноза можно сделать следующий вывод. Дальнейшее бюджетное финансирование национальной обороны на современном уровне (2,7% ВВП) и выявившиеся тенденции изменения облика ВС не позволят в ближайшей перспективе проводить реформирование ВС РФ по всем направлениям.

- А каков оптимистический вариант?

- Удвоение расходов на боевую подготовку и увеличение объемов выделяемых средств на техническое оснащение за 2006-2010 годы позволят в этот период проводить необходимую модернизацию и ремонт ВВТ.

С увеличением расходов на обеспечение личного состава до размеров, решающих социальные проблемы военнослужащих, достижение требуемых соотношений текущих и капитальных затрат произойдет на 6-7 лет позднее (выравнивание текущих и инвестиционных расходов к 2014 году, соотношение 40:60 к 2019 году). В период с 2007 по 2011 годы (период завершения перевода на контрактную систему комплектования частей постоянной готовности) произойдет увеличение доли расходов на обеспечение личного состава (до 55-45 %).

Но в данном варианте в период 2006-2010 годов на техническое оснащение может быть направлено более 690 млрд. руб., что обеспечит содержание системы вооружения ВС РФ на минимально допустимом уровне.

Из проведенного анализа следует, что только при оптимистическом варианте развития и ежегодном выделении на оборону 3% ВВП до 2011 года будут созданы условия для одновременного повышения социально-экономического статуса военнослужащих, удвоения расходов на боевую подготовку и МТО войск и увеличения инвестиционных расходов для Вооруженных Сил численностью 1,1 млн. военнослужащих в полтора раза. А после 2010 года появятся реальные условия для технического переоснащения. Выделение средств на оборону в размере 2,7% ВВП в прогнозируемый период не создадут условий для сбалансированного развития ВС существующей численности и уже к 2010 году могут привести к полному разрушению системы вооружения.

Василий ЛАВРЕНЮК

Опубликовано в выпуске № 25 (42) за 7 июля 2004 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
Loading...