Версия для печати

Образовательный стандарт - не догма

Корабельников Александр
На совещании с руководящим составом Вооруженных Сил РФ 2 октября 2003 г. президент Владимир Путин в качестве одного из приоритетных направлений последовательного, рассчитанного на перспективу, развития ВС назвал военное образование. При этом верховный главнокомандующий отметил, что начатая модернизация армии является не только важнейшей государственной, но и общенациональной задачей.


КАК И ГДЕ ГОТОВИТЬ ВОЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ


На совещании с руководящим составом Вооруженных Сил РФ 2 октября 2003 г. президент Владимир Путин в качестве одного из приоритетных направлений последовательного, рассчитанного на перспективу, развития ВС назвал военное образование. При этом верховный главнокомандующий отметил, что начатая модернизация армии является не только важнейшей государственной, но и общенациональной задачей.
{{direct_hor}}
Национальная безопасность Российской Федерации в условиях новых угроз и вызовов, иных геополитических реалий в мире требует и новых подходов к организации системы подготовки военных профессионалов. А она, как один из специальных институтов государства, часть общей системы образования имеет свою, отличную от других, социально-культурную предысторию, логику развития. Всякая попытка растворить ее или подчинить другим системам образования в ходе модернизации армии ничего, кроме разрушения, не принесет.

Взять привлекательную, на первый взгляд, идею перехода на многоуровневую структуру. При ее реализации высшее военное образование окажется перед дилеммой: войти в государственные образовательные стандарты, интегрируясь с различными институтами, и тем самым изменить содержание подготовки специалистов. Или войти в государственный образовательный стандарт своей специальностью, своим направлением. На мой взгляд, для придания российским Вооруженным Силам нового качества представляется более эффективным и целесообразным второе направление. Что это означает на деле?

Посмотреть схемуСистема образования Государственной службы РФ.

Вход в государственный образовательный стандарт "своей специальностью" позволит системе военного образования придать новое качество боевой подготовке, военному планированию, науке... И все же для формирования привлекательного облика армии по всем составляющим этого тоже, по-видимому, будет недостаточно. Почему?

Анализ управленческих функций военных специалистов, а также опыт педагогической работы показывают: каждый офицер выполняет четыре вида деятельности (боевую, технико-эксплуатационную, административно-управленческую, воспитательную), от качества которых, в целом, зависит уровень боевой готовности части, подразделения.

Исследование этой деятельности убедительно говорит о том, что она определяется состоянием эргатической системы, где специалист - главное звено. От того, насколько профессионально он будет подготовлен, полно и правильно сможет разрабатывать алгоритм действий, зависит и боевая готовность воинского формирования, безопасность РФ. Но обучить специалиста выполнять в единстве все четыре вида деятельности в рамках учебного плана - задача, неразрешимая для военного института, как бы мы этого ни хотели. Потому что совместить проектно-конструкторскую деятельность с эксплуатационной, боевой и управлением подразделениями просто невозможно.

Одна из важнейших задач сегодня - раскрыть функции дисциплин в формировании специалиста, решающего боевые, технико-эксплуатационные, воспитательные и административно-управленческие задачи. А еще - показать их рельефно во взаимосвязи с формированием целостной деятельности специалиста в эргатических системах, доказать, что только в высших военных учебных заведениях возможно эффективно обучить будущего офицера, довести его подготовку до необходимого уровня (при оптимальных затратах бюджета учебного времени, выделенного на тактические и общевоенные дисциплины).

Решение вышеуказанной проблемы позволит не только выявить принципиальные подходы к построению и управлению системой образования - ввуза, но и доказать необходимость высшего военно-специального образования как самостоятельного направления.

Однако задача состоит не только в том, чтобы решить проблемы подготовки военных профессионалов. Если исходить из крылатой фразы, что практически невозможно построить "коммунизм в отдельно взятой стране", то все же невозможно создать и идеальную систему военного образования в изоляции. До тех пор, пока не будет преодолен субъективизм в других образовательных системах, трудно решить проблему формирования кадрового состава, способного обеспечить поступательное развитие страны.

Правомерным и оптимальным вариантом в решении данной задачи является организация подсистемы образования, обеспечивающей подготовку кадрового состава для обеспечения работы всей государственной службы Российской Федерации (вариант представлен на схеме). Суть данного предложения сводится к следующему. В Администрации президента РФ создается Управление образования по обеспечению государственной службы. На него возлагаются функции по разработке единой идеологии в подготовке кандидатов на государственную службу. Для обучения таких кадров потребуется сеть учебных заведений. Например, для подготовки и переподготовки высших классных чинов государственной службы разумно будет создать три академии: Академию государственной службы при президенте РФ, Академию военной службы при президенте РФ; Академию правоохранительной службы при президенте РФ. Такая система образования позволит формировать кадровый состав по трем направлениям и обеспечит создание кадрового резерва для всех уровней государственной власти. А также поможет развить профессиональные качества госслужащих, условия для их служебного роста, использование новых технологий обучения, применение согласованных образовательных программ и государственных образовательных стандартов.

Возникает вопрос, что будет с остальными высшими учебными заведениями? Они будут реорганизованы и займутся подготовкой специалистов для коммерческих и других структур, не входящих в систему госслужбы.

Из предложенных составляющих системы образования государственной службы для нас самой важной, конечно, является подготовка военных кадров. Предложенная структура позволяет делать это на двух уровнях: первый - высшие военные училища; второй - Академия военной службы. Хотя вначале первый уровень можно не затрагивать, а ограничиться лишь корректировкой программ, содержание которых должно быть направлено на подготовку широко образованного офицера. Вместе с тем в них, и это надо подчеркнуть особо, не должно допускаться формального увеличения количества изучаемых предметов, что лишь снизит "приоритетность" военных дисциплин. Так, уже сегодня "многотемье" в учебных программах приводит к тому, что некоторые актуальные и перспективные вопросы военного искусства рассматриваются лишь на уровне ознакомления. Это не обеспечивает формирование профессиональных навыков людей в погонах, и, прежде всего, в управлении войсками. Поэтому учебные программы должны "жестко" зафиксировать четыре вида деятельности выпускника военного института: боевую, технико-эксплуатационную, административно-управленческую, обучение и воспитание личного состава. Причем основное усилие сосредоточить на модернизации системы на уровне академий. Количество их сначала ограничить академией Генштаба и видовыми академиями.

Такая структура высших учебных заведений поможет формированию у офицеров более цельного взгляда на сложный характер боевых действий будущего. А учебные программы позволят решить важнейшую задачу военного образования - дать офицеру хорошую базовую подготовку, сформировать мышление военного руководителя, способного четко реагировать на быстро меняющуюся боевую обстановку. А в конечном итоге, сформирует у них потенциальные качества руководителей больших воинских коллективов.

Высказанные предложения обусловлены не "реформаторским зудом", а осознанием того, что военный руководитель, как государственный служащий, должен обладать не шаблонным мышлением, а быть творческой личностью, прежде всего, в области военного искусства. Подготовка офицеров на основе вышеназванных четырех видов деятельности позволит формировать специалиста-профессионала, владеющего не только набором уставных положений, но и закономерностями боевых действий, способного управлять войсками в разнообразных условиях обстановки.

Александр КОРАБЕЛЬНИКОВ
доктор военных наук, профессор, полковник

Опубликовано в выпуске № 33 (50) за 1 сентября 2004 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц