Версия для печати

Подпорченное торжество

Безусловно, отметить вековой юбилей российских ВВС хотели как лучше
Щербаков Владимир
Празднование столетия со дня рождения Военно-воздушных сил России многие ждали с нетерпением. Предвкушали превосходно организованное, богатое на события действо, которое оставит после себя массу впечатлений. И впечатления остались, но, к сожалению, не только хорошие...

Празднование столетия со дня рождения Военно-воздушных сил России многие ждали с нетерпением. Предвкушали превосходно организованное, богатое на события действо, которое оставит после себя массу впечатлений. И впечатления остались, но, к сожалению, не только хорошие...

Автор этих строк имел возможность посетить праздник в Жуковском обычным для него путем, то есть благодаря аккредитации. Но предпочел на себе испытать все, что выпадет на долю не журналистов, а простых российских граждан: зайти на сайт, посвященный столетию отечественных ВВС, и получить промокод для приобретения пригласительных билетов на 10-е число.

Процедура получения кода и последующей заявки на пригласительные оказалась достаточно простой. По ФИО, серии и номеру паспорта одного человека можно было взять три бесплатных билета. Правда, при завершении оформления в графе «Итог» появилась сумма «0,1 рубля». Видимо, программа впала в ступор, оттого что надо отдать билеты бесплатно.

Дальше дело пошло хуже.

Кому билетики?

Оказалось, что пригласительные надо забрать в течение 48 часов после оформления заявки. Таким образом, многие жители удаленных от Москвы городов очутились перед пространственно-временной преградой, преодолеть которую удалось бы разве что при наличии собственного вертолета. Или машины времени. Или устройства телепортации. Граждане, ничего этого не имеющие, сразу отправили соответствующие вопросы на сайт. И получили совет обратиться за помощью к своим столичным родственникам, друзьям или знакомым. Москва – город, конечно, большой, но вряд ли у всех в Первопрестольной найдутся близкие люди, которые смогут забрать пригласительные. Тем более что они выдавались всего в двух точках мегаполиса.


Фото: Евгений Друзин

Мне, однако, повезло: 8 августа в первой половине дня в пункте выдачи на Садовнической улице билеты я получил в течение пяти минут. Немного позабавило, правда, что пригласительными наделяли в «предбаннике» КПП одной из воинских частей. Соответственно тут стояли две очереди: одна – в бюро пропусков, другая – в зал, где были установлены с полдюжины столов. Все бы хорошо, да только вскоре «хвост» вырос до исполинских размеров, памятных по концу 80-х – началу 90-х годов, когда народ давился за продуктами, сигаретами и спиртным, выстаивая в очередях часами.

А ведь были и те, кто не знал о порядке доступа на праздник... Многие думали, что билеты, как на МАКСе, будут распространять или продавать у самого входа на территорию выставки. Ан нет – на станции «Отдых» представитель МВД по мегафону постоянно предупреждал прибывающие группы людей (в том числе и с детьми) о том, что проход на территорию только по пригласительному. Приехали на праздник? Ну извините…

Хорошо, что организаторы успели вовремя одуматься и в воскресенье, в день самого массового наплыва посетителей, организовали раздачу пригласительных прямо у железной дороги. Зачем в таком случае «городили огород» с билетами на 10 и 12-е числа? Вполне достаточно было сделать вход по пригласительным только на 11 августа, когда мероприятие проводилось для, скажем так, профессионалов и «приближенных».

Закономерный итог такой организации – число посетителей. 10-го числа, по данным организаторов и МВД, авиашоу посмотрели около 30 тысяч человек. В воскресенье – раза в 2–2,5 больше, что тем не менее несопоставимо с сотней тысяч зрителей на одном «публичном» дне МАКСа.

Коленное рукоделие

Откровенное недоумение вызвал и сам сайт, посвященный столетию ВВС России. Возникает стойкое ощущение, что он сделан впопыхах. Как говорится, «на коленке». Слабый дизайн, низкая информативность.

Для чего вообще требовалось заводить отдельный сайт? О том, что 12 августа 2012 года ВВС России исполнится сто лет, было известно задолго до юбилея. Почему бы заранее не открыть на сайте Минобороны специальный раздел? Постоянно в течение, допустим, нескольких месяцев вносить различную информацию по истории данного вида Вооруженных Сил. Создать разделы «Фотогалерея» и «Видеотека», раздел по книгам – выложить в электронном виде наиболее интересные редкие произведения, документальные и художественные. Посвятить отдельный сегмент документам, которые находятся в запасниках музеев, в ведомственных библиотеках и фондах. Абсолютное большинство интересующихся прошлым отечественной авиации до этих материалов вряд ли когда-нибудь доберутся, а тут был бы шанс посмотреть все, не отходя от компьютера.

Неплохо бы смотрелся и раздел «Интервью». Тексты бесед или записанные на видео встречи с ветеранами, действующими пилотами и техниками, летчиками-испытателями, авиаконструкторами стали бы самой лучшей патриотической «рекламой» Военно-воздушных сил. Если молодежь теряет ориентиры, взрослые должны помочь ей вновь обрести их.

Здесь же, на сайте уместной оказалась бы и продажа памятных сувениров к столетию ВВС. (Кстати, по наблюдению автора, в Жуковском 10 августа в основном продавались те же сувениры, что и на прошлогоднем МАКСе.) Или провести сбор заявок-заказов на книгу, посвященную юбилею и повествующую о прошлом и настоящем нашей военной авиации. На самом мероприятии мне, к примеру, так и не удалось четко выяснить, как и на каких условиях это издание можно достать. Отсутствовало оно и на немногочисленных лотках на аэродроме.

Отдельный разговор о вопросах, которые создатели сайта разметили в виде прелюдии к получению промокода. Итак:

  • Когда образованы ВВС России? (Варианты ответов: 12 августа 1912 года, 14 июня 1916 года, 12 августа 1903 года.)
  • Прозвище молодого летчика в фильме «В бой идут одни старики» (варианты: Жучок, Шмель, Кузнечик).
  • Как называется военный самолет, предназначенный в первую очередь для уничтожения воздушных целей? (Бомбардировщик, истребитель, победитель.)
  • Какой существует вид истребителей, служащих для нанесения удара по авиации противника? (Истребители оперативно-тактического назначения, истребители противопожарного назначения, истребители противопехотной обороны.)
  • Как называется фигура высшего пилотажа, впервые продемонстрированная российским летчиком-испытателем, Героем Российской Федерации Евгением Фроловым? (Мантра Фролова, Аура Фролова, Чакра Фролова.)

Кто придумал этот опросник? Хотелось бы проверить уровень IQ этого человека. А ведь можно было провести викторину, включающую, скажем, 50 действительно серьезных вопросов, а победителей наградить какими-нибудь ценными подарками. Это тоже элемент патриотического воспитания.

Дырявый китель

Но вот наконец и вход на выставку. Сразу впечатлила работа досмотровых сканеров. Очередь буквально пролетала – не то что на минувшем МАКСе, когда медлительный ручной досмотр выводил людей из себя. Но начавшаяся почти сразу за входом статическая стоянка авиатехники радость поубавила. Забор высотой порядка 1,6–1,7 метра практически не оставлял возможности нормально обозреть находящиеся за ним самолеты – как ретро, так и современные машины. Ни детишки, ни взрослые не смогли сфотографироваться на фоне грозного истребителя или мощного бомбардировщика. В качестве «задника» на памятной фотографии предлагался только металлический забор. МВД использует на массовых мероприятиях металлические заграждения высотой примерно по пояс. Почему нельзя применить их и здесь? О зарубежном опыте в этой области даже и вспоминать не хочется – мы все равно всегда идем «своим путем».

Положительные эмоции должен был добавить, казалось, павильон, в котором расположились небольшая экспозиция музейных экспонатов и группа тренажеров различного типа. Однако и здесь вышло «как всегда»: все представленное «размазали» тонким «слоем» вдоль стен, оставив огромное пространство в центре пустующей бесполезной дырой.

Почему бы не открыть на три дня в одном из павильонов временную экспозицию музея? Показать наиболее интересные экспонаты, организовать торговлю сувенирами и соответствующей литературой... Понятно, что большинство гостей интересовались полетами, но обязательно нашлись бы и те, кого увлекла такая выставка. И уж точно многих порадовала бы возможность хоть на мгновение почувствовать себя пилотом реактивного ракетоносца, членом экипажа ударного или многоцелевого вертолета, зенитчиком, бесстрашно расправляющимся с вражескими самолетами... Для этого следовало бы открыть в павильоне огромный класс, снабженный тренажерами самолетов, вертолетов, расчетов ПЗРК и других. Сложность тут могла заключаться разве что в финансировании данного проекта, но уж на столетие ВВС можно было бы расстараться, не так ли?

Однако самое потрясающее автору этих строк только предстояло узреть. Где именно? В витрине стенда, призванного вроде бы напомнить соотечественникам об асе Великой Отечественной, трижды Герое Советского Союза Александре Ивановиче Покрышкине. Помещены фотография и китель маршала авиации с табличкой «1970-е гг.». А на кителе – дырки... В тех местах, где крепились Золотые Звезды. Как и кто допустил подобное?! Пусть знаки отличия переданы на хранение в семью выдающегося летчика и авиационного командира или находятся в музее, но должны же быть муляжи (дубликаты). Негоже выставлять на обозрение участников праздника в честь столетия Военно-воздушных сил мундир легендарного Покрышкина в таком виде.

Четверка за артистизм

Конечно, все негативные моменты сошли на нет с началом полетов. Великолепная возможность увидеть в небе почти все самолеты и вертолеты, стоящие на вооружении российских ВВС, вплоть до воздушного командного пункта и стратегических ракетоносцев Ту-22М3, Ту-95МС и Ту-160. Аналогичный по количеству и типажу состав авиационной группировки наблюдать приходилось лишь на московских парадах 9 Мая. Впечатление не испортили даже демонстративные отказы Турции и Латвии направить свои пилотажные группы в Подмосковье. Польша, у которой с Россией многовековые непростые отношения, откомандировала на праздник в Жуковский мастеров вождения крылатых машин, а Турция с Латвией не смогли «по личным причинам». Впрочем, и без их летчиков было хорошо.

Строгие «Красные стрелы», эмоциональные итальянцы и сразу несколько российских пилотажных групп на самолетах и вертолетах разных типов – впечатлений хватит не на один год. Особенно мальчишкам – стратегическому резерву ВВС России.

Поэтому оценивая работу устроителей торжества, ставим им за артистичность твердую четверку, даже четверку с плюсом. А вот за технику исполнения – тройку с большим минусом. И поздравляем летчиков и всех, кто каким-либо образом причастен к военной авиации, а также остальных российских граждан с замечательным праздником. Хотя ВВС России, если судить по поговорке «Как встретишь Новый год – так его и проведешь», явно ждет весьма непростое второе столетие. Особенно в организационном плане.

Опубликовано в выпуске № 33 (450) за 22 августа 2012 года

Loading...
Загрузка...
Аватар пользователя роман
роман
21 августа 2012
хочу добавить, что бросилось в глаза на этом авиашоу, посвящённом как было заявлено, 100-летию отечественной авиации: 1) показ воздушного боя Первой мировой между русским Ньюпором и германским Фоккером закончился победой... немца. 2) показ техники Второй мировой был насыщен американскими машинами. из наших, по моему был один то ли Ла, то ли МиГ. 3)ну и наше время российское небо долго покоряли итальянцы, французы, кто-то ещё. наших я так и не дождался...
Аватар пользователя СМЕРТЬ ШПИОНАМ
СМЕРТЬ ШПИОНАМ
26 августа 2012
А ТЫ СКАЖИ СПАСИБО, ГИТЛЕРУ ЗА ЭТО ВЕДЬ МЫ ВОЕВАЛИ А НЕ СИДЕЛИ КАК АМЕРЫ. ПОДЖАВ ХВОСТ. ПРОСТО ВСЕ НАШИ САМОЛЕТЫ ПОГИБЛИ ИЛЬ ПОЧТИ ВСЕ. А ЗАТЕМ МЫ ИХ ПЕРЕПЛАВИЛИ, В СЛЕДУЮЩЕЕ ПОКОЛЕНИЕ. НО ТЫ ЭКСПЕРД ДИВАННЫЙ И ДРОЧИ ДАЛЬШЕ.
Аватар пользователя СМЕРТЬ ШПИОНАМ
СМЕРТЬ ШПИОНАМ
26 августа 2012
ЗНАЧИТ ТЫ ЗЫРИЛ НЕ ТО СТОЛЕТИЕ ВВС, СУ 35 ТАКОЕ ПОКАЗАЛ, ЧТО РАПТОРУ НИКОГДА НЕ УДАСТСЯ, НИКОГДА.
Аватар пользователя HZ66
HZ66
26 августа 2012
Это точно, "Раптору" кое-что из этого не по силам. Правда и в реальном бою этот цирк тоже не нужен.
Аватар пользователя АНС
АНС
27 августа 2012
С.Ш. Опять тебя без намордника выпустили.Ну когда же ты уймешься.Здесь ведь не пивной ларек. А что касается АМЕРОВ, то они,как ты говоришь,сидя на диване, выиграли войну на двух фронтах, потеряв всего триста тысяч солдат.Воевали техникой и головой. И союзникам своим еще ох как помогали. Гдебы мы были без их поставок. А самолеты....Да их просто не с чем сравнивать.Нет их у нас.
Аватар пользователя Сергей М
Сергей М
28 августа 2012
Ну летали, кто как умел. Пусть немец нашего из 1 мировой сбил, что неправда? Главное автор акцент всем этим ведомствам шлет - организация херова и никто не ответит.
Аватар пользователя роман
роман
21 августа 2012
хочу добавить, что бросилось в глаза на этом авиашоу, посвящённом как было заявлено, 100-летию отечественной авиации: 1) показ воздушного боя Первой мировой между русским Ньюпором и германским Фоккером закончился победой... немца. 2) показ техники Второй мировой был насыщен американскими машинами. из наших, по моему был один то ли Ла, то ли МиГ. 3)ну и наше время российское небо долго покоряли итальянцы, французы, кто-то ещё. наших я так и не дождался...
Аватар пользователя СМЕРТЬ ШПИОНАМ
СМЕРТЬ ШПИОНАМ
26 августа 2012
А ТЫ СКАЖИ СПАСИБО, ГИТЛЕРУ ЗА ЭТО ВЕДЬ МЫ ВОЕВАЛИ А НЕ СИДЕЛИ КАК АМЕРЫ. ПОДЖАВ ХВОСТ. ПРОСТО ВСЕ НАШИ САМОЛЕТЫ ПОГИБЛИ ИЛЬ ПОЧТИ ВСЕ. А ЗАТЕМ МЫ ИХ ПЕРЕПЛАВИЛИ, В СЛЕДУЮЩЕЕ ПОКОЛЕНИЕ. НО ТЫ ЭКСПЕРД ДИВАННЫЙ И ДРОЧИ ДАЛЬШЕ.
Аватар пользователя СМЕРТЬ ШПИОНАМ
СМЕРТЬ ШПИОНАМ
26 августа 2012
ЗНАЧИТ ТЫ ЗЫРИЛ НЕ ТО СТОЛЕТИЕ ВВС, СУ 35 ТАКОЕ ПОКАЗАЛ, ЧТО РАПТОРУ НИКОГДА НЕ УДАСТСЯ, НИКОГДА.
Аватар пользователя HZ66
HZ66
26 августа 2012
Это точно, "Раптору" кое-что из этого не по силам. Правда и в реальном бою этот цирк тоже не нужен.
Аватар пользователя АНС
АНС
27 августа 2012
С.Ш. Опять тебя без намордника выпустили.Ну когда же ты уймешься.Здесь ведь не пивной ларек. А что касается АМЕРОВ, то они,как ты говоришь,сидя на диване, выиграли войну на двух фронтах, потеряв всего триста тысяч солдат.Воевали техникой и головой. И союзникам своим еще ох как помогали. Гдебы мы были без их поставок. А самолеты....Да их просто не с чем сравнивать.Нет их у нас.
Аватар пользователя Сергей М
Сергей М
28 августа 2012
Ну летали, кто как умел. Пусть немец нашего из 1 мировой сбил, что неправда? Главное автор акцент всем этим ведомствам шлет - организация херова и никто не ответит.

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц