Устьянцев Сергей
По Сергею Устьянцеву, научному редактору с Уралвагонзавода и лауреату премии «Щит и меч Отечества» 2016 года, конца истории нет и не предвидится. Отечественную промышленность питают традиции. В сочетании с новациями они дают возможность технологического рывка.
Межотраслевое взаимодействие во все времена – и в Российской империи, и в СССР, и сегодня – не относилось к сильным сторонам отечественной индустрии. В отличие от Германии или США, где контрактные обязательства имели и имеют непреложную и почти сакральную силу.
Билль США о ленд-лизе (lend – давать взаймы, lease – сдавать в аренду) был утвержден11 марта 1941 года и уполномочил президента передавать технику и снаряжение военного назначения любой стране, защита которой признается жизненно важной для безопасности Америки.
Казалось бы, молодая советская отраслевая наука никоим образом не могла соперничать с германскими промышленными институтами, имевшими мощнейшую материальную базу, великолепных ученых и прочные традиции. Немецкие концерны издавна содержали крупные научно-исследовательские учреждения.
Эвакуация танковой промышленности на восток стала не только суровым испытанием, она еще и открыла возможность в полной мере задействовать предвоенные наработки, благо, главные площадки – Уралвагонзавода и ЧТЗ – предоставляли для того полную возможность.
В развитой индустриальной стране, каковой являлась Германия и каковым в годы войны стал Советский Союз, руководство промышленности и армии всегда имело некоторый набор новых боевых машин, подготовленных для принятия на вооружение. У каждой были свои достоинства и недостатки.
Еще со времен Немецкой слободы и поездок в нее юного Петра I понятие «немецкий порядок» означает нечто совершенное, в русских руках и условиях недостижимое. Доля истины здесь имеется, но она не относится к Наркомату танковой промышленности.
В предшествующей статье мы говорили об успешной адаптации заимствованной в США системы поточно-конвейерного производства автомобилей и тракторов к советским условиям.
В годы Великой Отечественной войны среди всех танковых заводов СССР наивысшую производительность показали расположившийся в цехах довоенного Уралвагонзавода Уральский танковый завод № 183 (25 266 средних танков Т-34 к концу мая 1945-го), Горьковский автомобильный завод (17 333 легких танка и САУ)
«Гроза двенадцатого года настала – кто тут нам помог? Остервенение народа, Барклай, зима иль Русский Бог?». Так А. С. Пушкин определил истоки победы государства Российского в Отечественной войне 1812 года.
Накануне Второй мировой войны западные эксперты расходились в оценках количества советских танков, артиллерии и самолетов, но почти все были согласны в одном: это плохие копии западной техники, склепанные самыми примитивными методами.